ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Я русин был, и есмь, и буду"

Марина Васильева :: 02 ноября 2010

Когда знакомишься с историей народа русинов – представляется клубок ниток для вышивания: красные, синие, зеленые, желтые. Недаром блещут яркими красками национальные костюмы! Но и черного цвета в клубке тоже предостаточно. Совсем как в русинской истории.

В русинах много общего с русскими, а вера одна и та же– православная, хотя небольшая часть населения – униаты. Народ этот невелик, проживает в Закарпатье, на территории Украинской республики, и сопредельных странах: Венгрии, Польше, Чехословакии. На протяжении своей истории русины входили в состав Венгрии, Австро-Венгрии, Польши, Чехословакии, Украины.

Все войны прогремели над этим краем, сопредельные страны неоднократно делали попытки вобрать его в себя. Но этому мешала самобытность народа.

В статье "Карпатороссы или украинцы?" размещенной на "Русской линии" (http://rusk.ru), анализируется проведенная украинскими национал-шовинистами и коммунистами "украинизация" карпатороссов (русинов) в 1919-1939 гг. Подчеркивается, что лишь после краха тоталитаризма в Восточной Европе карпаторусский народ вновь заявил о себе, как о настоящем хозяине своей земли. Его официально признали в Словакии, Польше, Венгрии. Данные народы после I Мировой войны создали свои национальные государства в результате распада Австро-Венгерской, Германской и Российской Империй. Но, к сожалению, национально-государственным устремлениям карпатороссов, настроенных на соединение с Россией или с какою-то из её частей, не суждено было осуществиться.

Территория исторической Карпатской Руси после краха Австро-Венгрии (1918) была разделена между Польской и Чехословацкой Республиками. Правительство Республики чехов и словаков обещало краю широкую автономию, но в полной мере так её и не предоставило. В 20-е гг. на Подкарпатскую Русь нахлынули эмигранты-националисты из Малороссии и Галиции, развернувшие украинофильскую пропаганду. Карпатороссов они считали частью новообразованного "украинского" народа и целенаправленно навязывали обществу эту идею.

Межвоенный период на карпаторусских землях был ознаменован ярко выраженным национально-политическим противостоянием руссо – и украинофилов. В 1938-1939 гг. в результате развала Чехословакии Подкарпатская Русь была оккупирована хортистской Венгрией, а в 1945 г. была присоединена к СССР в качестве Закарпатской области УССР.

Итак, в результате авантюристических действий коммунистического руководства СССР, Чехословакии и Польши в 1945-1951 гг. русины на 40 лет исчезли с этнической карты Европы, будучи безосновательно и против своей воли переименованными в "украинцев". Карпатороссы (русины) были объявлены "украинцами" решением V конгресса Коминтерна (Москва, 1924 г). Никаких опросов карпаторусского населения Чехословакии и Польши на предмет этнической самоидентификации коммунисты, разумеется, не проводили.

Однако, несмотря ни на что, карпатороссы в период между двумя мировыми войнами сохраняли своё национальное имя и самосознание. Мы считаем, пишут авторы статьи, подготовленной Информцентром Всеукраинского Объединения "Русское Содружество", что начавшееся в 90-х гг. возрождение Карпатской Руси является естественным продолжением национального движения русинов в условиях демократической Чехословакии и реваншистской Польши 20-30-х гг. прошлого века.

Что мы раньше знали о народах Закарпатья?

Помнится, была такая песня в советское время: "А где твой дом, гуцулочка? – Карпаты". Сегодня, да и во все времена, бойки, гуцулы, лемки – полдюжины этнических групп мирно уживаются в Карпатской Руси. Но! Просьба не путать Прикарпатье и Закарпатье! Бандеровцы, "зеленые братья" и прочая нечисть водилась именно в Прикарпатье. Закарпатье же относилось к советской России вполне лояльно. С песен, точнее, фольклора и началось мое знакомство с этим народом. А еще вспомнились увиденные в эпоху документальных фильмов, которые можно было за бесценок просмотреть в любом кинотеатре (не ценили мы своего счастья!), кинокадры сплава леса по горным рекам. Узкие, в три – четыре ряда бревен, плоты виртуозно проводились через стремнины крепкими людьми в вышитых телогрейках. Горные реки – Тиса, Черемош – бурлили, кипела пена, плоты летели с сумасшедшей скоростью, смотреть на это было весело и жутко. Гуцулы – плотогоны разводили костры на поляне и плясали, положив руки на плечи друг другу, сосед – соседу. Брат – брату. От этого возникало ощущение силы и надежности.

