Столичная общественность встревожена: у значительной части московской недвижимости может оказаться новый хозяин. Как уверяют в Мосгордуме, это произойдет после вступления в силу закона о передаче религиозным организациям имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Депутат Олег Бочаров, например, считает, что москвичи и гости столицы рискуют лишиться возможности посещать исторический центр Москвы, особенно Китай-город. "Итоги" провели собственную инвентаризацию знаменитых московских "сорока сороков". Вывод получается однозначный: церковная приватизация по своим масштабам обещает быть весьма и весьма скромной в силу причин экономического свойства. В Госдуму уже внесен законопроект, предусматривающий обязательное страхование памятников истории и культуры, каковыми большая часть культовых сооружений является. И как признают в руководстве самой РПЦ, у патриархии в этом случае попросту не найдется средств на содержание всей той многочисленной недвижимости, которая может оказаться на ее балансе.
Москва, златые купола...
Для начала о букве нового закона. Передаче подлежат объекты, имеющие религиозное назначение, монастырские комплексы, отдельно стоящие храмы, часовни, а также хозяйственные постройки, некогда входившие в храмовые комплексы. Столичные парламентарии обеспокоены тем, что некоторые районы в центре Москвы едва ли не целиком окажутся в собственности религиозных конфессий. Со всеми вытекающими последствиями: жителям может быть закрыт доступ на некоторые территории города, а столичный бюджет лишится средств, поступающих от аренды недвижимости, передаваемой религиозным организациям.
В первую очередь речь идет о Китай-городе, где исторически концентрировалась духовная жизнь столицы. И действительно, если вы гуляете по этому району, ваш глаз обязательно наткнется на маковку какого-нибудь храма. РПЦ тут использует около трех десятков объектов: Иоанно-Предтеченский женский монастырь, собор иконы Божией Матери "Знамение", церковь Святой великомученицы Варвары, храм Всех Святых на Кулишках... Есть в Китай-городе и Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла, и Московская хоральная синагога.
Естественно, депутаты упоминают об интересах москвичей, что называется, для красного словца. Куда значимее вопрос о том, во что выльется освобождение от прежних "жильцов" передаваемых конфессиям объектов. Например, депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов напоминает, что территории большинства бывших монастырей застроены жилыми домами, а здания, существующие в границах храмовых комплексов, нередко сданы внаем. Дескать, переселение арендаторов и владельцев квартир с церковной земли столичный бюджет, даже при помощи федерального, явно не потянет.
В Госдуме также есть сомневающиеся в целесообразности передачи Церкви исторической недвижимости. Но даже оппоненты уверены, что соответствующий закон будет принят. Первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко отметила в интервью "Итогам", что "вероятность принятия законопроекта весьма велика".
Самое узкое место законопроекта отсутствие финансовых гарантий для тех, кто сегодня занимает передаваемые Церкви здания. Большой вопрос, найдутся ли в бюджетах всех уровней средства на приобретение или строительство для них новых помещений. В свою очередь в Общественной палате призывают к диалогу. Там считают, что при передаче каждого объекта истории и культуры необходимо создавать согласительные комиссии, которые должны учесть интересы всех сторон.
Московские депутаты уже подготовили поправки к спорному законопроекту. Суть их такова: если переданное религиозным организациям имущество плохо сохраняется или не используется в соответствии с официальными целями в течение трех лет, оно может быть изъято в судебном порядке. Кроме того, по мнению депутатов, желательно не включать в обязательный перечень на приватизацию все строения, входящие в границы того или иного храмового комплекса, ограничившись лишь чисто культовыми строениями церквями, часовнями и колокольнями. Смысл понятен даже без перевода с юридического языка: религиозным конфессиям может принадлежать лишь то, что нельзя использовать в коммерческих целях.
В РПЦ с этим, естественно, согласиться не могут. Глава юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега) посчитала поправки городской Думы юридически ничтожными, сославшись на священное право неприкосновенности частной собственности. Юрисконсульт также напомнила, что согласно Уставу РПЦ в случае ликвидации прихода, монастыря или духовного учебного заведения как юридического лица принадлежащее им движимое и недвижимое имущество религиозного назначения переходит в собственность епархии. Однако "иное имущество реализуется для удовлетворения обязательств перед кредиторами, а также для исполнения договорных и иных законных требований юридических и физических лиц". То есть часть передаваемого Церкви имущества действительно может стать ликвидным товаром на рынке.
