ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Радостные тексты

Священник Феодор Людоговский :: 22 декабря 2010

Перефразируя известный афоризм, можно было бы сказать, что люди делятся на тех, кто не знает, что такое акафисты, и на тех, кто их не любит. В самом деле, резко отрицательное отношение к акафистам было характерно для святителя Филарета Московского и митрополита Антония (Храповицкого), для архимандрита Киприана (Керна) и священника Сергия Желудкова; подобные взгляды распространены и среди значительного числа наших современников. И всё же приведенная выше сентенция во многом неверна: имеется немало таких людей, которые постоянно читают акафисты дома и в транспорте, с удовольствием принимают участие в храмовом акафистном пении, а кто-то и сам создает новые гимны.

Но чем же все-таки акафисты плохи? Ответ очевиден: изрядное их количество отличает банальность содержания, бесконечные повторы, не говоря уже о скверном языке и безумных идеях, обнаруживаемых во многих текстах этого жанра. Процитируем упомянутого выше московского святителя: "Всем новым творцам акафистов надобно пожелать, чтобы их акафисты были произведением духа, а не литературы, чтобы они читающего возводили к созерцанию или погружали в умиление, и питали назидательностью, а не осыпали градом хвалебных слов, с напряженным усилием отовсюду собранных". Характеристика хлесткая, обидная, но емкая и точная – тут не поспоришь.

А чем же акафисты хороши? Задавшись этим вопросом, я пару лет назад написал одну статью. Статья, хоть и достаточно конспективная и небольшая по объему, в целом, как мне казалось, отвечала на вопрос о причинах популярности акафистов. Но всё же меня не оставляло смутное ощущение, что я упустил нечто существенное. Вроде бы, всё и правильно, но нет какой-то важной детали в общей картине. Думаю, теперь я знаю, что это. Как обычно и бывает в подобных случаях, искомое лежало на поверхности и давно уже само просилось в руки.

В замечательной книге Элинор Портер "Полианна" главная героиня – неунывающая сирота, умеющая во всем видеть светлую сторону и заражающая всех своим оптимизмом, – рассказывает местному пастору о "радостных текстах Библии". "Ну, в Библии они, конечно, так не называются. Это мой папа их так называл. Ну, понимаете, это такие тексты, которые начинаются "Радуюсь, Боже!" или: "Возрадуемся...", или: "Ликую, Господи..." Ну и все такое прочее. Их много. Папа рассказывал, один раз ему было очень плохо, и вот он взял, да и сосчитал все радостные тексты в Библии. Знаете, их оказалось целых восемьсот штук!"

Так вот, может быть, дело именно в этом? Ведь почти в каждом акафисте многократно звучит "Радуйся!". Пусть не восемьсот раз, но в некоторых случаях – около двухсот, что тоже неплохо. А нам в нашей жизни очень не хватает радости. Про "покаянное чувство" мы слышим постоянно, священник с амвона – реального или виртуального – обличает прихожан в лицемерии и фарисействе, мир вокруг нас давно уже сошел с ума. А так хочется иногда просто чему-нибудь порадоваться. И вот это десятки раз повторяемое слово, хоть и не к нам обращенное, должно быть, обладает целительным воздействием на душу: приветствуя святого, призывая его радоваться, мы волей или неволей вовлекаемся в эту радость, которая приоткрывает нам грядущую радость и веселие Царства.

Да, конечно, есть немало и иных богослужебных последований, не менее радостных, но более глубоких. Замечательны каноны византийских гимнографов: Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского, Иосифа Песнописца. Но мы вынуждены признать, что на слух эти тексты воспринимать практически невозможно. И дело тут не только в церковнославянском языке (хотя, конечно, морфология церковнославянского глагола никак не облегчает понимание). Главная проблема в ином. Во-первых, в текстах Октоиха, Триоди, в древних службах Минеи мы видим подлинное богословие, изложенное языком поэтических символов. Схватывать эту символику налету – дело крайне сложное даже и для тренированного уха и ума. Другая существенная сложность – это вычурный синтаксис, свойственный византийской гимнографии: расплести это извитие словес на ходу мало кому под силу.

В этом плане акафисты выгодно отличаются от канонов и стихир, тропарей и кондаков, седальнов и светильнов: их строение предельно просто, и нам, вчерашним скифам, так и не дотянувшимся до учености и утонченности ромеев, эти незамысловатые "радования" приходятся как раз впору.

Но нельзя ли, зная сильные стороны акафистов, что-то сделать с традиционной гимнографией? Нечего и говорить, что менять содержание канонов в сторону упрощения было бы странно и попросту глупо. Перевод на русский язык тоже не решит всех проблем. Можно было бы упростить синтаксис – но при чрезмерном упрощении это будет уже не поэзия, а нечто мертвое и безжизненное. Так белки при высокой температуре претерпевают денатурацию: утрачивая четвертичную, третичную и вторичную структуры, они вытягиваются в линию – но это уже мертвый белок.

Наиболее простым, быстрым и достаточно действенным выходом, возможно, было бы издание богослужебных текстов в карманном формате (как, собственно говоря, уже издаются акафисты, что делает их доступными каждому желающему во время пения в храме). Такие брошюры могли бы содержать церковнославянский текст, русский перевод, а возможно – и комментарии. Это позволило бы прихожанам более активно и сознательно участвовать в богослужении. (Кстати, это было бы полезно и применительно к литургии – евхаристические молитвы миряне не слышат вовсе.) Подобные издания особенно востребованы на первой седмице Великого поста, когда читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Но что мешает распространить эту практику и на другие дни богослужебного года?

Ну а пока ничего такого нет, народ будет петь акафисты. Ведь это просто, понятно, наглядно. И – радостно! А кто откажется от радости?

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама