ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религиозная монокультура. Чему учит школьников курс по основам религии: терпимости или шовинизму?

Борис Клин :: 24 декабря 2010

Первые итоги апробации учебного курса по основам религии оказались полярными. Проект стартовал 1 апреля 2010 года в 19 регионах. Школьникам 4-5-х классов предложили шесть предметов: основы наиболее распространенных в стране религий (православие, ислам, иудаизм, буддизм), история мировых религий и основы светской этики. Выбрать нужно было один. Большинство учеников замыкается на своей конфессии. Это противоречит главной идее курса – научить детей жить в гармонии с представителями других вероисповеданий. О разнообразии в религиозном образовании "Известия" спросили отцов из разных конфессий.

Даже в детсадах надо давать знания о Боге – Религию нужно начинать изучать как можно раньше. Думаю, даже в детских садах надо давать детям знания о Боге, рассказывать о том, как надо себя вести. Пусть это будет не назидательно, а интересно. Может быть, в игровой форме. Уверен, современные специалисты смогут разработать интересные и неглупые уроки. Дети совершенно не обязаны выходить из детсада специалистами по религиоведению, но хорошие педагоги смогут разбудить у них интерес к предмету и уважение к верующим. Они будут восполнять свои знания, когда станут постарше.

Безусловно, воспитанием должны заниматься в первую очередь родители, но и они не всегда все знают. Или если, например, родители – атеисты, то пусть ребенок хоть в детском саду получит необходимые знания о предмете. В некоторых мусульманских семьях много рассказывают про ислам, а других вероисповеданий будто и вовсе нет. Я пытаюсь своим детям рассказать про религию все, что знаю сам.

То, что основы религий и светской этики должны преподаваться в школах, у меня сомнений нет. Но в этом начинании есть проблема. Предлагается выбрать одну религию и плотно ее изучать. Конечно, своя рубашка к телу ближе, и большинство выбирают собственную веру. Это еще больше отчуждает друг от друга и без того разрозненные народы России. Думаю, в школьном общем для всех курсе должно быть четыре больших блока, посвященных самым распространенным конфессиям: православие, ислам, буддизм, католицизм. Светская этика – тоже важно. Знания не бывают лишними. Представьте, как это объединит людей! Школьники будут знать, на чем основано мировоззрение друг друга. Следовательно, национальные и религиозные конфликты сойдут на нет. Конечно, при наличии хорошего преподавателя, что на сегодня тоже большая проблема.

Люди должны понимать тех, с кем живут бок о бок – В официальном отчете по эксперименту мы видим, например, что в Чечне 99% учеников выбрали основы ислама. И в других регионах встречаются вполне однозначные тенденции. Получается, что 10-11-летние дети выбирают предмет про себя, любимых. И потом смеются над одноклассниками, не понимая их обычаев. У меня 10-летний сын, у него в классе учатся представители разных народов, и мне приходится ему объяснять, почему его ровесник не ест свинину, а по пятницам расстилает коврик и молится.

Хотя есть регионы, где дети и их умные родители выбрали основы всех религий и светской этики. И это наилучший вариант, потому что люди должны представлять, с кем они живут бок о бок, а не замыкаться на собственных традициях.

Я, как школьный учитель, делал бы так: допустим, урок посвящен Пасхе. Надо сказать ученикам: ты, Иван, ты, Магомет, и ты, Исаак, подготовите доклады. Тогда вырастет поколение, которое наконец поймет, почему у одних можно стрелять в воздух и свистеть вслед девушкам, а другие считают это оскорблением. У нас же не знают самых базовых вещей. Я, например, недавно спросил в Госдуме на заседании комитета молодежной политики, что такое "правило трех костей" в исламе? И мне никто не ответил. А ведь это просто: надо закрывать одеждой запястья, лодыжки и ключицы. В профильном комитете этого не знают – что тогда взять со школьников?

Другие или чужие?

В регионах, где везде церкви стоят, естественно выбрать православие: это способствует систематизации человека внутри церкви и семьи. В местах, где живут представители разных народностей и конфессий, логично изучать несколько религий параллельно. А в больших городах – хотя бы этику. Мое главное опасение: это превратится в нудное заставлялово, педагоги не станут повышать квалификацию, а учебники будут написаны плохо. Церковь тоже не может предоставить достойных преподавателей в необходимом количестве.

Толерантность и интеллигентность нельзя внедрить повсеместно с помощью учебного курса, как нельзя объявить: "С сего числа по указу президента вы аристократ и умеете пользоваться фруктовым ножом".

Что касается разногласий между коренным населением и приезжими вроде тех, что привели к недавней акции на Манежной площади, конфликт тут не в религии, а в некорректном поведении "гостей", с одной стороны, и ошибках русского населения, с другой. Надо решать этот вопрос публично, провести широкий референдум, чтобы все осознали серьезность проблемы и могли по ней высказаться. Иначе подспудное недовольство будет расти и затронет уже не молодежь, а более зрелые слои населения. И тогда настанет время русского бунта, бессмысленного и беспощадного. Так что в данной общественной ситуации обсуждение вопросов систематизации религиозного обучения приведет скорее к отрицательному результату. Потому что оно говорит не о том, что рядом есть другие, а о том, что рядом есть чужие.

Подбором учителей займутся в храмах

Кандидатуры учителей, преподающих в школах основы религии, должны согласовываться с самими конфессиональными организациями, с ними же должны обсуждаться и учебные пособия по этим предметам. Пакет таких предложений внесла Русская православная церковь в ходе обсуждения законопроекта "Об образовании". Комментируя эти инициативы, глава отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин пояснил "Известиям": преподавать "Основы православной культуры" должны православные учителя или, по крайней мере, те, чьи взгляды не противоречат православному учению.

Означает ли это, что очень скоро в наши школы придут имамы, раввины, ламы и батюшки?

Источник: Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама