В ноябре прошлого года президент нашей страны Дмитрий Медведев резко отозвался об официальной криминальной статистике: "Статистика у нас лукавая. Веры в нее нет! Брехня это зачастую!". Недавно эти слова получили еще одно подтверждение: по данным 800-страничного исследования группы экспертов под руководством профессора Сергея Иншакова, например, в 2009 году в стране на самом деле произошло 46,2 тысячи убийств, а не 18,2 тысячи, как гласит официальная статистика. Это чудовищно высокие цифры. По числу умышленных убийств Россия находится на первом месте в Европе и далеко опережает свою ближайшую соседку Украину. Украина страна очень близкая нам по культуре, переживающая те же постсоветские проблемы, что и Россия, и тем не менее, украинцы убивают друг друга значительно реже, чем россияне. Почему? Можно высказывать упреки МВД и, похоже, во власти все больше утверждаются в необходимости коренных, а не косметических реформ этого ведомства. Но можно обратить внимание на еще один фактор Украина, несмотря на все советские годы, все же менее дехристианизированая страна, чем Россия. Еще одно постсоциалистическое славянское государство Польша показывает еще более низкий уровень убийств, и в этом нет неожиданности еще более высокий уровень посещаемости богослужений.
Нельзя сказать, что преступность единственная область, где мы сталкиваемся с настоящей катастрофой. В том, что касается уровня алкоголизма и самоубийств, нарастающего обезлюживания (как официально говорят, "депопуляции") страны мы тоже на самом верху списка. В чем корни этих бед и что с ними делать? Какой жизненно важный элемент утрачен нашей страной, отчего она умирает?
Любая человеческая культура религиозна она предлагает определенные ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о месте человека в мироздании, о его обязанностях по отношению к ближним. Немецкий мыслитель Имманул Кант так формулирует эти вопросы: "Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что мне надлежит делать?". Очевидно, речь идет не о научном или технологическом знании а о знании своего места в мироздании, понимании смысла своего бытия. Человек, который борется с искушением совершить самоубийство и задается вопросом "зачем мне жить", ищет не научного и не технологического знания не ответа на вопрос "как". Он спрашивает "зачем". Вопрос о смысле связан с вопросом о надежде "на что я могу надеяться?" Что нас ожидает? Есть ли награда праведности, есть ли кара злодеянию? Или те, кто терпеливо исполняют свой долг дураки, "лохи", а подлинные хозяева жизни те, кто нагло творит беззаконие? Именно с надеждой связан ответ на вопрос "как я должен поступать". Зачем поступать нравственно? Почему я должен быть честным? Кому должен? Любая цивилизация предлагала те или иные ответы на эти вопросы даже атеистические эксперименты ХХ века, продержавшиеся всего несколько десятилетий, пытались создать какой-то материалистический суррогат религии.
Сейчас мы оказались в стране, где и этот суррогат рухнул, и открылась пустота воющая пустота безбожия, которая затягивает в себя души и тела, и грозит затянуть нашу страну окончательно, так, что сама русская цивилизация исчезнет с лица земли. Есть известное и буквально точное выражение "нет причины не выпить". У людей нет причины не выпить и они спиваются насмерть; у них причины дорожить чужой жизнью и они убивают друг друга, у них нет причины жить вообще и они совершают самоубийства. У тех, кто облечен властью, нет причины не брать взяток, нет причины исполнять свой долг, нет причины служить обществу, а не самим себе.
Русская и шире, европейская цивилизация, отвечала на главные вопросы человеческого бытия исходя из библейского откровения. Мы созданы Богом для вечной и блаженной жизни; мы отпали от Бога в грех; Бог совершил наше искупление в Иисусе Христе; мы призваны воспринять дарованное Им спасение через покаяние, веру и хранение заповедей. У нас есть причины не пить, не убивать себя и друг друга, и исполнять свой долг потому что мы глубоко чтим Господа, полностью доверяем Ему и искренне стремимся Ему повиноваться. Потому что надеемся на вечное спасение и страшимся его лишиться.
В любой цивилизации были люди, презрительно отвергавшие ее основы; были лицемеры, скрывавшие беззаконие под маской благочестия. Но цивилизации держатся на людях, которые принимают их ценности всерьез. Когда таких людей становится слишком мало, а тех, кто встречает любое упоминание о Боге презрительной усмешкой слишком много, цивилизация обречена. Ей незачем жить, и она умирает как алкоголик, у которого "нет причины не выпить", или самоубийца, у которого нет причины жить.
Здесь, возможно, нам стоит остановиться и прокомментировать пару популярных в антиклерикальных кругах мифов. Первый миф это миф о нерелигиозной и при этом благополучной Западной Европе. Можно говорить о том, что Западная Европа переживает определенный процесс секуляризации влияние Церкви и посещаемость богослужений ниже, чем несколько десятилетий назад. Старики ворчат на "безбожную молодежь", проповедники бьют тревогу, популярные левацкие журналисты уверяют, что Светлое Атеистическое Будущее не за горами. Но даже при этой отрицательной динамике влияние христианства на общественную жизнь остается достаточно серьезным и гораздо, гораздо более высоким, чем в России. Если мы обратим внимание на такие показатели, как присутствие капелланов в армии, преподавание религии в школах, кафедры теологии в вузах, присутствие высших должностных лиц на богослужениях, нередко даже прямое финансирование Церкви из бюджета то обнаружим, что все то, что у нас некоторыми воспринимается как чудовищные ужасы клерикализации, является совершенно обычным для Западной Европы. Когда канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступающая на съезде возглавляемой ею партии "Христианско-Демократический Союз", говорит о том, что в общественной жизни Германии должно быть больше христианства, это вовсе не звучит революционно они так привыкли. Когда итальянские политики единодушно выступают против попыток Европейского Суда удалить Распятия из школьных классов, для них в этом нет ничего удивительного. Да, в Западной Европе безбожие атакует но это вовсе не значит, что оно там победило. Если же говорить о тенденции, то усиление безбожия трудно увязать с большим благополучием то, что в Англии, по статистике, новорожденных чаще называют Муххамедами, чем Джеймсами, вряд ли можно считать признаком того, что британская цивилизация за последние десятилетия стала жизнеспособнее.
Надо сказать, что в европейской культуре сохраняется и определенная инерция когда люди, не имеющие веры, продолжают придерживаются культурных норм, сформированных христианством. У нас, увы, такой инерции нет то Светлое Атеистическое Будущее, которое западные леваки только с волнением ожидают, у нас уже в прошлом и это во многом формирует наше настоящее.
Второй миф "у нас вовсю идет духовное возрождение, строятся храмы, Патриарх появляется в телевизоре, а все так неблагополучно значит, от него нет толка". Мы не можем ожидать, что раковый больной немедленно поправится при первых попытках терапии; мы можем надеяться, что поначалу, он будет умирать не так быстро а потом, если мы будем проводить терапию интенсивно и терпеливо, у него появятся шансы выкарабкаться. Мы не можем ожидать, что общество, настолько обезбоженное, как наше, немедленно поправится. Пока только несколько процентов граждан посещают богослужения, говорить о духовном возрождении страны в целом рано.
Но мы должны о нем говорить и мы должны ради него трудиться. Потому что выбор, который стоит перед нами это выбор между рехристианизацией нашей цивилизации и ее смертью. Что будет означать эта рехристианизация? Мы можем обратить внимание на два ее аспекта изменение образа Православия в глазах людей и изменение уровня присутствия Церкви в общественной жизни. В отношениях Церкви и людей внецерковных существует определенное недоразумение которое будет возникать снова и снова. Человек, отторгнутый от христианской традиции, легко превращается в язычника и обращается в Церковь за практической, работающей магией. Крайний, но вполне реальный пример приводил один священник, к которому обратилась группа бандитов, чтобы он совершил молебен за успех их разборки с другими бандитами. Попытки объяснить, что искать помощи Божией в совершении греха бессмысленно, были встречены с раздражением и угрозами. Но отнюдь не только бандиты склонны воспринимать священника как шамана; восприятие церковных молитв и священнодействий как практической магии это общая проблема. Необходимо объяснить людям, что значит быть православным христианином. Это означает определенные и ясные взаимоотношения с Богом и Его Церковью, твердое решение покориться Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю, искреннее намерение повиноваться заповедям Божиим и пребывать в общении с Церковью. Это может обидеть и оттолкнуть тех, кто хочет, чтобы им наколдовали удачу и успех в делах и не приставали с нраво и вероучением; многие священники, которые стремятся просветить таких людей, сталкиваются с непониманием и обидами. Но так или иначе, необходимо сделать очевидным для всех, что Церковь не торгует практической магией Церковь ведет людей к вечному спасению. Для того, чтобы Церковь могла объяснить это, ее голос должен быть слышен; и здесь нам стоит сказать о другом аспекте рехристианизации усилении присутствия Церкви в обществе хотя бы до уровня, характерного для остальной Европы.
В этом отношении особенно при нынешнем Патриархе многое делается и сделано; хотя очень многое еще предстоит сделать. Речь идет, прежде всего, об утверждении в России обычных для других стран христианского мира практик религиозного образования, капелланов в вооруженных силах, сотрудничества между Церковью и государством в области образования, здравоохранения и решения социальных проблем. Это не означает и не может означать "слияния" Церкви и государства, которым нас так настойчиво пугают. Например, в Соединенных Штатах Америки, где принцип отделения Церкви от государства выдерживается очень строго, католические госпитали получают значительную поддержку из госбюджета. Очевидно, не потому, что США католическое государство; государство это совершенно светское. А потому, что поддержка медицинских, образовательных и благотворительных религиозных учреждений служит общему благу, и для любого ответственного государственного мужа это вполне ясно.
У кого-то рост присутствия Церкви вызовет и уже вызывает резкое неприятие; кто-то предпочитает видеть угрозу не в преступности, алкоголизме, обезлюживании и общем одичании, а во всемирном поповском заговоре, который то ли уже водворил, то ли вот-вот водворит у нас мрачное царство православного клерикализма. Что же, если кто-то испытывает острую фобию по отношению к пожарным, это еще не повод отказываться от тушения пожара; если кто-то не переносит вида белого халата, это не причина отказываться от борьбы с эпидемией. Рехристианизация нашего общества в интересах всех, в том числе нехристиан. И она должна состояться если мы любим нашу страну и хотим, чтобы у нее было будущее.
Источник: Радонеж