А совсем недавно довелось познакомиться с русинами и их культурой лично, в Доме Русского Зарубежья, куда пригласил глава Клуба друзей карпатской Руси Михаил Дронов. Это было первое выступление фольклорного коллектива в Москве и в России. Две женщины в ярких одеждах и баянист. Со сцены звучали строгие и немного грустные баллады, веселые коломыйки. Вечер прошел на высокой ноте и завершился пением национального гимна "Я русин был, и есть, и буду". Потом были беседы в церковном доме, где гости остановились у батюшки Стефана Пристая, благочинного Успенского церковного округа Москвы. Отец Стефан принимал гостей с любовью и заботой. Две артистки, блондинка и брюнетка, в красиво украшенных костюмах выглядели каждая на двадцать лет моложе своего возраста. Хорош был в своей "вышиванке" и баянист Михаил.

Я прошу гостей рассказать о себе, о своем творческом коллективе.

– Зовут меня Елена Микитюк. Родилась в селе под Мукачевым, сейчас живу в этом городе – начинает блондинка. – Работаю, в музыкальной школе веду хоровое дирижирование. Я и Ольга песню впитали с молоком матери. Сначала мы выступали каждая сама по себе. С Ольгой познакомились в 70-е годы. Я тогда руководила танцевальным коллективом. Отдыхала в санатории, куда приехала Ольга с концертом. Мы с ней были уже знакомы. И вдруг она пригласила меня на сцену! С тех пор мы поем вместе. Объездили всю Европу: Чехия, Хорватия, Венгрия, Сербия. Наш коллектив называется "Червена Ружа". Ружа – это такой цветок, пион.

– А за океаном бывали? Там много эмигрантов – русинов...

-Нет, но были в Кринице (Польша) и встречались с представителями русинских обществ Канады, Америки, Аргентины, даже Австралии. Надеемся как-нибудь туда попасть.

– В чем различие украинского и русинского песенного фольклора?

– В русинском языке много слов, вошедших из языков сопредельных стран: венгерские, словацкие. Русинский фольклор самобытен, в песнях заметен четкий, синкопированный ритм. Украинские и русские песни несколько иные, протяжные. И говорят русины четко и определенно. Основа нашего языка– церковнославянский, принесенный святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. В языке отразилась наша история, начиная с XI века. В ней и татаро-монголы оставили след. Не только в языке, но и в культуре в целом: музыке, литературе. Даже в кухонных рецептах.

– Как вы относитесь к России, русской культуре?

Отвечает Ольга Прокоп:

-Прекрасно. Я очень люблю русскую литературу, поэзию. Лермонтова могу читать наизусть. В 1969 г. участвовала в декаде русской культуры в Закарпатье. И все, кого я знаю, относятся также.

В одной из наших поездок мы посетили колхоз под Оренбургом, где жили эвакуированные во время войны наши земляки. Они сохранили наши обычаи и традиции. Мы пели русинские песни, и это было очень радостно.

У меня много друзей среди русских, а теперь появились и в Москве.

-Ольга, расскажите о себе.

– Мой отец родился в 1883 г. в селе Иза, Хустского района. Он был государственным служащим, депутатом парламента от Аграрной партии, по убеждениям – горячим патриотом. И очень верующим. Осужден на Мараморском процессе среди 94-х православных, боровшихся за веру истинную, против греко-католиков. Это было в 1913-1914 гг. Сначала три месяца был в заключении в обычной тюрьме, затем его перевели в крепость, где он два года просидел в камере – одиночке. С 1919 по 1939 г. Закарпатье входило в состав Чехословакии. Потом – Венгрии.

– А во время войны с кем были русины – с Гитлером?

– Ни в коем случае! Отец был призван в венгерскую армию, и, чтобы не воевать против русских, бежал и прятался, чтобы его не поймали. Венгрия была на стороне фашистской Германии, но Чешский корпус Людвига Свободы формировался в Бузулуке, на берегах Волги, в глубоком тылу.

Я окончательно запутываюсь в тенетах мировой истории и больше вопросов не задаю.

– Много лет спустя, – продолжает Ольга – когда специальным поездом мы прибыли в Бузулук, нас встречали сводный оркестр, и огромный хор грянул: "Реве тай стогне Днипр широкий". Никогда не забуду! Это был 1969 г. А Закарпатье вошло в состав Советской Украины с 1945 г. Всех тогда в одночасье сделали украинцами. Но культура наша сохранилась. Мы ее бережем. Наша область – колыбель русинов.

– Что для вас значит ваша творческая деятельность?

Отвечают обе, не сговариваясь:

– Песня – моя жизнь, мое дыхание.

Еще немного беседуем о церковной музыке, старинной и современной. Я вручаю гостям на память две кассеты: хора Духовных школ Троице – Сергиевой лавры и воинского хора Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Они мне – записи своих выступлений. И мы расстаемся, пообещав друг другу непременно встретиться еще.

Как сложится судьба русинов в Новой России? Они настроены на независимое государство. Украинская республика не больно-то идет навстречу, но этот народ умеет ждать. Помогай им, Боже! Пусть у них все будет хорошо.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама