Газета "Нью-Йорк таймс" под заголовком "По ком будут звонить гарвардские колокола? Вот в чем вопрос" опубликовала корреспонденцию из Москвы Стивена Ли Майерса, который, в частности, пишет:
Гарвард не считают здесь злодеем.
Однако он вступил в противоречие с твердой верой русских в то, что посредством закаленного металла Господь говорит с душами верующих.
На протяжении 73 лет в Гарварде находились 18 колоколов, которые раньше украшали колокольню Данилова монастыря - пока Сталин не заставил их замолчать и не расстрелял монахов-звонарей.
Колокола - 17 штук в "Лоуэлл хаус", а еще один в Гарвардской школе бизнеса - были подарком американского дипломата и магната Чарльза Р. Крейна, который купил их у советского правительства, спасая их от переплавки, как это произошло с тысячью других. В то время как Россия переживала мрачные десятилетия государственного атеизма, колокола продолжали звонить, хотя и в секуляристских, а не духовных целях. Они звонили в день начала учебных занятий, в Новый год и по таким земным поводам, как победа Гарварда над Йэлем.
Никто не оспаривает юридических прав Гарварда на эти колокола. Но монахи в Даниловом монастыре - восстановленной штаб-квартире Русской православной церкви - предпочитают считать университет лишь временным их пристанищем, и поэтому он должен вернуть колокола.
"Эти колокола прожили в этом монастыре долгую историю, - сказал иеродьякон Роман, главный звонарь на колокольне, лишенной первоначальных колоколов. - Они свидетели многого. Они видели, как в церковь приходили люди, которых ныне почитают, как святых".
Он добавил: "Для меня это не просто инструменты. Они связывают нас с нашими корнями".
Данилов монастырь, при поддержке российского правительства, предпринял новые усилия по возвращению колоколов - кампания началась после того, как Советы разрешили вновь открыть это монастырь в 1983 году. Делегация, в которую входили отец Роман и архимандрит Алексий - глава монастыря, приехала в Кембридж, штат Массачусетс, в начале декабря и провела четырехдневные переговоры с официальными лицами Гарварда.
После многих лет вежливого молчания, университет согласился изучить возможность снятия колоколов с "Лоуэлл хаус" и возвращения их монастырю, основанному в ХШ веке московским князем Даниилом.
"Возникла необходимость и пришло время для того, чтобы изучить вопрос о возвращении этих колоколов", - указывалось в совместном заявлении. Университет дал согласие оплатить исследование, но предложил, чтобы русские заплатили за транспортировку колоколов в Москву и замену их на новые. Это соглашение вызвало здесь ликование. Уже началась кампания по сбору средств на новые колокола.
Но эта радость может оказаться преждевременной.
Алан Дж.Стоун, вице-президент Гарварда, который принимал участие в переговорах, заявил в интервью по телефону, что университет пока не дал согласия на возвращение колоколов, поскольку необходимо рассмотреть еще многие проблемы.
И первая из этих проблем - сложность со снятием колоколов. Башня "Лоуэлл хаус" была построена в 1930 году специально для колоколов, самый большой из которых в диаметре составляет почти девять футов и весит почти 13 тонн. Снятие их потребует разборки, по крайней мере, части башни.
Кроме того, есть и собственные традиции Гарварда. Колокола стали неотъемлемой частью имиджа башни, ее символом и источником шуток - в том числе и той, что заставила Франклина Рузвельта поверить, что колокола будут посвящены ему. Жители Лоуэлла за долгие годы создали общество звонарей, известное под названием "Клаппермейстеры", Они звонят в колокола и приглашают посетителей попробовать.
Уильям Боссерт - профессор и бывший директор "Лоуэлл хаус" - считает, что Гарварду удалось сохранить колокола, чего не удалось бы монастырю в сегодняшней России.
"Этими колоколами любовались тысячи людей, не только студенты, но и те, кто приезжал со всего мира, чтобы увидеть их и позвонить, - Они были открыты для всех, а если их вернуть, то этого уже не будет".
В Даниловом монастыре, который так много пережил, надежда все еще жива.
После того как Советы превратили его в лагерь для детей диссидентов, а потом в сиротский приют и затем в общественный центр, монастырь восстановил утраченное. Теперь это официальная резиденции патриарха Алексия II.
Башня на вершине часовни святого Симеона Столпника ХУШ века, разрушенная в советские времена, была вновь построена в 1985 году и на ней установлены колокола ХУ века, спасенные от переплавки в других частях России. Данилов монастырь сегодня не безмолвен, но без оригиналов, и, как сказал архимандрит Алексий, его восстановление не закончено.
Эти колокола - самый старый из которых отлит в 1682 году - как полагают, являются одним из всего пяти полных наборов, переживших советские времена.
Каждый из колоколов, как говорят, имеет не только свой определенный звук, но и свою особую душу. Звонить в колокола - это акт истинной веры - монахи молятся, когда звонят - и это требует хорошей физической координации. Монахи стоят на деревянной платформе, к языкам самых больших колоколов прикреплены педали. Они держат веревки мелких колоколов в правой руке и тянут за веревки от других левой.
В обычные дни колокола просто звонят. В дни религиозных праздников, как недавно в день почитания Святой Девы Марии, колокола начали с монотонного согласованного перезвона, а потом перешли на радостный, звенящий ритм. Входивший в состав посетившей Гарвард делегации, 28-летний отец Роман стал первым монахом из Данилова монастыря, который звонил в колокола после того, как они покинули монастырь в 1930 году, и, по его словам, это был глубоко волнующий и приятный опыт. Его огорчает то, что на протяжении семи десятилетий студенты Гарварда звонили в колокола отнюдь не с божественными целями. Но все равно он благодарен им.
"Это очень хорошо, что они не погибли и не умолкли, - сказал он . - Лучше, что их использовали так, чем они бы молчали".
"ИТАР-ТАСС", 20 января 2004 г.