ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"НГ-религии": Даниил Щипков. Между альтернативным и древним православием. Кончина предстоятеля Старообрядческой Церкви ставит вопрос о ее дальнейшем развитии

22 января 2004

В последний день прошлого года скончался митрополит Алимпий (Гусев) - глава Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), самого многочисленного на сегодня староверческого толка, который еще называют "белокриницким согласием". 4 января отпевание почившего предстоятеля совершил избранный накануне местоблюститель епископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин) в сослужении практически всех архиереев РПСЦ и 60 священников.

Митрополит Алимпий (род. в 1929 г.) управлял РПСЦ почти 18 лет, то есть с того момента, когда началась "перестройка", принесшая вскоре изменения в религиозную жизнь страны. Многие сравнивали фигуру митрополита с фигурой Патриарха Алексия II, называя его политику здорово-консервативной и "сбалансированной", что помогло пережить сложный "переходный" период для страны и Церкви. Другие обвиняли его в нехватке административных способностей и неумении управлять митрополией, в которой при жизни Алимпия реальная власть сосредоточилась в руках его родного брата, протоиерея Леонида Гусева, настоятеля кафедрального собора на Рогожском кладбище.

Бесспорно одно - митрополит Алимпий был старовером в подлинном смысле слова. Будущий митрополит Алимпий, в миру Александр Капитонович Гусев, вырос в семье потомственных старообрядцев-поповцев под Нижним Новгородом, с детства воспитывался в старой вере и через всю жизнь пронес традиции предков. Он служил на флоте, был бакенщиком, пожарным. Высшего образования у него не было, а к интеллигентам и образованным он, как говорят, относился с известной долей скепсиса. Его отличала скромность и даже замкнутость, характерная для старообрядцев времен гонений, помогавшая им выжить и сохранить свою веру. В 38 лет он дал обет безбрачия и был посвящен в сан диакона, после чего 19 лет прожил в келье, "исполняя иноческий устав жития". В 1985 г. стал священником, в 1986 г. архиепископом, а в 1988 г. - в РПСЦ было принято решение о повышении титула архиепископа Московского до митрополита.

Со смертью митрополита Алимпия завершился определенный этап в истории белокриницкого согласия. Его можно охарактеризовать как этап становления РПСЦ после репрессий. Цифры свидетельствуют о росте числа общин и прихожан, произошедшем за последние 15 лет. В то же время старообрядцев по-прежнему в России мало и влиятельной конфессией их назвать сложно. Их количественный рост был связан, как и во всех остальных традиционных религиозных организациях, с появившейся в конце 1980-х гг. возможностью открыто исповедовать свою веру и непродолжительной модой на религию вообще. Поэтому можно сказать, что к сегодняшнему дню староверы уже "нашли" своих прихожан (по некоторым оценкам, во всех согласиях их насчитывается менее 1% населения страны) и ожидать каких-то кардинальных изменений здесь не приходится. Вопрос в том, станет ли старообрядчество влиятельным меньшинством.

Митрополит Алимпий не был политиком. Он редко выезжал за пределы Рогожского поселка и осуществлял скорее духовное, а не административное управление митрополией. Не склонные к строгой централизации старообрядцы за это время не смогли сделать РПСЦ лабильным и конкурентоспособным организмом. Впрочем, причиной этому послужила не только фигура уединенного монаха и молитвенника Алимпия, но и выработавшаяся за годы советской власти в старообрядческой среде закрытость от общества, в котором они были лишены возможности вести свою деятельность.

Сами старооборядцы зачастую осознают себя как альтернативу "господствующей" Церкви, захватившей, по их мнению, все рычаги влияния. Очевидно, что сегодня многие приходят в старую веру в знак протеста против РПЦ. В силу этого старообрядчество начинает восприниматься как часть так называемого "альтернативного православия", для которого характерно состояние "вечной войны" и озлобленность от сознания собственной маргинальности.

Между тем еще сто лет назад старообрядцы отнюдь не считались маргиналами. Вспоминая положение старообрядцев в российском обществе накануне революции 1917 г., можно увидеть, что в их среде были не только необразованные, "деревенские" люди, но и успешные предприниматели, фабриканты, меценаты. Это свидетельствует о способности старообрядцев, оставаясь верными своей традиции, принимать живое участие в общественной жизни, болеть за свою страну и т.д. Старообрядцы обладали большими капиталами, что сказывалось и на благосостоянии их общин. Сегодня по понятным причинам все это утеряно.

Смогут ли староверы восстановить хотя бы часть своего влияния, зависит в том числе и от нового главы РПСЦ. Его имя станет известно на очередном Освященном Соборе, который должен состояться с 9 по 11 февраля.

Источник в митрополии, пожелавший остаться неизвестным, сообщил "НГР", что на место митрополита могут претендовать несколько епископов: нынешний местоблюститель епископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), епископ Казанский и Вятский Андриан (Четвергов), а также епископ Киевский и всей Украины Саватий (Козко), хотя, по всей видимости, шансов у последнего немного.

Фигуры Иоанна и Андриана - наиболее вероятных кандидатов - можно рассматривать в качестве знаковых, обозначающих определенные тенденции в РПСЦ. Епископ Иоанн (род. в 1926 г.) олицетворяет собой "старое" старообрядчество, прошедшее все перипетии советских гонений. Епископ Андриан - человек достаточно молодой и энергичный, с высшим образованием. "Новые" старообрядцы, пришедшие в Церковь после "перестройки", а также образованные и интеллигентные из их числа, которых становится все больше, связывают свои надежды именно с ним.

В качестве главного идеологического противника епископа Андриана рассматривается брат покойного митрополита Алимпия протоиерей Леонид Гусев. Поддержит ли он кандидатуру епископа Иоанна или выдвинет свою - неизвестно. Очевидно одно - он сделает все возможное, чтобы не допустить избрания Андриана, которого уже обвинял в заговоре и попытке сместить митрополита Алимпия с поста главы РПСЦ во время его болезни в октябре прошлого года. В то же время сторонники Андриана критикуют протоиерея Гусева за его крайний консерватизм, выражающийся в поддержке радикально-патриотических организаций, борьбе с ИНН, новыми паспортами и интернетом. Сам Андриан более либерален, в том числе и к явлениям глобализации. Так, например, в своем докладе на Освященном Соборе 2001 г. он заявил, что считать ИНН "первым этапом внедрения печати антихриста" необоснованно, и предостерег Церковь от раскола по этому вопросу.

Победа той или иной стороны будет означать, какой путь выберет РПСЦ: путь замкнутого существования или путь социальной открытости. Станут ли староверы еще одной группой "альтернативного православия" или заявят о себе как об активных и стремящихся к процветанию общества, но бескомпромиссных и твердых в своей вере гражданах?

"НГ-религии" , 21 января 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама