Пытался найти ответ на вопрос о том, почему люди уходят из Церкви, и "внутренний компьютер" начал привычно выстраивать в голове список причин: нумеровать их, разбивать на блоки, указывать "причину причины", делать выводы и т. д. Но потом я вспомнил слова своего духовника о том, что Бог может вести к себе человека любым способом, даже самым парадоксальным. И даже уход может оказаться просто очередным поворотом на пути к Богу. Не всегда, конечно, и может быть даже как исключение. Но ведь неслучайно говорится, что пути Господни неисповедимы. Пожалуй, одна из самых таинственных характеристик Бога всеведение предполагает, что Господь знает о человеке всё, и сохраняет его свободную волю, всегда оставаясь при этом рядом с ним. Такова сущность Его любви. Поэтому человеку не так уж просто уйти от Бога окончательно и бесповоротно. И как бы далеко ты ни ушел, всегда можешь вернуться.
Вот, казалось бы, едва ли кто-то может отпасть от Бога больше, чем разбойник. Но в евангельском повествовании о распятом рядом с Христом разбойником мы видим близость грешника к Богу, в том числе и буквальную. И ему первому было сказано: ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Так и в нашей жизни грешник может оказаться очень близко к Богу.
Был такой человек, Дэвид Бэлфур, духовный сын старца Силуана Афонского. Принял Православие, постриг, священный сан. Стал отцом Димитрием и жил на Афоне. Но не заладилось; был недоволен руководством старца и многим чем еще. С Афона его удалили. Старцу Силуану он предъявил ряд претензий и старец решил: "Пусть живет, как хочет". Бэлфур отринул чин и сан, вступил в брак и долгие годы никакого отношения к Церкви не имел. А потом вернулся. Старца уже не было в живых, и он вступил в переписку с отцом Софронием (Сахаровым), конечно, уже как мирянин. И в этом качестве жил кротко, вдумчиво и благочестиво. Конечно, ничего хорошего в оставлении монашества и священства нет и быть не может, но милость превозносится над судом (Иак 2:13).
Напомню, что и у Льва Николаевича Толстого возможность соединения с Богом была, хотя гениальный писатель и решил добровольно уйти из Церкви и не нашел в себе сил вернуться. И хотя мы не можем молиться о душе Толстого за богослужением, думаю, что есть люди, которые поминают его в личных молитвах и просят о милости Божьей к его душе.
...Однако внутренний компьютер тем временем продолжает работать и помогает обозначить одну из конкретных причин, по которым люди уходят из Церкви. Это нередко мы сами, называющие себя православными христианами. Ведь при всей интимности и таинственности отношений с Богом человек в этих отношениях не может не испытывать воздействия на себя других людей. Находясь в поиске, в том числе духовном, мы смотрим на людей, которые на этом пути уже продвинулись, чего-то, с нашей точки зрения, достигли, как студент в институте слушает своего любимого преподавателя и думает: "И я хочу знать столько же". Этот студент хочет пройти тем же путем: читать те же книги, ездить на те же конференции. Но всегда остается опасность разочароваться в человеке, если он окажется не таким, как вы его себе представляли. Точно так же и в Церкви можно встретить недостойного священника, грубого мирянина и т. д. Но тут есть важный момент. Даже если священник кажется недостойным, то Таинства, им совершаемые, все равно действительны, потому что Таинство совершает Бог. И именно поэтому еще в первые века христианской Церкви прозвучали слова о том, что грехи людей влияют не на истину Церкви, а только на ее авторитет. Эта максима абсолютно верна на все времена церковной жизни. А авторитет Церкви формируется поведением людей, называющих себя верующими.
Отчего же мы церковные люди со своим духовным опытом можем оказаться в какой-то момент недостойными христианами? Наивный вопрос, если вспомнить, что мы по-прежнему прописаны в падшем мире, и поэтому причин, конечно же, много, но одна из них, как мне кажется, заслуживает особого внимания. В свое время в православных СМИ, в том числе и в журнале "Фома", много говорили о так называемом "синдроме неофита": человек приходит в Церковь и приступает к радикальному переосмыслению своей жизни. Это проявляется по-разному, но очень часто во внешнем благочестии: в манере одеваться, в стиле речи, в выборе досуга и чтения. Например, любимый Достоевский выбрасывается, а его место занимают исключительно "Добротолюбие" и другие творения святых Отцов. Но в последее время мне кажется, что пора говорить и о другом синдроме "синдроме давно воцерковленного человека". Это не менее далеко от подлинной жизни в Церкви. Такой человек привычно полагает, что соблюдение постов для неофитов. Он не раз в разговорах ссылался на заповедь о неосуждении, но это не мешает ему, например, в блогах нарушать ее не то что ежедневно, а ежечасно. Таков эффект привыкания, которое может наступить не только в профессиональной или семейной жизни, но и в жизни духовной. Вернее, в попытках такую жизнь вести.
Не знаю, как часто мы задумываемся над словами: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12)? Судя по нашему поведению, не очень. И усилия, которые мы прилагаем к взятию высот духа, несопоставимы с усилиями, которые мы употребляем в заботе о теле и здоровье, в продвижении по карьерной лестнице и приобретении материальных благ.
Представьте себе социологический опрос: "Сколько времени в день вы уделяете личному спасению?". Не стану придумывать цифры, но мне кажется, картина будет печальная. И это грустно, потому что предельная задача христианина это как раз личное спасение. Мы любим повторять фразу преподобного Серафима: "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Но что это значит? Ведь ясно, что наша деятельность общественная, профессиональная если даже она приносит пользу Церкви, обществу, государству, не отменяет усилий по взысканию Града Небесного. Должность и статус никому не выдают автоматически "пропуск в рай".
Эффект привыкания можно достаточно точно перевести на церковный язык: отцы Церкви много говорили о таком состоянии, как окамененное нечувствие, и молились об избавлении от него. Давайте задумаемся: ведь они были не неофиты и не сомневающиеся, они были святые.
Взыскание Града Небесного ежедневный тяжкий труд, и именно о нем так часто забывают. И если, приходя в Церковь, человек не видит этого труда разочарование неизбежно. Эту болезнь легче диагностировать, чем лечить, но лечение у нее одно: Сам Христос; без Него не выздороветь. А вот конкретные методы лечения выявляются только опытным путем. И сугубо индивидуально. Но в Церкви, ибо Церковь замыслена Творцом как нечто, включающее в себя все человечество; точнее даже будет сказать, что человечество замыслено как Церковь.
При этом главное, во что я верю, это в то, что неровности пути человека к Богу оставляют каждому шанс повторить слова разбойника, распятого рядом со Христом: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк 23:42).
Источник: Фома