ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

За водой

Михаил Моисеев :: 21 января 2011

– Люда! Не ходи в ворота! В калитку! Только в калитку, в ворота нельзя!.. – сквозь толпу продирается немолодая энергичная женщина. Раньше таких можно было встретить в основном в торговле; сейчас торговля кругом – поэтому, наверное, типаж распространился необыкновенно широко.

– Никогда не ходи в ворота, ты что?! – догнав свою спутницу, женщина вполголоса продолжает наставлять подругу, вместе они продвигаются к выходу из церковного двора. Ворота распахнуты настежь, но дамы протискиваются через толпу народа и выходят калиткой.

– А у меня два года – два года! – водичка простояла, и хоть бы что! Вот вчера решил: куда ее девать-то, надо ж свежей набрать – попросил мою хозяйку, она мне налила водичку в тазик, я в двадцать три ноль-ноль залез в ванну и – опа! – облился, как положено. Хорошо!..

Бодрый и худощавый дедуля так и ищет возможность завязать разговор с соседями по очереди. Ну, в самом деле: если стоять, как только что сказали проходившие мимо счастливцы, уже успевшие заполучить заветную крещенскую воду, еще часа два – то почему бы не пообщаться?

– Да... Вот, значит, в одиннадцать вечера я и скупнулся, ага. Отличная была водичка!

– А чего в одиннадцать-то? – в полоборота спрашивает низенькая полная тетенька, стоящая впереди.

– Так положено же! – дед с радостью вступает в диалог. – До одиннацдати не положено, до одиннадцати она не действительна.

– А...

Тетенька, приняв к сведению ценную информацию, решает внести свой вклад в душеспасительную беседу:

– У меня вот тоже водичка отлично стояла. Я в прошлом году взяла, набрала прямо из-под крана, молитовку над ней прочитала – год стояла, хоть бы что!

– Ну правильно! Ведь на Крещение все водоемы освящаются, всё вообще, – дедуля придвигается поближе. – Вот как они освятят на прорубях воду – вот тогда, значит, можно брать. После одиннадцати вечера. И вообще, вчерашняя вода – это не то. Сегодня надо брать, сегодня она – это... крещенская, значит... А вчера – сочельничес... сочельников... Ну, короче, вчерашняя – только если после одиннадцати вечера.

– Послушайте, – не выдерживает рядом какой-то мужчина средних лет в потертом военном бушлате. – Ну откуда Вы взяли вот это – про одиннадцать вечера?

– Э-э-э... – дед с видом снисходительного наставника, вынужденного объяснять несмышленым ученикам очевидные вещи, поворачивает к нему свое маленькое лицо, которое даже на морозе не изменило своего желтоватого цвета. – Да потому что освящают в одиннадцать вечера! Поэтому все и купаются ночью!

– Да кто Вам сказал? Освящение же сразу после литургии бывает, утром! Как утром службу закончат – это же часов в одиннадцать-двенадцать – так сразу и бывает освящение. И вода – та же самая абсолютно, освящается точно так же, как и сегодня.

Дедуля почти не слушает. Пока мужчина говорит, он успевает еще двум-трем своим соседям по очереди сообщить, что сегодняшняя вода – правильная, крещенская, "свячёная", а вчерашняя – только если после одиннадцати вечера. Тем не менее, завязавшийся разговор привлекает внимание очереди. Люди оборачиваются, внимательно прислушиваясь к тому, кто что говорит. По тому, как они стараются уловить обрывки чужого разговора, понятно, что людям интересно и что они не очень хорошо разбираются в теме. Но показать свою неосведомленность рискует только один невысокий крепенький мужичок в кепке, натянутой на уши:

– Так что: разницы никакой нет?

– Нет, конечно – одна и та же крещенская вода.

Однако, согласные друг с другом, двое мужчин остаются наедине со своей правотой, в то время как вокруг них продолжается живое обсуждение:

– Ну что, будем стоять? А то вон говорят – два часа стоять придется, там без очереди лезут...

– Ну, постоим – что делать. Надо же сегодня воду взять. Она же сутки действует. Надо сегодня брать.

– Ага. Ну ты посмотри: с детьми лезут без очереди! Хорошо – с детьми; но куда ты с тремя канистрами пятилитровыми?!

Очередь солидарно гудит. Пятилитровые канистры у каждого второго, но лезть без очереди, пусть ты даже и с ребенком – это действительно как-то не очень.

– Пойду посмотрю, как там моя вторая очередь, не обгоняет? – неспокойный дедуля растворяется в толпе. Параллельно движется еще одна вереница людей; она направляется к храму.

– А там, в храме, что – тоже воду разливают? – женщина в длинном пальто, заслоняя лицо от мороза красным шарфом, тревожно тянет шею в направлении входа в церковь.

– Да. Только там еще надо свечки ставить и записки писать – во здравие и заупокой.

– Но там, похоже, быстрее очередь идет... – тревога на лице женщины нарастает. Через пару минут, однако, счастливым образом в параллельной очереди находятся ее подруги, и дама перемещается на два метра ближе к заветному крыльцу храма. Там мелькают красными пятнами папахи то ли казаков, то ли каких-то кадетов. В общем, ходят мальчишки в шинельках и форменных головных уборах с кокардами. И еще с синими нарукавными повязками, на которых вышит золотом крест. Раньше в ходу были красные повязки народных дружинников, а теперь вот – синие и с крестом.

Неспокойный разговорчивый дедуля возвращается и оживленно продолжает с пол-оборота:

– Вот сейчас возьмем водичку, искупаемся, а потом – р-р-раз! – и в Царствие Небесное!

– Ой! Ну что Вы такое говорите?! – Дама перед старичком аж подпрыгивает от досады. – Зачем Вы такое говорите? Надо думать только о хорошем! Сегодня же праздник – вот и думайте о хорошем, зачем о плохом?

– Ну а что? – дед явно был не намерен так просто успокаиваться; видимо, его перспектива попасть в Царство Небесное сразу после омовения крещенской водой впечатлила не на шутку. – Вот хорошо: хлебнем водички и – опа!

Этот энтузиазм встречает серьезный отпор. На реплику дедули оборачиваются сразу несколько по-настоящему разгневанных дам.

– Вы бы лучше закрыли свой рот, – неожиданно зло и грубо формулирует молчавшая до сих пор женщина с рыжими волосами, уложенными в хорошую прическу. – Вам же сказано: праздник сегодня! Вот же начал!..

Извиняющееся бормотание старичка о том, что, мол, он ничего такого не имел в виду, и вообще, говорил он больше о себе самом – ему-то уже семьдесят шестой годок пошел, можно и о Царстве Небесном подумать – не находят понимания. Завязавшаяся было беседа разваливается. Дедуля, как будто вняв настойчивым советам соседок по очереди, оставляет неполиткорректную тему и удаляется.

– Та-а-ак... Теперь вообще встанем. – Мужчина в очках с видимым усилием удерживается от того, чтобы добавить к высказыванию пару крепких словечек. Все стоящие рядом нервно подаются вперед.

– Ну куда же это годится?! Куда – с двадцатилитровыми канистрами?! Это ж сколько вы их набирать теперь будете?..

Четыре двадцатилитровых бутыли, как изваяния-идолы, угрюмо выстраиваются вокруг огромного металлического чана с водой. Их сюда привезли на тележках два таких же угрюмых немногословных мужика в вязаных спортивных шапочках. Мужики, не обращая внимания на ропот толпы, деловито наполняют емкости. Зачем им понадобилось столько крещенской воды – такой вопрос в толпе не возникает; всех беспокоит одно: очередь застопорилась.

Ропот растет. Люди, все как один приплясывающие, чтобы как-то согреться на морозе, совсем не рады перспективе застрять еще на полчаса перед самым "финишем" – перед заветной бочкой из нержавейки. Тем не менее, минутное волнение улегается, не успев перерасти в серьезный конфликт: находится какая-то женщина, которая берет на себя функции распорядителя. Постепенно процесс вновь налаживается, и вскоре "оптовые" потребители крещенской воды, наполнив свои бутыли, тащат их к воротам. Им, правда, уже некому подсказать, что в ворота ни в коем случае нельзя выходить – только в калитку!..

Наконец, подходит и моя очередь. Парень-послушник с сине-золотой повязкой на рукаве аккуратно отворачивает кран, в мою бутыль падает густая ледяная струя. Полминуты – готово. Я подхватываю бутыль, в спину уже подталкивает голос женщины-распорядителя:

– Мужчина, быстрее давайте, отходите! Следующий – не задерживаем, ставим тару!..

Я только и успеваю сказать парнишке, который наливал мне воду:

– Спасибо! С праздником Вас!

– Спаси Господи!

Ну, вот и хорошо, вот и праздник: вспомнили про Бога все-таки.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама