Программа "Комментарий недели" телеканала "Союз" от 14 ноября 2010 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, главой синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества: о ситуации, которая сложилась в Боголюбском монастыре Владимирской епархии .
Дорогие братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.
Все последние недели, да и, наверное, последние месяцы в прессе, в обществе, в Церкви широко обсуждается ситуация, которая сложилась в Боголюбском монастыре Владимирской епархии и вокруг него. Известно, что из монастыря ушли несколько воспитанниц. Они давали определенные показания правоохранительным органам, выступали в средствах массовой информации. И то, что произошло, сегодня действительно волнует большое количество верующих людей, волнует и людей светских, в том числе работников разных правоохранительных учреждений.
Несколько дней назад Управление делами Московской Патриархии сделало специальное заявление по вопросу, который мы с вами сегодня обсуждаем. Известно, что возбуждено уголовное дело. И по этому поводу в заявлении Управления делами сказано следующее: "Если факты непозволительного обращения с детьми будут подтверждены в установленном законом порядке, виновные должны понести наказания, предусмотренные законодательством. Методы воспитания детей, применявшиеся в Боголюбском монастыре, подлежат и нравственной оценке. В случае, если будет доказано их несоответствие евангельским нормам, они подлежат церковному осуждению. Важно, при этом, чтобы дети могли дать свои показания в нейтральной обстановке, не будучи подвержены какому-либо давлению ".
Не секрет, что сегодня некоторые общественные группы, некоторые средства массовой информации, обсуждая тему воспитания детей в Боголюбском монастыре и рядом с ним, занимают довольно эмоциональную позицию. Устраиваются пикеты, устраиваются разного рода митинги, на повышенных тонах обсуждается данная тема. Так вот, очень и очень важно, чтобы дети, как сказано в соответствующем документе Управления делами Московской патриархии, не подвергались давлению, чтобы их интересами, их мыслями и чувствами не манипулировали взрослые. Важно, чтобы дети в мирной, спокойной, доброжелательной обстановке могли сказать правду, и чтобы эта правда была выслушана и Церковью и государством и обществом, и всеми теми, кто сегодня обсуждает сложившуюся непростую ситуацию.
Обсуждаются не только методы воспитания, сложившиеся в Боголюбском монастыре. Вот что говорится в документе: " Вызывают вопросы взаимоотношения между руководством епархиальной школы-пансионата в Михалях и епархиальным управлением и роль этих взаимоотношений в освещении заявлений детей. ". Известно, что лишь спустя год после своего перевода в эту школу, дети стали давать другие показания, отличные от тех, которые они давали год назад во время рассмотрения вопроса церковными и светскими комиссиями. И сегодня в документе особенно подчеркивается, что эти утверждения, которые дети делают ныне, противоречат и тому, что сообщили дети комиссии синодального отдела религиозного образования и катехизации в мае сего года – то есть тогда, когда они уже пребывали в школе-пансионате.
Возможно, действительно имеет место некоторое противостояние, некоторое противоречие между различными системами воспитания, между различными группами воспитателей, связанными с Церковью, и очень важно, чтобы эти противоречия, эти противостояния, эти дискуссии, которые всегда были и всегда будут в Церкви, не наносили душевных ран детям.
Вот что мы читаем в документе: " Безотносительно результатов работы следствия по существу заявлений несовершеннолетних можно поставить вопрос: не стали ли дети жертвами манипуляций взрослых, преследующих свои цели? " Будет продолжаться работа и государства и Церкви над выяснением тех обстоятельств, в которых оказались дети в Боголюбском монастыре и в тех частных домах, которые окружают монастырь, и где живут люди, связанные с ним духовно. Очень важно, чтобы эта работа действительно шла без повышенных эмоциональных тонов и без того, чтобы делались необоснованные заявления.
Достаточно очевидно, что некоторые обвинения, которые прозвучали в средствах массовой информации, обвинения восходящие к детям, ушедшим из монастыря или из связанных с ним домов, очень далеки от реальности. Ну вот подумаем: разве может человек реально съесть кружку соли? Или может ли маленькая девочка сделать несколько сотен земных поклонов, которые не в состоянии сделать даже физически здоровый мужчина? Когда говорится явная неправда, когда говорится что-то, что не имеет отношения к реальности, это, конечно, очень серьезно подрывает доверие к тем, кто это говорит. И вот это подорванное доверие люди, которые бросали обвинения в адрес монастыря, должны сегодня восполнить абсолютной открытостью, честностью и правдивостью. Восполнить с тем, чтобы эти люди, если они верующие, помнили, что они несут ответ не только перед государством и обществом, не только перед своими родными и близкими, не только перед монастырем, но и перед всей Церковью, а самое главное – перед Богом. Поэтому неправда в ходе рассказа о том, что имело место во время пребывания детей в монастыре, должна быть полностью исключена.
