Люда! Не ходи в ворота! В калитку! Только в калитку, в ворота нельзя!.. сквозь толпу продирается немолодая энергичная женщина. Раньше таких можно было встретить в основном в торговле; сейчас торговля кругом поэтому, наверное, типаж распространился необыкновенно широко.
Никогда не ходи в ворота, ты что?! догнав свою спутницу, женщина вполголоса продолжает наставлять подругу, вместе они продвигаются к выходу из церковного двора. Ворота распахнуты настежь, но дамы протискиваются через толпу народа и выходят калиткой.
А у меня два года два года! водичка простояла, и хоть бы что! Вот вчера решил: куда ее девать-то, надо ж свежей набрать попросил мою хозяйку, она мне налила водичку в тазик, я в двадцать три ноль-ноль залез в ванну и опа! облился, как положено. Хорошо!..
Бодрый и худощавый дедуля так и ищет возможность завязать разговор с соседями по очереди. Ну, в самом деле: если стоять, как только что сказали проходившие мимо счастливцы, уже успевшие заполучить заветную крещенскую воду, еще часа два то почему бы не пообщаться?
Да... Вот, значит, в одиннадцать вечера я и скупнулся, ага. Отличная была водичка!
А чего в одиннадцать-то? в полоборота спрашивает низенькая полная тетенька, стоящая впереди.
Так положено же! дед с радостью вступает в диалог. До одиннацдати не положено, до одиннадцати она не действительна.
А...
Тетенька, приняв к сведению ценную информацию, решает внести свой вклад в душеспасительную беседу:
У меня вот тоже водичка отлично стояла. Я в прошлом году взяла, набрала прямо из-под крана, молитовку над ней прочитала год стояла, хоть бы что!
Ну правильно! Ведь на Крещение все водоемы освящаются, всё вообще, дедуля придвигается поближе. Вот как они освятят на прорубях воду вот тогда, значит, можно брать. После одиннадцати вечера. И вообще, вчерашняя вода это не то. Сегодня надо брать, сегодня она это... крещенская, значит... А вчера сочельничес... сочельников... Ну, короче, вчерашняя только если после одиннадцати вечера.
Послушайте, не выдерживает рядом какой-то мужчина средних лет в потертом военном бушлате. Ну откуда Вы взяли вот это про одиннадцать вечера?
Э-э-э... дед с видом снисходительного наставника, вынужденного объяснять несмышленым ученикам очевидные вещи, поворачивает к нему свое маленькое лицо, которое даже на морозе не изменило своего желтоватого цвета. Да потому что освящают в одиннадцать вечера! Поэтому все и купаются ночью!
Да кто Вам сказал? Освящение же сразу после литургии бывает, утром! Как утром службу закончат это же часов в одиннадцать-двенадцать так сразу и бывает освящение. И вода та же самая абсолютно, освящается точно так же, как и сегодня.
Дедуля почти не слушает. Пока мужчина говорит, он успевает еще двум-трем своим соседям по очереди сообщить, что сегодняшняя вода правильная, крещенская, "свячёная", а вчерашняя только если после одиннадцати вечера. Тем не менее, завязавшийся разговор привлекает внимание очереди. Люди оборачиваются, внимательно прислушиваясь к тому, кто что говорит. По тому, как они стараются уловить обрывки чужого разговора, понятно, что людям интересно и что они не очень хорошо разбираются в теме. Но показать свою неосведомленность рискует только один невысокий крепенький мужичок в кепке, натянутой на уши:
Так что: разницы никакой нет?
Нет, конечно одна и та же крещенская вода.
Однако, согласные друг с другом, двое мужчин остаются наедине со своей правотой, в то время как вокруг них продолжается живое обсуждение:
Ну что, будем стоять? А то вон говорят два часа стоять придется, там без очереди лезут...
Ну, постоим что делать. Надо же сегодня воду взять. Она же сутки действует. Надо сегодня брать.
Ага. Ну ты посмотри: с детьми лезут без очереди! Хорошо с детьми; но куда ты с тремя канистрами пятилитровыми?!
Очередь солидарно гудит. Пятилитровые канистры у каждого второго, но лезть без очереди, пусть ты даже и с ребенком это действительно как-то не очень.
Пойду посмотрю, как там моя вторая очередь, не обгоняет? неспокойный дедуля растворяется в толпе. Параллельно движется еще одна вереница людей; она направляется к храму.
А там, в храме, что тоже воду разливают? женщина в длинном пальто, заслоняя лицо от мороза красным шарфом, тревожно тянет шею в направлении входа в церковь.
Да. Только там еще надо свечки ставить и записки писать во здравие и заупокой.
Но там, похоже, быстрее очередь идет... тревога на лице женщины нарастает. Через пару минут, однако, счастливым образом в параллельной очереди находятся ее подруги, и дама перемещается на два метра ближе к заветному крыльцу храма. Там мелькают красными пятнами папахи то ли казаков, то ли каких-то кадетов. В общем, ходят мальчишки в шинельках и форменных головных уборах с кокардами. И еще с синими нарукавными повязками, на которых вышит золотом крест. Раньше в ходу были красные повязки народных дружинников, а теперь вот синие и с крестом.
Неспокойный разговорчивый дедуля возвращается и оживленно продолжает с пол-оборота:
Вот сейчас возьмем водичку, искупаемся, а потом р-р-раз! и в Царствие Небесное!
Ой! Ну что Вы такое говорите?! Дама перед старичком аж подпрыгивает от досады. Зачем Вы такое говорите? Надо думать только о хорошем! Сегодня же праздник вот и думайте о хорошем, зачем о плохом?
Ну а что? дед явно был не намерен так просто успокаиваться; видимо, его перспектива попасть в Царство Небесное сразу после омовения крещенской водой впечатлила не на шутку. Вот хорошо: хлебнем водички и опа!
Этот энтузиазм встречает серьезный отпор. На реплику дедули оборачиваются сразу несколько по-настоящему разгневанных дам.
Вы бы лучше закрыли свой рот, неожиданно зло и грубо формулирует молчавшая до сих пор женщина с рыжими волосами, уложенными в хорошую прическу. Вам же сказано: праздник сегодня! Вот же начал!..
Извиняющееся бормотание старичка о том, что, мол, он ничего такого не имел в виду, и вообще, говорил он больше о себе самом ему-то уже семьдесят шестой годок пошел, можно и о Царстве Небесном подумать не находят понимания. Завязавшаяся было беседа разваливается. Дедуля, как будто вняв настойчивым советам соседок по очереди, оставляет неполиткорректную тему и удаляется.
Та-а-ак... Теперь вообще встанем. Мужчина в очках с видимым усилием удерживается от того, чтобы добавить к высказыванию пару крепких словечек. Все стоящие рядом нервно подаются вперед.
Ну куда же это годится?! Куда с двадцатилитровыми канистрами?! Это ж сколько вы их набирать теперь будете?..
Четыре двадцатилитровых бутыли, как изваяния-идолы, угрюмо выстраиваются вокруг огромного металлического чана с водой. Их сюда привезли на тележках два таких же угрюмых немногословных мужика в вязаных спортивных шапочках. Мужики, не обращая внимания на ропот толпы, деловито наполняют емкости. Зачем им понадобилось столько крещенской воды такой вопрос в толпе не возникает; всех беспокоит одно: очередь застопорилась.
Ропот растет. Люди, все как один приплясывающие, чтобы как-то согреться на морозе, совсем не рады перспективе застрять еще на полчаса перед самым "финишем" перед заветной бочкой из нержавейки. Тем не менее, минутное волнение улегается, не успев перерасти в серьезный конфликт: находится какая-то женщина, которая берет на себя функции распорядителя. Постепенно процесс вновь налаживается, и вскоре "оптовые" потребители крещенской воды, наполнив свои бутыли, тащат их к воротам. Им, правда, уже некому подсказать, что в ворота ни в коем случае нельзя выходить только в калитку!..
Наконец, подходит и моя очередь. Парень-послушник с сине-золотой повязкой на рукаве аккуратно отворачивает кран, в мою бутыль падает густая ледяная струя. Полминуты готово. Я подхватываю бутыль, в спину уже подталкивает голос женщины-распорядителя:
Мужчина, быстрее давайте, отходите! Следующий не задерживаем, ставим тару!..
Я только и успеваю сказать парнишке, который наливал мне воду:
Спасибо! С праздником Вас!
Спаси Господи!
Ну, вот и хорошо, вот и праздник: вспомнили про Бога все-таки.
Источник: Православие и мир