Размах исламистских манифестации Париже убедил подавляющее большинство депутатов от Союза президентского большинства (СПБ), что закон, запрещающий ношение религиозной символики в школах, "необходим как никогда"
"Мы не должны проявлять слабость перед интегристами. Антисемитские высказывания, прозвучавшие во время этой манифестации подчеркивают необходимость республиканского вмешательства", - заявил вчера депутат Верхней Луары. "Нет иного пути, кроме законодательного. Сплотим же ряды и вперед!" - воскликнули Кристиан Эстрози и Ив Жего. "Радикальная субботняя манифестация побудит многих из нас проголосовать за этот текст, который послужит мощным сигналом", - добавил Доминик Дор. "Существует такое движение общественности за этот закон, что мы обязаны проголосовать за него", - заявил Робер Пандро.
Председатель Ассамблеи Жан-Луи Дебре вызвал негодование некоторых членов СПБ, согласившись вчера на проведение беспрецедентных дебатов по этому законопроекту, которые начнутся 3 февраля. Все депутаты, которые желают принять участие в дебатах, смогут на них записаться. Количество желающих выступить не ограничивается, хотя при обсуждении любого другого законопроекта каждая фракция имеет строго определенное время на выступления, которое распределяется между ее членами. В штабе СПБ Патрик Олье и Франсуаза де Панафьё под аплодисменты коллег заявили, что "эти трудные дебаты не должны стать поводом к пересмотру существующего регламента и привести к нарушениям, которые могут внести смятение в умы французов".
Это стремление сплотиться для оказания сопротивления нажиму исламистов укрепляет позиции Люка Ферри и Ксавье Даркоса, которые вчера утром на слушаниях в парламентской комиссии по законодательству подтвердили свое желание принять без поправок проект закона, запрещающего носить в школах "символы и одежду, подчеркивающие религиозную принадлежность учеников".
Министр национального образования и замминистра школьного образования пояснили, что цель принятия закона "вовсе не в том, чтобы заклеймить ту или другую религию", а в том, чтобы "обеспечить спокойствие в школах". "Вы хотите, чтобы наши дети дрались в школе, чтобы там были кланы католиков, иудеев или мусульман?" - воскликнул Люк Ферри.
Он подчеркнул, что законопроект предусматривает запрет на ношение больших крестов, кипы и мусульманского женского платка, а также банданы, если "она используется девочками в качестве знака религиозной принадлежности". Сикхский тюрбан пока находится под вопросом: его разрешат, если он будет "скромным", заявил Люк Ферри, который посоветовал сикхам носить на голове "прозрачную сетку".
Министр также пустился в семантические объяснения, чтобы объяснить значение слова "демонстративность", сохраненного в законопроекте. По его мнению, запрет на ношение "видимых" или "явных" знаков религиозной принадлежности, о котором говорится в выводах комиссии Дебре, противоречит принципу религиозной свободы, провозглашаемому Декларацией прав человека. Люк Ферри также пояснил причины своего несогласия с запретом на ношение "политической" символики, которого требуют Жан-Луи Дебре и некоторые депутаты от СПБ. "Запрещение политической символики уже предусмотрено циркуляром Жана Зэя от 1 июля 1936 года", - заметил Люк Ферри. - "Этот циркуляр не выполняется, и если запретить только религиозную символику, ученики смогут носить знаки принадлежности к ассоциации, группе или символику, свидетельствующую об определенном образе жизни", - возразил Клод Гоасген, который выступает за запрещение "религиозной, политической и иной" символики.
Но Люк Ферри остался непоколебим: лишь точное следование тексту позволит "предупредить возможность обойти закон". Ибо, подчеркнул он, "даже волосяной покров можно превратить в символ". В его интерпретации это означает, что в некоторых случаях под действие закона может подпадать даже ношение бороды, "когда это превращается в религиозный символ".
Те немногие депутаты от СПБ, у которых этот законопроект продолжает вызывать беспокойство, получили вчера поддержку от лидера Союза за французскую демократию Франсуа Байру. Последний попросил правительство "все как следует взвесить", ибо в противном случае, сказал он, закон окажется "в значительной степени невыполнимым" и "очень быстро приведет к усилению напряженности".
"Обозреватель" , 21 января 2004 г.