Возникают и другие вопросы. Воспитательные методы в монастыре, которые формировались, очевидно, под влиянием монастырского духовника архимандрита Петра (Кучера) – насколько эти методы были согласны Евангельскому миропониманию? Насколько они были согласны с православной традицией? И об этом ясно говорит документ Управления делами Московской патриархии. Он ставит очень прямо вопрос, который сегодня много раз уже поставлен в церковных и светских средствах массовой информации. Вот что мы читаем в документе: " Мировоззренческие позиции, исповедуемые архимандритом Петром (Кучером), его духовными чадами и насельниками Боголюбского монастыря, безусловно, вызывают настороженность и требуют отдельного исследования, тем более что в известной степени эти мировоззренческие позиции могут повлечь за собой противопоставление себя Церкви по целому ряду богословских, церковно-общественных и общественных вопросов. Вместе с тем, вопросы, вызываемые этими установками, необходимо отделить от вопросов, касающихся методов воспитания детей, пребывавших на территории Боголюбского монастыря ". Очевидно, что методы воспитания, которые применялись в монастыре, а тем более методы принуждения к чему бы то ни было, если они действительно применялись и имели место, вовсе не обязательно должны прямо увязываться с теми богословскими взглядами, которые высказывал архимандрит Петр (Кучер). Эти взгляды достаточно критически сегодня обсуждаются в Церкви. Известно, что издательский совет Русской Православной Церкви в свое время не рекомендовал к распространению в храмах и монастырях нашей Церкви одну из книг отца архимандрита, постольку, поскольку взгляды, которые в ней были описаны, вызывают у многих верующих серьезные сомнения.
И в то же самое время очень важно, чтобы общество и Церковь знали правду и относительно того, имело ли место указание духовника монастыря или кого-то из начальствующих в монастыре относительно ограничения свободного выбора малолетних людей, которые в этом монастыре находились или были связаны с ним. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл много раз повторяет известную пословицу: "Невольник – не богомольник". При воспитании детей в монастыре им должен предоставляться жизненный выбор. Да, они должны получать православное воспитание. Да, в любой воспитательной системе всегда есть ограничения. Мы прекрасно с вами знаем, что в светских детских домах, государственных детских учреждениях, есть определенные правила: дети не всегда могут их покидать, дети не всегда могут свободно по ним расхаживать, дети подчиняются определенным правилам, которые касаются учебы и распорядка дня, питания и так далее. Все это, наверное, имеет место в каждом детском учреждении, в том числе, в православном приюте. Но если совершается духовное насилие над выбором человека в частности, если человек принуждается к принятию монашества, если говорится, что этот человек может спастись только в определенном месте, а вся остальная Церковь и все остальное наше духовное пространство, наша Россия для него неспасительны это взгляды, которые могут получить только негативную церковную оценку.
Свободу человека уважает и хранит сам Господь. Он не принуждает людей к спасению, и точно так же должна поступать и Церковь Божия – каждый пастырь, каждый, кто занимается воспитанием детей или ведет миссионерскую или иную духовную работу среди взрослых людей. Мне лично кажется очень важным, чтобы руководство Боголюбского монастыря, его духовник, его настоятельница, его насельницы, ясно ответили на вопрос: принуждали ли они детей и несовершеннолетних людей к тому или иному мировоззренчискому выбору, заставляли ли они их исполнять те или иные религиозные предписания, предназначенные для монашествующих, а не для мирян. Было это или нет? Если это было, то, наверное, очень правильным сейчас являлось бы заявление руководителей монастыря об отказе от таких методов и о том, что они не будут применяться впредь. Если этого не было – значит, нужно об этом прямо сказать.
Вот еще одни очень важные слова документа, который мы сегодня с вами обсуждаем: " Печально, что ситуация вокруг пребывания детей в Боголюбском монастыре, используется отдельными лицами для того, чтобы бросить тень на труды добросовестных работников многочисленных приютов, действующих при монастырях и приходах Русской Православной Церкви. Как правило, в этих приютах, в отличие от ряда некоторых аналогичных светских учреждений, созданы оптимальные условия для реализации личного подхода в воспитании ". У нас действуют многие десятки прекрасных церковных приютов, где никогда не будет никакого конфликта, но, тем не менее, есть в обществе силы, которые настаивают на том, чтобы все эти приюты были закрыты, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, оставались бы только в руках руководителей государственных учреждений . Очень важно, чтобы эта волна, которая имеет своей целью восстановление противоестественной, присущей только Советскому Союзу государственной монополии на детей, оставшихся без попечения родителей, была остановлена . И сегодня нам очень важно хранить мирный дух, свидетельствовать о тех прекрасных примерах участия Церкви в детских судьбах, которые есть по всей нашей стране и по всему пространству исторической Руси. Очень важно своими поступками и словом правды останавливать любые попытки тех, кто хочет не пустить детей приходить к Господу, не допустить их пребывания в Церкви .
Источник: Православие и мир