5 ноября в Фонде социально-культурных инициатив состоялся круглый стол "Российский кинематограф для детей и юношества. Вчера. Сегодня. Завтра". Представители Церкви, правительства и профессионалы киноиндустрии обсудили, как возродить детское и юношеское кино в современной России и какие проблемы стоят перед отечественным кинематографом сегодня.
Начиная обсуждение, архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви, выделил три этапа в истории отечественного кино. "Вчера" советский период, в который производилось множество хороших, нужных, фильмов для детей и юношества; "сегодня" настоящий момент, когда детская киноиндустрия практически сошла на нет: "завтра" будущее, на которое мы можем и должны повлиять.
"Есть востребованность фильмов, которые могут научить добру, любви, созиданию. Для их создания нужны воля, заказ, сценарий и средства", описал сегодняшнюю ситуацию отец Тихон.
Он рассказал, что в 2011 году планируется провести конкурс на лучший сценарий детского или юношеского фильма в рамках Международного благотворительного кинофестиваля "Лучезарный Ангел". Главный приз 2 млн рублей, премия Оргкомитета фестиваля. По словам отца Тихона, это может послужить "катализатором" развития детского кинематографа в России.
"Реально на сегодняшний день происходит катастрофа", отметил Евгений Герасимов, председатель Комиссии по культуре Московской городской думы.
Детское кино воспитывало, учило жить в конкретных условиях страны, в которой жил ребенок. Сегодня эта функция кино утрачена. С одной стороны, проблема в отсутствии сценариев. С другой в том, что молодые профессионалы киноиндустрии отказываются создавать детские фильмы, потому что уверены, что они не принесут им реальной прибыли и признания.
По словам Герасимова, проблема заключается также в отсутствии возможности массового проката детских кинофильмов: в стране нет сети детских кинотеатров, билеты а кино дороги и потому многим недоступны, а для телевидения детское кино "не формат", потому что не обеспечит достаточную прибыль от размещенных во время показа рекламных роликов.
Существенная проблема бюджет кинофильма.
"Любой детский фильм должен быть увлекательным, а значит, крупнобюджетным", отметил Сергей Зернов, директор Департамента кинематографии Минкультуры России.
В последние десятилетия детское кино чаще поднимало социальные проблемы именно из-за того, что такой фильм снять дешевле, чем фильм о приключениях наподобие советского "Садко".
Симптоматично, что в год в советское время производилось около 300 фильмов, из них 50 детские и юношеские ленты. В последнее время игрового кино практически нет, исключение для массового проката составили несколько полнометражных анимационных фильмов.
Владимир Хотиненко, заведующий кафедрой кинорежиссеры ВГИКа, народный артист России, отметил, что в некоторых из них была утеряна связь с традицией отечественной мультипликации и русским фольклором. Создатели стремились общаться с детьми на современном языке, но при этом многое потеряли. Кроме того, нужно воспитывать профессионалов детского кино, а для этого объявлять специализированные наборы во ВГИК и на Высшие режиссерские курсы.
По мнению Хотиненко, в детском кино отсутствует постоянный "процесс". Премия за сценарий детского фильм а это хорошо, но для возрождения детского кино необходимо, чтобы в год производилось хотя бы 10-12 кинолент. "Все будет иначе, если 2поднять волну". Но до сих пор это не удавалось", сказал Хотиненко.
Валерий Русин, заместитель генерального директора Киностудии имени Горького, возразил что возрождать или воскрешать детское кино не требуется, "потому что оно не умирало". На Киностудии им. Горького и сейчас работают и снимают детские фильмы. Другой вопрос что, действительно, нет массового и постоянного их производства.
По мнению Русина, он невозможен без инициативы со стороны государства.
Вера Суменова, ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров, согласилась, что без поддержки производство детского кино будет "провисать", потому что окажется лишено "кровеносной системы". Студенты Высших курсов сценаристов и режиссеров не хотят делать детское кино, потому что не видят в нем будущего не только заработка, но и признания.
Помочь ситуации, как считает Суменова, могло бы объявление производства детского кино приоритетным направлением в киноиндустрии. "Есть "материнский капитал", а это можно было бы назвать "духовный капитал", сказала Суменова.
Ее поддержал Игумен Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, заместитель сопредседателей Оргкомитета Международного благотворительного кинофестиваля "Лучезарный Ангел".
"Дети мало того что безграмотны, они ориентированы антиисторически, антироссийски", сказал игумен. Для формирования правильного мировоззрения ребенку нужен положительный герой, а сегодня такового нет. Отец Киприан рассказал о недавнем посещении детской тюрьмы. На вопрос о том, кому они подражают, большинство назвали героев боевиков. Игумен вспомнил, что на него самого сильнейшим образом повлиял образ Александра Невского из одноименного кинофильма. Дети играют, подражая тому. Что видят на экране, и так формируется модель поведения, уверен игумен Киприан.
Чтобы стимулировать развитие детского кинематографа, участники предложили сформировать квоты на производство детских и юношеских кинофильмов , однако Сергей Зернов., как представитель Министерства культуры, объяснил, что в соответствии с законом квоты не возможны. Можно говорить об объявлении приоритетов (в 2010 году приоритетными были научно-популярные и образовательный фильмы), а также о содействии со стороны Министерства культуры.
Также в отношении льгот он напомнил, что детское кино можно отнести к национальному кино (потому что оно имеет воспитательную функцию), а такие фильмы, например, освобождаются от НДС при прокате.
Татьяна Шумова, вице-президент Фонда социально-культурных инициатив, Директор Дирекции международных программ, Заслуженный деятель искусств РФ, заместитель сопредседателей Оргкомитета Международного благотворительного кинофестиваля "Лучезарный Ангел", предложила выйсти с проблемой детского и юношеского кинематографа на государственный уровень.
По итогам круглого стола было решено подготовить обращение в Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству с инициативой определения создания и продвижения фильмов для детской и юношеской аудитории одним из приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства.
Также участники приняли решение подготовить обращение в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии с просьбой получения государственной поддержки производства, проката, показа и продвижения национального фильма.
Было объявлено, что в 2011 году в рамках Международного благотворительного кинофестиваля "Лучезарный Ангел" будет объявлен и проведен конкурс сценариев детских и юношеских фильмов. Победитель получит денежную премию Оргкомитета кинофестиваля в два миллиона рублей.
Киностудия имени Горького окажет содействие в реализации съемочного процесса по сценарию детского или юношеского фильма лауреата Международного благотворительного кинофестиваля "Лучезарный Ангел". Департамент кинематографии Министерства культуры Российской Федерации будет учитывать лауреатство в конкурсе сценариев Международного благотворительного кинофестиваля "Лучезарный Ангел" при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на производство художественного фильма. Оргкомитет может способствовать также производству DVD кинофильма, снятого по сценарию лауреату конкурса.
По итогам круглого стола принято решение о создании специализированного курса режиссеров детского и юношеского кино во Всероссийском государственном университете кинематографии и на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Источник: Татьянин день