ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Уйти нельзя остаться

Владимир Легойда :: 02 декабря 2010

Пытался найти ответ на вопрос о том, почему люди уходят из Церкви, – и "внутренний компьютер" начал привычно выстраивать в голове список причин: нумеровать их, разбивать на блоки, указывать "причину причины", делать выводы и т. д. Но потом я вспомнил слова своего духовника о том, что Бог может вести к себе человека любым способом, даже самым парадоксальным. И даже уход может оказаться просто очередным поворотом на пути к Богу. Не всегда, конечно, и может быть даже как исключение. Но ведь неслучайно говорится, что пути Господни неисповедимы. Пожалуй, одна из самых таинственных характеристик Бога – всеведение – предполагает, что Господь знает о человеке всё, – и сохраняет его свободную волю, всегда оставаясь при этом рядом с ним. Такова сущность Его любви. Поэтому человеку не так уж просто уйти от Бога окончательно и бесповоротно. И как бы далеко ты ни ушел, всегда можешь вернуться.

Вот, казалось бы, едва ли кто-то может отпасть от Бога больше, чем разбойник. Но в евангельском повествовании о распятом рядом с Христом разбойником мы видим близость грешника к Богу, в том числе и буквальную. И ему первому было сказано: ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Так и в нашей жизни грешник может оказаться очень близко к Богу.

Был такой человек, Дэвид Бэлфур, духовный сын старца Силуана Афонского. Принял Православие, постриг, священный сан. Стал отцом Димитрием и жил на Афоне. Но не заладилось; был недоволен руководством старца и многим чем еще. С Афона его удалили. Старцу Силуану он предъявил ряд претензий – и старец решил: "Пусть живет, как хочет". Бэлфур отринул чин и сан, вступил в брак и долгие годы никакого отношения к Церкви не имел. А потом вернулся. Старца уже не было в живых, и он вступил в переписку с отцом Софронием (Сахаровым), конечно, уже как мирянин. И в этом качестве жил кротко, вдумчиво и благочестиво. Конечно, ничего хорошего в оставлении монашества и священства нет и быть не может, но милость превозносится над судом (Иак 2:13).

Напомню, что и у Льва Николаевича Толстого возможность соединения с Богом была, хотя гениальный писатель и решил добровольно уйти из Церкви – и не нашел в себе сил вернуться. И хотя мы не можем молиться о душе Толстого за богослужением, думаю, что есть люди, которые поминают его в личных молитвах и просят о милости Божьей к его душе.

...Однако внутренний компьютер тем временем продолжает работать и помогает обозначить одну из конкретных причин, по которым люди уходят из Церкви. Это нередко мы сами, называющие себя православными христианами. Ведь при всей интимности и таинственности отношений с Богом человек в этих отношениях не может не испытывать воздействия на себя других людей. Находясь в поиске, в том числе духовном, мы смотрим на людей, которые на этом пути уже продвинулись, чего-то, с нашей точки зрения, достигли, – как студент в институте слушает своего любимого преподавателя и думает: "И я хочу знать столько же". Этот студент хочет пройти тем же путем: читать те же книги, ездить на те же конференции. Но всегда остается опасность разочароваться в человеке, если он окажется не таким, как вы его себе представляли. Точно так же и в Церкви можно встретить недостойного священника, грубого мирянина и т. д. Но тут есть важный момент. Даже если священник кажется недостойным, то Таинства, им совершаемые, все равно действительны, потому что Таинство совершает Бог. И именно поэтому еще в первые века христианской Церкви прозвучали слова о том, что грехи людей влияют не на истину Церкви, а только на ее авторитет. Эта максима абсолютно верна на все времена церковной жизни. А авторитет Церкви формируется поведением людей, называющих себя верующими.

Отчего же мы – церковные люди со своим духовным опытом – можем оказаться в какой-то момент недостойными христианами? Наивный вопрос, если вспомнить, что мы по-прежнему прописаны в падшем мире, и поэтому причин, конечно же, много, но одна из них, как мне кажется, заслуживает особого внимания. В свое время в православных СМИ, в том числе и в журнале "Фома", много говорили о так называемом "синдроме неофита": человек приходит в Церковь – и приступает к радикальному переосмыслению своей жизни. Это проявляется по-разному, но очень часто – во внешнем благочестии: в манере одеваться, в стиле речи, в выборе досуга и чтения. Например, любимый Достоевский выбрасывается, а его место занимают исключительно "Добротолюбие" и другие творения святых Отцов. Но в последее время мне кажется, что пора говорить и о другом синдроме – "синдроме давно воцерковленного человека". Это не менее далеко от подлинной жизни в Церкви. Такой человек привычно полагает, что соблюдение постов – для неофитов. Он не раз в разговорах ссылался на заповедь о неосуждении, но это не мешает ему, например, в блогах нарушать ее не то что ежедневно, а ежечасно. Таков эффект привыкания, которое может наступить не только в профессиональной или семейной жизни, но и в жизни духовной. Вернее, в попытках такую жизнь вести.

Не знаю, как часто мы задумываемся над словами: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12)? Судя по нашему поведению, не очень. И усилия, которые мы прилагаем к взятию высот духа, несопоставимы с усилиями, которые мы употребляем в заботе о теле и здоровье, в продвижении по карьерной лестнице и приобретении материальных благ.

Представьте себе социологический опрос: "Сколько времени в день вы уделяете личному спасению?". Не стану придумывать цифры, но мне кажется, картина будет печальная. И это грустно, потому что предельная задача христианина – это как раз личное спасение. Мы любим повторять фразу преподобного Серафима: "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Но что это значит? Ведь ясно, что наша деятельность – общественная, профессиональная – если даже она приносит пользу Церкви, обществу, государству, не отменяет усилий по взысканию Града Небесного. Должность и статус никому не выдают автоматически "пропуск в рай".

Эффект привыкания можно достаточно точно перевести на церковный язык: отцы Церкви много говорили о таком состоянии, как окамененное нечувствие, и молились об избавлении от него. Давайте задумаемся: ведь они были не неофиты и не сомневающиеся, они были святые.

Взыскание Града Небесного – ежедневный тяжкий труд, и именно о нем так часто забывают. И если, приходя в Церковь, человек не видит этого труда – разочарование неизбежно. Эту болезнь легче диагностировать, чем лечить, но лечение у нее одно: Сам Христос; без Него – не выздороветь. А вот конкретные методы лечения выявляются только опытным путем. И сугубо индивидуально. Но – в Церкви, ибо Церковь замыслена Творцом как нечто, включающее в себя все человечество; точнее даже будет сказать, что человечество замыслено как Церковь.

При этом главное, во что я верю, – это в то, что неровности пути человека к Богу оставляют каждому шанс повторить слова разбойника, распятого рядом со Христом: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк 23:42).

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама