ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Без ценза для "своих" и "чужих"

Церковь никогда не снимала и не снимет с себя ответственности за происходящее в обществе

Владимир Легойда :: 21 декабря 2010

Парадокс – последние события в нашей стране вдруг превратили отдельных критиков Церкви в поборников православной миссии, причем, видимо, незаметно для них же самих. Теперь критики, следуя какой-то причудливой логике, сочетают свои претензии к формам и сферам социальной деятельности Церкви с обвинениями в том, что Церковь в этих сферах "недорабатывает" – не выполняет нормативы по исправлению нравственного облика граждан. Оказывается, это Церковь "виновата" в столкновениях – и у Манежа, и в тех, что привели к Манежу, и в тех, что случились уже потом, равно как и в кущевской резне. Видимо, в стрельбе майора Евсюкова, в избиении учителей, в драках в подворотнях тоже виновата Церковь. А кто же еще? Да заодно в отсутствии совести у некоторых чиновников и коррупции. Мало проповедуете, плохо работаете с народом, недостаточно воспитываете молодежь – заявили вдруг критики духовенству.

Радует, конечно, что наша либеральная общественность прозрела на предмет важности духовного образования сограждан. Ведь и краснодарские "цапки", и молодежь на Манежной – как раз яркое свидетельство того, к чему приводит безбожное воспитание и отсутствие религиозной культуры. Да, нынешние 20-летние, выросшие на сумбуре 90-х годов и смешении всех ценностей, в православии не воспитаны, уж извините. Многие из них понимают в нем, как туземцы. Конечно, Церкви на этом поле еще работать и работать. И ошибки были, и промахи. И удовлетворения существующей ситуацией никогда не было, иначе Святейший Патриарх Кирилл в своей первой речи после избрания на Патриарший престол не сказал бы о том, что молодежь сегодня является предметом особой заботы Церкви. Зачем же особая забота, если все в порядке?

Церковь никогда не снимала и не снимет с себя ответственности за происходящее в обществе. Но является ли эта ответственность следствием того, что Церкви "слишком много" или, напротив, слишком мало в нашей жизни? И здесь критикам Церкви не должно отказывать чувство реальности. У нас что, в каждом микрорайоне – по храму, вмещающему всех местных жителей? Нет, каждый новый храм приходится отстаивать, а попытки церковных общин вернуть себе храмы старые вызывают негодование и собирают митинги либеральных "протестантов" на Пушкинской площади. У нас что, в расписании каждого класса уже много лет стоит предмет "Основы религиозной культуры"? И в школьных аттестатах парней с Манежной площади тоже есть оценки по этому предмету? Нет, пока только в 18 регионах в течение года проходила апробация нового курса по основам религиозных культур и светской этики. И даже этот процесс вызвал ряд нареканий в плане организации. А в других регионах священникам нередко приходится биться даже за возможность факультативных визитов в школы. Нужно ли говорить про долю православной тематики в эфире наших телеканалов – или достаточно просто включить телевизор? А ведь среднестатистический россиянин общается с ним примерно 5–6 часов в сутки.

Вот в результате и печальные последствия такого положения: духовно-этические ценности для многих молодых – тема неведомая, а чувство гражданственности выражается в участии в тысячных уличных разборках. Так что всему обществу, а критикам в особенности, придется делать уже реальный выбор – либо все-таки пустить священника в класс к детям, чтобы еще со школы снижать масштаб молодежной агрессии, "окультуривать" ее и направлять в полезное русло, либо наблюдать разборки на межэтнической почве уже в собственном дворе.

К слову про "цапков". Ну не были члены этой ОПГ ни активными прихожанами православного храма, ни благотворителями. По крайней мере так говорят местные жители. Так, может, прекратим беспочвенные и алогичные провокации на тему "страшно православных" головорезов из Кущевской? А Церковь действительно испокон веков открыта и преступникам – но только пришедшим с реальным покаяниям. Если они раскаялись и "цапками" быть уже перестали – раз и навсегда.

Обращение Патриарха в связи с Манежем вызвало ряд критических реплик. Кому-то оно показалось слишком светским и нейтральным, кто-то разочарованно заявил: "Почему же он не осудил? Ведь должен был прямо заявить, что эти и эти..." Все разочарованные критики очень хотят, чтобы Патриарх, чтобы Церковь "определилась". Впору вспомнить настойчивость слабо разбиравшегося в политике героя культового советского фильма "Чапаев", вопрошавшего Василь Иваныча: "Ты за большевиков али за коммунистов?" Кстати, эта ставшая крылатой фраза из фильма братьев Васильевых иронически используется для характеристики ситуаций, когда нет выбора, когда любой выбранный вариант не решает проблемы. Поэтому в таких случаях со стороны Церкви никакого выбора и не будет. В свое время один православный публицист написал, что Церкви дураки не нужны. Но Церковь – это не место по сбору исключительно интеллектуалов. Или либералов. Или антилибералов и т.д. Церкви – и только Церкви нужны все. Потому что Бог обращается ко всем. Может быть, в первую очередь к тем, кто по каким-то меркам общества – интеллектуальным, финансовым, душевным – является маргиналом, периферийным человек. И нужны они потому, что "не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф. 9:12), и потому, что Спаситель "пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9:13). И как бы нас ни толкали прочь от этой позиции, как бы ни втягивали в опасную зону разделений на "ваших" и "наших", мы не отступим и на усугубление противоречий никогда не пойдем.

Нередко от Церкви ждут роли то прокуратуры ("ну обвините тех-то и тех-то"), то политической партии ("скажите "нет" режиму" и прочее). В общем-то, призывы и обвинения не новы – нечто подобное предъявляли Христу фарисеи. И ответы на подобные вопросы уже были даны: в первом случае – "не судите, да не судимы будете" (Мф. 7:1), во втором – "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18:36). И сегодня Церковь не пойдет на поводу у тех, кто пытается навязать ей свою логику действий. Потому что у Церкви может быть только одна логика действий – Христова. И пока совестливые критики Церкви и общества выискивают соринки в церковных глазах, упорно не обращая внимания на бревна в собственных, Церковь продолжает служить людям так, как ей это было завещано ее Основателем. Мы чувствуем свою ответственность, но это не та ответственность, о какой сегодня говорят ждущие от Церкви действий политической партии.

...На недавнем богослужении в храме Христа Спасителя Патриарх вместе с прихожанами помолился о Егоре Свиридове. И этой молитвой для погибшего молодого человека было сделано гораздо больше, чем действиями на столичных улицах тысяч ожесточенных мстителей. О которых тоже молился Патриарх.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама