ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Le Figaro": Эмиль Перро-Сосин. Закон и нравы.(Дискуссия о хиджабах продолжается)

04 февраля 2004

Если Республика заставляет молодых мусульманок снять платок, она должна позаботиться о том, чтобы этот запрет не приобрел унизительного для них характера. Нельзя, чтобы эта мера воспринималась как произвол и несправедливость. Для французских мусульман запрет на ношение платка является политически приемлемым, однако для многих из них в моральном плане оно немыслимо.

В политическом отношении большинство верующих может смириться с запретом на платок во имя принципа разделения Церкви и государства, но не во имя светского характера Республики. Они согласны на компромисс в рамках нерелигиозного законодательства.

Иудеи и христиане уже давно терпят определенные ограничения. То, что теперь пришла очередь мусульман, им, конечно, не нравится, но они хорошо знают, что вся общественная жизнь соткана из болезненных уступок. В моральном плане вопрос более сложен, так как он затрагивает самую сердцевину религиозной жизни мусульман.

Можно требовать, чтоб они приспосабливались к законам Республики. Но нельзя требовать, чтобы они разрешали своим дочерям заниматься проституцией. Разумеется, республиканцы этого вовсе и не добиваются. Но у мусульман очень часто возникает противоположное впечатление. В глазах некоторых из них обязательство отказаться от платка чуть ли не равносильно обязательству ходить в раздетом виде: для них это почти то же самое, что потребовать от девочек снять рубашку и лифчик, идя в школу.

Консервативные мусульмане не питают симпатий к феминисткам, и эта антипатия взаимна. Но и феминистки, и мусульмане решают один и тот же вопрос: как защитить женщин от сексуальной агрессии со стороны мужского пола, жертвами которой они иногда становятся? Речь идет о том, чтобы женщина не была принижена. Речь идет о защите "слабого пола" от прихотей мужчин.

Мусульмане и феминистки одинаково остро реагируют на опасности, связанные с различием полов, и нужно признать, что любому обществу всегда угрожает нередко хищный характер мужских желаний. Вот почему запрет на ношение платка касается не только мусульман. Он касается и либеральных обществ, и Республика должна сказать в этом деле свое слово.

Как избежать слишком сильного унижения тех, от кого требуют снять платок? Нужно позаботиться о том, чтобы не оставить девочек-подростков на произвол чересчур фривольного общества. Следует немного десексуализировать общественную жизнь, отказавшись от наиболее провокационных форм использования женского тела в рекламных целях, продолжая относиться к порнографии как к чему-то постыдному, например.

Либеральным мусульманам трудно убедить своих единоверцев в благотворности свободы. Но им не облегчат задачу, если, не проводя различия между свободой и вседозволенностью, их будут заставлять оправдывать и первое и второе.

Однако усилия должно сделать не только либеральное общество. Сами мусульмане должны повысить внимание к формам защиты своих дочерей и сестер. Ведь платок – не единственное решение. Те, кто решительнее всех настаивает именно на этой форме защиты, слишком склонны видеть в женщине только супругу.

Они испытывают тем большую потребность оградить женщину от взглядов потенциальных соблазнителей, что смотрят на нее именно с той точки зрения, которой необходимо избегать. Эти люди находят женщину столь желанной, что хотят во что бы то ни стало защитить ее от мужского влечения. Но мусульманская традиция намного богаче в своем взгляде на женский пол, хотя бы потому, что ислам культивирует особое уважение к женщине-матери.

Как лишить часть отношений между мужчинами и женщинами сексуальной окраски? Как добиться того, чтобы на первый план вышла духовная сторона любви. Как сделать менее болезненным для девушек запрет на ношение платка? Сделав акцент не на половом желании, а на деторождении. Проявляя уважение к образу матери, который в принципе стоит выше плотских вожделений.

Мы еще недостаточно сознаем, что некоторым женским функциям может быть отдано символическое предпочтение. Не все функции пользуются одинаковым признанием или почитанием. Возможно, мусульмане выиграли бы, поставив материнство выше брака: это снизило бы их зависимость от платка, которого их хотят лишить.

В своих "Законах" Платон предлагал использовать запрещение кровосмешения как средство укрощения сексуальных инстинктов. Это предложение заслуживает тем большего внимания, что средневековые арабские философы, например аль-Фараби, ссылались на авторитет платоновского трактата.

Должен ли закон пассивно следовать за нравами? Или, наоборот, он должен их изменять? В любом случае законодатель не может позволить себе игнорировать их, ибо, отделив законы от духа законов, не выиграет никто.

"InoPressa", 4 февраля 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама