ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Причастие: брать или принимать?

Священник Андрей Дудченко :: 17 ноября 2010

Рассматриваемая ниже тема будет интересна преимущественно священникам и епископам, если будут таковые среди читателей: ведь речь пойдет именно о них, а конкретнее – о способе причащения клириков. Мы "принимаем Причастие" или "причащаем себя"?

В обыденной речи мы, как и миряне, употребляем возвратный залог: "причащаемся", тем самым невольно подразумевая, что Причастие – акт нашего личного, индивидуального благочестия. Причащение – то, что я совершаю я, а не то, что преподается мне. Причастие – то, что я могу "взять", а не дар, который преподается и принимается.

Сегодня причащение духовенства в православной традиции происходит так: священники самостоятельно берут с престола Святые Дары, за исключением случаев, когда литургию возглавляет епископ, а потом дают Дары диаконам. Если служит епископ, он сам берет частицу с престола для себя, а потом раздает Дары священникам и диаконам.

В ранней Церкви причащение называлось словом "кинония", что можно перевести как "общение" или "сопричастие". Евхаристическое общение так описывает апостол Павел: "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор 10:13). В евхаристическом священнодействии важен аспект общения, совместного участия, и с давних пор это выражалось, в частности, в одном простом акте: никто не брал частицу Св.Тела самостоятельно, Святые Дары преподавались и принимались.

Исторические данные о способе причащения приводит профессор Роберт Тафт в статье "Принятие Причастия: забытый символ?". К сожалению, мы не имеем свидетельств от самых ранних времен церковной истории. Первый источник – византийское житие св. Маркиана, эконома Великой Церкви, описывающее литургическое сослужение в Константинополе между 468-600 годами, свидетельствует, что Маркиан, будучи пресвитером, раздавал Дары прочим клирикам, включая, по всей видимости, и епископа.

Как часто бывает в литургических вопросах, наиболее древнюю практику и понимание сохранила одна из нехалкидонских церквей – Ассирийская Церковь Востока. В источнике VI века говорится, что пресвитер, избранный епископом освящать дары (епископ здесь не читал анафору, делегируя это одному из пресвитеров), принимал Святые Дары первым, даже прежде епископа. Епископ или старейший клирик преподавал Дары пресвитеру, читавшему анафору, а последний в ответ – преподавшему. Так же поступали и с Чашей.

От восьмого века до нас дошло свидетельство из Римской Церкви (Ordines romani): никто, даже папа, в те времена не брал частицу Святых Даров самостоятельно. Частицу Тела к папскому трону подносил диакон, а архидиакон или иподиакон – Чашу. Все причастники принимали Дары от кого-то из сослужителей.

Анонимный "Комментарий на церковные службы", происходящий из нехалкидонской восточно-сирийской традиции, поясняет причину такого способа причащения. Спасение явилось нам через посредника – Господа Иисуса; поэтому даже священник – который, как образ Господа, сам является посредником в спасении для других – должен принимать Причастие от другого.

Древнейший "диатаксис", или ordo византийской патриаршей литургии (XI век), включает сложный набор рубрик о причащении патриарха. Согласно этому уставу, патриарх принимал Дары от "иерея" – возможно, сослужащего епископа: словом "иерей" греки в те времена могли называть не только пресвитеров, но и епископов. Более того, патриарх дожидался, пока его сослужитель сам примет Святые Дары, чтобы они могли причаститься одновременно. Такой порядок причащения соблюдался в Константинополе до 14-го века.

В Армянской Церкви даже сегодня сохранилось нечто от древней практики: сослужащий пресвитер и даже епископ принимают Дары от предстоятеля, после того как тот причастится первым.

Особенно интересен сирийский текст конца XI века, где рассматривается вопрос: что делать, если на литургии только один пресвитер и диакон? Дело в том, что один из канонов запрещает, чтобы диакон давал Святые Дары пресвитеру. В таком случае поступали следующим образом: священник брал "уголь" (частицу Святого Тела) с престола и полагал ее на руки диакону. Затем он совершал поклон перед престолом, пальцами правой руки брал Тело из рук диакона, передавал частицу в левую руку и, удерживая двумя пальцами левой руки, полагал ее на правую ладонь. Так же поступали и с Чашей: взяв с престола, священник отдавал ее диакону, совершал земной поклон и двумя руками принимал Чашу от диакона, поддерживавшего ее одной рукой за основание.

Подобных вопросов никогда не возникает у нас теперь. Большинство наших клириков никогда не слышали о древнем способе причащения и, наверное, не задумывались об этом. Радикальная перемена в осмыслении привела к полному забвению обряда. Стремление подчеркнуть иерархичность служителей одержало верх над пониманием причащения как общего дара.

Конечно, сегодня было бы невозможно в общецерковном масштабе вот так просто взять и вернуться к древней практике. Церковная жизнь меняется постепенно, и прежде чем вводить какие-то новые или хорошо забытые старые традиции, надо подготовить почву – вернуться к забытому образу мыслей. А этот образ мыслей прост, ясен и согласен с новозаветным богословием: мы не можем взять Евхаристию, она – дар, который можно принять, и трапеза, которую можно разделить.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама