Пришёл человек.
Мне бы, – говорит, – собачку отпеть. Очень душевная была...
Ну я, сочувствуя, объясняю, что собачку "отпеть" никак невозможно...
Жаль, говорит, очень жаль. Тяжело одному на свете, да вот ещё и с женой развёлся...
Что так?
Так она ж меня всё время на скандал провоцировала, а нам гневаться никак нельзя. Потому, как последствия могут быть катастрофичны...
А "нам" – это кому?
Так я ведь, батюшка, с солнца прилетел.
А-а... с самого́́ значит?
Ну, да... В начале, конечно, крылья были, ну а потом пришлось отказаться от них...
И всё это говорится без тени иронии, без нездорового блеска в глазах. Со стороны взглянуть – обычная беседа. И одет мужичок вполне прилично, в руке барсетка – современный, деловой человек.
Простите, – интересуюсь деликатно, – а Вы на учёте не состоите нигде?..
Он усмехнулся печально:
Ну, и вы, я вижу не верите мне, а зря... Столько работы, а никто помогать не хочет... Мы вот когда с НИМ сидели за столом, на кухне, я так прямо и сказал: "Надо же что-то делать, так дальше нельзя, посмотри, куда мир катится!.."
Опять перебиваю осторожно:
А с "ним" – это, простите, с кем?
Смотрит на меня с укоризной: как же я – священник – не догадался?!
Ну как с кем... со Христом, конечно...
Вы скажете: "больной человек", и будете правы потому, что здоровый человек не может говорить такие вещи, но, сколько же людей доходит до такого безумия добровольно! Сколько бед случается в мире оттого, что все приходящие в голову мысли люди, считают своими, да ещё и увлекаются "приятнейшими" из них!
В советское время нам представляли бесов в виде нарочито сказочных персонажей: чёртиков с рогами и копытами. Одно слово – "сказка".
Но реальность куда страшнее. И бесы вовсе не спешат себя обнаруживать. Напротив, чаще всего они посещают нас под видом "наших", собственных мыслей, желаний и чувств. Человек не осознаёт появление в душе греховного помысла, принимает его за "свой" и таким образом сочетается с бесом. Потом доверие к греховным помыслам входит в привычку, становится нормой. Такой союз постепенно делает человека "рабом греха", вовлекает в бессмысленные и разрушительные поступки.
Такое пленение, рабство греху называется "страстью", то есть страданием, потому, что последствия этого плена ВСЕГДА мучительны, грех всегда влечёт человека к страданиям и смерти. Можно с уверенностью сказать, что в основе самых безумных и страшных преступлений всегда лежит доверие "собственным помыслам".
Помните присловье: "Лучше ужасный конец, чем ужас без конца"? Вот уж воистину шутка, в которой есть только доля шутки. Потому, что в духовной жизни "ужасный", то есть безбожный конец земного существования означает и начало "бесконечного ужаса".
Грех, греховная жизнь – это мучительный лабиринт, выход из которого может быть только один: покаяние, разрыв греховной связи с бесами и начало жизни в союзе с Богом. И такой благоприятный исход, поступок покаяния возможен только здесь, на земле.
Как часто в душу всякого человека приходят мрачные помыслы: самомнения, подозрительности, неприязни, хулы, уныния и тоски... Да мало ли их? Имя им "легион". Это и есть действие на душу бесов.
В моменты таких нападок, насилия над душой, важно сразу распознать в себе действие зла. Сказать: "Нет, я так не думаю. Отойди от меня, сатана!" И, став в сердце перед Богом, исповедовать перед Ним своё "благое неверие" во всю эту мрачную и безумную ложь. Сказать: "Господи, я не верю всей этой мерзости, я верю только Тебе и хочу быть с Тобой!"
Какими бы смутными, ужасными и пугающими ни были приходящие в душу помыслы – человек не согрешит, если он сразу и решительно эти помыслы отвергнет, а затем обратится с крепкой молитвой к Богу.
Вот как говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу".
Без Божьей помощи мы не только не можем справиться с находящей смутой помышлений и чувств, но и понять – что с нами происходит!
Вот почему Господь говорит: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14:38)". Под бодрствованием здесь надо понимать внимание к своему внутреннему состоянию, а под молитвой – непрестанное живое общение с Богом, заботу о сохранении и умножении в душе благодати. И то и другое невозможно без правильной духовной жизни, без жизни Церковной. В Святом Писании говорится, что сатана "принимает вид Ангела света" – это значит, что он может запутать и человека верующего и молитвенника даже, но – желающего жить духовной жизнью "по-своему", руководствуясь "собственным мнением". Доверять себе, пренебрегая драгоценным опытом Церкви, очень и очень опасно! Вне Церкви духовной жизни нет и не может быть, зато легко развиваются всевозможные безумства, именуемые "прелестью". По единодушному мнению Святых отцов, знание основ православной веры, чтение Евангелия, соблюдение Заповедей, исповедь и причастие, домашняя и церковная молитва – это необходимые средства для стяжания "Духа Христова", того Духа, который стоит на страже сердца и помогает правильно оценивать помышления, слова и поступки, противостоять искушениям и утверждаться в любви.
Источник: Православие и мир