Поясним, что в рассматриваемом в Госдуме законопроекте речь не идет о правах религиозных объединений на землю там прописывается лишь правовой статус того, что на ней построено. Более того, тем, кто сегодня занимает здания, подлежащие церковной приватизации, должно быть предоставлено равноценное помещение. Многочисленным музеям, госконторам или коммерческим арендаторам дадут шесть лет на решение "квартирного вопроса". По словам юриста РПЦ, если за это время выяснится, что равноценных помещений в городе нет и не предвидится, то заявка на приватизацию таких объектов будет отклонена. Так, если церкви принадлежал до революции доходный дом, но он не использовался в религиозных целях, то претендовать на такие строения религиозные конфессии не смогут по закону.
...Москва, звонят колокола
Впрочем, конфликтов избежать не удастся. Как говорят в РПЦ, новый законопроект направлен прежде всего на установление элементарного порядка в вопросах передачи имущества Церкви. Если с федералами договариваться еще как-то получается, то в столице приватизировать ничего невозможно в принципе. При Юрии Лужкове московские власти за редким исключением старались всеми силами сохранять в собственности города любые помещения, пригодные для сдачи в аренду.
По словам инокини Ксении, четкий механизм приватизации недвижимости (за исключением квартир) в Москве практически не работает нет ни внятных сроков рассмотрения документов, ни прозрачных критериев при принятии положительного или отрицательного решения. По этому замкнутому кругу, сетует наша собеседница, РПЦ ходит уже пятнадцать лет.
А собственно, какова цена вопроса? Речь идет о совокупном метраже церковных зданий и земельных участков, которые они занимают. В столичном правительстве "Итогам" затруднились ответить на вопрос. Нет этих данных, кстати, и у патриархии. По словам инокини Ксении, "как такового перечня храмов, которые могут быть приватизированы, в РПЦ не готовили".
Это резко диссонирует с заявлением руководителя Росохранкультуры Александра Кибовского о том, что после вступления закона в силу религиозным организациям по всей стране может быть передано 11 тысяч памятников истории и культуры. Общее же количество религиозных объектов, которые сегодня используются не по своему прямому назначению, составляет 20 тысяч единиц. По подсчетам экспертов, около 10 процентов этой недвижимости находится в Москве.
Однако с расчетами Росохранкультуры согласны не все. Инокиня Ксения разводит руками: "Откуда взялись сведения о том, что Церковь может приватизировать именно 11 тысяч храмов и 20 тысяч хозяйственных и иных построек, совершенно непонятно". По ее словам, у патриархии нет сводной статистики имущества по всем епархиям сейчас такой перечень находится на стадии формирования. Этот процесс сдвинулся с мертвой точки после интронизации патриарха Кирилла.
Православных ждет непростая работа. Ведь даже в Москве, епископом которой традиционно является патриарх, нет внятных данных о структуре церковного хозяйства. Так, в докладе митрополита Смоленского и Калининградского на Поместном соборе РПЦ в январе 2009 года говорилось о том, что "количество действующих храмов в столице увеличилось в 22 раза с 40 до 872". Однако на прошлогоднем же епархиальном собрании патриарх озвучил другие данные. Согласно им в Москве имеется 836 храмов и часовен, которые находятся в патриаршем ведении. Из этого числа в 782 храмах и часовнях совершаются богослужения, не освобождены сторонними организациями 18 храмов. А в 36 пока не возобновлены богослужения. При этом на сайте Православие.ru в списке объектов недвижимости РПЦ, находящихся в столице, можно насчитать лишь 364 монастыря, собора, храма, часовни и колокольни. Возможно, путаница связана с тем, что на территории того или иного московского монастыря расположено по несколько храмов и часовен, которые кто-то считает по отдельности, а кто-то как единый объект.
С подсчетами, даст бог, служители культа в конце концов разберутся. Но вот об идее тотальной приватизации церковного имущества, судя по всему, придется забыть. Во-первых, часть объектов культурного наследия, включенных в список особо ценных, церковной приватизации не подлежит. Например, Новодевичий монастырь, переданный РПЦ на правах бессрочного пользования.
Во-вторых, по словам инокини Ксении, "массовая передача объектов религиозного значения в ближайшее время вряд ли состоится. Мы прекрасно понимаем, что собственность это не только благо, но и бремя". Слово "бремя" тут ключевое.
