ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В Анталье налажено православное Богослужение на регулярной основе

Александр Сотниченко :: 15 декабря 2010

В начале ХХ в. в Анталье проживало 15 тысяч греков – половина населения города. Это был небольшой городишко, жители которого занимались в основном рыболовством, морской торговлей и обработкой продуктов сельского хозяйства.

Эра национализма, начавшаяся на пространствах Османской империи в начале XIX в. вылилась в кровавое турецко-греческое противостояние 1919-1922 гг. и последующий обмен населением, в результате которого Турцию вынуждены были покинуть все анатолийские греки. Их дома частично были заброшены, частично заселены турецкими переселенцами с Балкан. Церкви – частично разрушены, частично превращены в музеи и библиотеки, но многие – просто заколочены. В этом году одна из них открыта для Богослужений после почти 90 лет перерыва.

Еще век назад паства Константинопольского Патриарха в Османской империи насчитывала более двух миллионов человек. В настоящее время греков осталось менее 4000, из которых церковь посещает менее 1000. Однако, это не значит, что Православие в Малой Азии близко к окончательному исчезновению, как констатирует CNN. Сейчас в Турции становится все больше русских, которые на чужбине начинают вспоминать о своей вере.

По неофициальным данным сейчас в Турции постоянно проживают порядка 200 тысяч граждан России. В основном это русские жены турок, но также работники совместных предприятий и организаций. Самым населенным русскими регионом является Анталья – туристический рай, через который прошло большинство поселившихся в Турции наших соотечественников. Сюда же, как правило, приезжают ежегодно более двух миллионов русских туристов в период с апреля по начало ноября.

Анталья является лицом Турции для многих миллионов туристов из многих стран мира, поэтому правительство предпринимает различные меры по улучшению имиджа страны. Еще 20 лет назад невозможно было бы представить себе, что в Турции будут открываться и строиться новые церкви. Однако, в 2004 г. в популярном курорте Белек премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган самолично открыл религиозный комплекс "Сад Религий" (Dinler Bahçesi), в котором соседствуют мечеть, церковь и синагога. В церкви регулярно (несколько раз в год) проводятся службы. Подобная практика сохраняется и в Мирах Ликийских (ныне Демре), где в историческом храме Св. Николая Мирликийского Чудотворца литургию служат трижды в год. К слову, это не последний подобный проект в Турции. В настоящее время ведутся работы по сооружению второго "Сада Религий" в популярном курорте Кушадасы. У этого проекта есть свой веб-сайт.

Однако, оба этих места являются собственностью турецкого государства, церковь Св. Николая так и вовсе музей, за вход в который необходимо приобретать билет. Летом там бродят толпы туристов, а окрестности церкви превращены в огромный туристический базар. В обоих местах так недостает привычной нам атмосферы приходского храма, может быть, маленького и невзрачного, но такого домашнего и уютного. Именно такая церковь была открыта в Анталье. С 2010 г. там совершается регулярная (один раз в месяц) Литургия на церковнославянском языке.

В пределах Старого Города (Şehir İçi) очень легко затеряться. Новые отели соседствуют с полуразрушенными и заколоченными зданиями, маленькие бакалы (бакалея) с большими барами и магазинами для туристов. Там нет названий улиц, надо спрашивать Пансион Сафран Сары Конак (Safran Sarı Konal Pansyonu) на углу улиц Kaleiçi Yeni Kapı, а заходить в Старый Город лучше с угла проспекта Ататюрка (Atatürk Caddesi) и проспекта Февзи Чакмака (Fevzi Çakmak Caddesi). В двух шагах от этого пансиона и будет стоять маленькая греческая церковь без креста, однако, если придете вовремя – к 9 утра и в последнее воскресенье месяца, это место будет легко найти по известным признакам – детским коляскам и спешащим на службу женщинам в по-русски, а не по-турецки повязанных платках.

Здание церкви Св. Алипия Столпника было сооружено в 1841 г., о чем повествует надпись на греческом и караманлийском (турецком греческими буквами) языках. Она представляет из себя каменное здание с треугольной крышей, небольшим двориком и рядом хозяйственных построек. Как это принято на Востоке, храм как бы является стеной квартала, и заходить в него надо через специальные ворота. В настоящее время в церкви идет вялотекущий ремонт, строятся хоры, штукатурятся стены.