Страховой случай
По информации "Итогов", РПЦ может сама отказаться от массовой приватизации исторической недвижимости. Дело в том, что в Госдуме подготовлен законопроект, согласно которому собственники любых объектов культурного наследия будут обязаны за свой счет страховать строения от утраты или повреждения. Понятно, что львиная часть московских храмов (за исключением новодела) является тем самым культурным наследием. С таким страховым бременем брать исторические здания на свой баланс религиозные организации вряд ли захотят. Весь сыр-бор вокруг церковной приватизации затевался именно с тем посылом, что имущество должно быть передано в собственность или пользование безвозмездно. Лишь в этом случае приватизация окажется рентабельна с хозяйственной точки зрения. "Если эти поправки будут приняты, говорит инокиня Ксения, мы воздержимся от получения тех памятников в собственность, которые потребуют значительных страховых платежей".
Кстати, в Санкт-Петербурге в 2006 году был принят городской закон о передаче имущества в собственность религиозным организациям, и никакой масштабной приватизации исторических объектов там не наблюдается. Право собственности за три года РПЦ оформила буквально на пару зданий. Питерские чиновники даже жаловались на отсутствие инициативы у местных священнослужителей. Эта безынициативность как раз и связана с опасением, что Церковь не потянет расходы по полноценному обслуживанию объектов недвижимости.
За примерами далеко ходить не стоит. Только годовое страхование комплекса храма Христа Спасителя обходится московскому бюджету в 5,5-6 миллионов рублей, а на страхование городских памятников истории и культуры выделяется 14-16 миллионов! При этом, по словам Елены Драпеко, Комитет Госдумы по культуре полагает, что при принятии закона о страховании объектов культурного наследия для РПЦ и прочих конфессий исключений делаться не должно. "Религиозные организации, как и все прочие, должны подчиняться общим правилам", уверена депутат.
Наверное, именно поэтому с составлением реестра московских "сорока сороков" патриархия не особенно спешит, дожидаясь прояснения вопроса о том, какие траты должен будет нести будущий хозяин исторических зданий.
Пока же Церкви выгоднее возводить новые храмы, право собственности на которые оформить куда проще и дешевле. Кстати, одно из первых распоряжений нового мэра Сергея Собянина касалось строительства православного храма в Южном Бутове. Всего же, по некоторым данным, в Москве предполагается в ближайшие годы возвести двести подобных объектов. Очевидно, новостройки должны частично компенсировать Церкви неизбежные сложности при приватизации исторической недвижимости.
История
Сорок сороков
В Москве никогда не было полной ясности с количеством церковной недвижимости. Было принято говорить про "сорок сороков", что указывало не на наличие в городе 1600 храмов, а лишь на неисчислимое их множество.
Сколько же было церквей в Москве до 1917 года? Согласно одним источникам, православных храмов было 677. Другие уверяют, что к 1917 году вместе со строящимися в Первопрестольной числилось 842 церкви. Частично эта разноголосица объясняется тем, что домовые храмы не проходили по учетам Святейшего синода. Не учитывались также молитвенные дома старообрядцев, которых в Москве было около полусотни.
Есть данные о количестве храмов за 1915 год. По одним подсчетам, в городе тогда насчитывалось 563 отдельно стоящие церкви. Согласно же справочнику Михаила Александровского "Указатель московских церквей" 1915 года, в Москве было 568 храмов и 42 часовни. При этом, по сведениям Центрального исторического архива города Москвы, в 1915 году действовали всего 252 приходские церкви, состоявшие на учете в духовном ведомстве. Кроме того, была 201 домовая церковь: 51 при учебных заведениях, 63 при богадельнях, приютах, 46 при больницах, 12 при войсковых частях, 8 при дворцах, 7 при тюрьмах и т. д. То есть всего 453 церкви. А также 26 монастырей, которые занимали обширные земли в центральной части города.
Не менее запутанна статистика советского периода. Одни источники говорят о том, что после революции в Москве был разрушен 121 храм. Согласно Википедии, в списке уничтоженных за годы "богоборческой власти" числятся 193 собора и церкви. Таким образом, если согласиться с тем, что в городе сейчас действует около 800 православных храмов, то это едва ли не больше, чем было до революции. Что неудивительно: население Москвы с 1917 года увеличилось более чем в пять раз. А храмовое строительство в последние двадцать лет идет довольно активно.
Источник: Итоги