На службе присутствуют в основном женщины с детьми, переехавшие в Турцию к мужьям. Всего около 50 человек. Много ли русских в современной Анталье и каким образом им удалось добиться открытия церкви? Я спросил об этом Марину Сорокину, председателя Общества русской культуры и одного из главных вдохновителей местной Православной общины.

Марина рассказала, что в 2006 г. начала сбор подписей за открытие в Анталье Православного храма. Было собрано более 300 подписей, которые были переданы Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Этот вопрос обсуждался на встрече Патриархов Алексия и Варфоломея в Стамбуле в 2007 г. и благодаря помощи ныне здравствующего Патриарха Кирилла, тогда председателя ОВЦС был решен положительно. Первая служба проходила в Белеке в "Саду Религий" в 2009 г. и только в 2010 г. был открыт этот храм.

Службу проводит архимандрит Виссарион Комзиас, учившийся в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Мы задали ему несколько вопросов:

– Отец Виссарион, расскажи, как ты выучил русский язык и стал настоятелем русского прихода в Анталье?

– Я сам родом из Греции. Мой покойный отец был большим поклонником русской культуры. Он был военным, и в связи со своим увлечением имел множество проблем на службе. Нашу семью все время переводили из одного места в другое, так как СССР в то время был главным противником НАТО. Он все время настаивал на том, чтобы я изучал русский язык, но я пропускал его слова мимо ушей. Патриарх Варфоломей, с которым я познакомился во время поездки в Стамбул, предложил мне служить при Патриархии. На смертном одре отец еще раз заповедовал мне изучать русский. Патриарх сказал мне, что я должен поступить так, как просил отец и в ноябре 2006 г. я уехал учиться в Петербург.

В 2009 г. я вернулся и был рукоположен в священники во время совместной Литургии Патриархов Варфоломея и Кирилла в Стамбуле 5 июля. Как знающего русский язык меня сразу назначили настоятелем русской общины в Анталье.

– Как местное население относится к открытию храма? У нас в России все чаще говорят о том, что ислам является главным врагом Православия и мусульмане крайне нетерпимы к христианам. Однако, сейчас по дороге на службу турки охотно подсказывали мне дорогу, многие знают, где располагается церковь и что там идет Литургия.

– Главным врагом Православия являются православные, которые не знают, во что верят.

Во время Османской империи люди разных исповеданий знали о вере друг друга и поэтому уважали веру своих соседей. Ислам в Турции – это терпимая религия. Мусульмане очень много заимствовали из христианства, в первую очередь, от наших подвижников они научились любви к Богу и ближнему. Турки переняли от греков не только элементы одежды, но и некоторые ритуалы, и элементы архитектуры. Посмотрите, большинство турецких мечетей построены по византийским канона! Местный ислам, развивавшийся в тесном контакте с Православием, совсем не такой, как в Саудовской Аравии или на Кавказе. Проблемы во взаимоотношениях между турками и греками начались тогда, когда появился национализм. Именно национализм является большим врагом Церкви и Православия.

В последнее время в Турции происходят большие перемены. 10 лет назад мы получили возможность проводить службы в церкви Св. Николая в Мирах Ликийских, был построен "Сад Религий", в этом году впервые после изгнания греков из Анатолии Патриархом Варфоломеем была отслужена литургия в Сумельском монастыре. В не последнюю очередь мы связываем это с ростом влияния России в Турции и укреплении русско-турецкого сотрудничества.

Действительно, в Турции происходят большие перемены. Новое турецкое руководство, которое пришло к власти в 2002 г. постепенно отказывается от светского национализма и стремится к установлению межнационального и межрелигиозного мира в стране. Еще в 70-е гг. ХХ в. в турецких учебниках писали, что Турция окружена четырьмя морями и шестью врагами. Новым властям удалось наладить добрососедские отношения со всеми пограничными государствами, кроме разве что Армении, хотя и на этом направлении видны серьезные сдвиги. Конечно, пока закон запрещает появление на улице, например, священнослужителей в одеянии, однако, прогресс в этом направлении налицо. Открытие действующего русского Православного прихода в Анталье на канонической территории Константинопольского Патриархата – это большой прорыв и в отношениях между церквями-сестрами, и в отношениях между Москвой и Анкарой.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама