ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Воцерковление философии

Блуд А.А. :: 26 января 2011

Кандидат философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Государственного института подготовки кадров Минпромполитики Украины Александр Александрович Блуд обращается к понятиям истинной христианской философии и истинного богословия, как его понимали святые отцы, и поднимает проблему необходимости религиозного соотнесения философии. Публикуемый материал был представлен как доклад на Вторых Покровских чтениях (Киев).

В данном докладе следует очертить те актуальные проблемы, которые касаются философии и богословия в их взаимоотношении, а также осветить проблему самоопределения философии в настоящее время.

Сразу же предчувствую возражение – а нуждается ли философия в воцерковлении? Не обладает ли философия сама в себе самодостаточной истиной, которая не нуждается в каком-либо религиозном соотнесении? Богословие само по себе, как имеющее четко очерченную область исследования – бытие Бога, Божественная реальность; философия – сама по себе, занимающаяся чистой истиной. В таком возражении заявляют о себе предрассудки секулярного сознания, которое боится всяческих вторжений религии в область "научного" знания. Насилу в течение многовековой борьбы за "духовную" свободу мысль отделилась от Церкви, а тут, дескать, опять возвращаться в зависимость, думать не так, как хочется, а в соответствии с церковными канонами.

Конечно, философия без свободы невозможна. Но свободу ведь следует понимать не как произвол мысли, но как истину, несущую освобождение. Истина освобождает от ложных взглядов, просвечивая мрак невежества. Христос принес освобождение от греха, а не закрепощение. Христианская философия есть стремление обрести ум Христов, приобщиться к мудрости Христовой, которая освобождает и дарует вечное спасение. Здесь критерий отделения псевдо-философии – суемудрия – и христианской, которая по определению эсхатологична. Без эсхатологии, без стремления к Царствию Божию, без стремления к жизни вечной занятия философией теряют смысл. Какой смысл перечитывать философские тексты, преподавать, размышлять, если все равно умрешь, уйдешь в небытие? Но возможна ли вообще философия как таковая, без стремления к вечности и без преодоления смерти? Еще Платон говорил, что философия есть приуготовление к смерти, а Аристотель, что философ занимается вещами божественными, вечными, в отличие от обыденного разума, который имеет дело с вещами преходящими.

Cекулярное сознание, отделившее христианство и вообще любую религию от государства и от культуры, создает и навязывает ложный образ философии как светской науки, отделенной от христианства, православия, и пресекает в философии христианский дискурс. Преподаватель философии, чтобы не быть обвиненным в нетолерантности, в неполиткорректности, вынужден редуцировать христианские, православные идеи в своей речи, ибо можно обидеть человека, принадлежащего к другой конфесcии, другому вероисповеданию. Дескать, здесь нарушается принцип свободы совести. Конечно, такое положение дел, обоснованное либеральной идеологией, вызывает множество вопросов. Если философия есть стремление к истине, то как можно уважать не-истинные взгляды и заблуждения? Если бы святые отцы не воевали за истину, а стремились бы никого не обидеть, то как бы они смогли воцерковлять эллинистическую цивилизацию? Их богословие изменило мир истиной Христовой. Если бы они мирились с ересями, шли с ними на компромиссы, считая, что все они имеют право на существование, так как выражают собственное мнение, на которое всякий индивид имеет право, то о какой истине, которая выражается в духе Христовом, могла бы идти речь? Ведь ересь идет от духа гордыни, от разумения человеческого, а не от божественного, для которого необходимо смирение. Смиренномудрие – вот истинная философия. Перед божественной истиной изумленный разум замолкает в смиренном безмолвии. Священнобезмолвие – вот исток философии и богословия, а не либеральное право говорить (болтать) все, что в голову взбредет, облекая этот псевдо-логос (речь) в философские понятия и называя это философией. Если нет смирения перед тайной, а есть самомнение всезнающего разума, то это лишь видимость философии. Философия стала делом отдельного индивидуума, который возомнил себя единственным носителем истины. Но отделенный от всех, по Гераклиту, он не видит общее для всех, а воображает, грезит.[1]

Истина всеобща, соборна, она единит людей своим духом, преодолевая, трансцендируя преходящее, суетное. Святые отцы показывают пример соборного богомыслия и любомудрия, соборного стремления к истине Христовой. Это пример соборной, церковной (церковь – еклессия, собрание) философии. Не на мирском соглашении-консенсусе держится философия, а на соборном опыте Духа Святого. Прот. Георгий Флоровский ратует за "возвращение к отцам", за обновление богословия творческим духом святоотеческого мышления.[2] Не следует ли и нашей философии освободиться от "западного пленения" и вернуться к святоотеческому опыту. Это догматический опыт, литургический и аскетический, точнее их единство. Да и саму философию следует понимать в святоотеческом смысле как стремление, любовь к Божественной мудрости, к Божественному. Иоанн Дамаскин в "Диалектике" дает такие определения философии: "Философия есть познание сущего как такового, т.е. природы сущего. Философия есть познание Божественных и человеческих вещей. Философия есть помышление о смерти... Философия есть уподобление Богу... Философия – это любовь к мудрости, а истинная Премудрость есть Бог. Таким образом любовь к Богу – вот истинная философия".[3]

Исходя из такого понимания, трудно провести грань между философией и богословием. Богословие это скорее высшая ступень познания Божественного, это говорение не своими словами, а Духом Святым. Философия же – это стремление к Божественному, осознание своего незнания Бога и стремление к Нему, стремление к богообщению, приуготовление к божественному созерцанию – феории. Митрополит Иерофей Влахос пишет: "По учению Григория Паламы, богословами являются, строго говоря, боговидцы, а богословие – созерцанием: "...есть и знание о Боге, знание учений о Нем и умозрение, которое мы называем богословием...".[4] "Преподобный Максим разделяет духовную жизнь на три этапа: деятельное любомудрие, естественное созерцание и мистическое богословие... Первое очищает человека от страстей и украшает его добродетелями; второе просвещает ум истинным знанием, третье венчает человека высшим мистическим знанием, которое святой отец называет "иссуплением".[5] ...под практическим любомудрием понимается очищение сердца, под естественным созерцанием – просвещение ума и под мистическим богословием – общение с Богом через созерцание".[6] Очищение сердца осуществляется во внимании к помыслам, во внутреннем трезвении, в различении помыслов, во внутренней брани с греховными помыслами и страстями. "И если человек противоборствует совершению греха и сражается против страстных помыслов, то он смиряется, сокрушается, подвизается и ...приходит в свое естественное состояние. Но как бы человек не старался, мертвый ум не может очиститься и стать живым, если не сойдет на него Дух Святой... Но если при содействии божественной благодати ум очистится, то он озаряется, поскольку "очищение его есть озарение". И если человек сохранит свой ум после очищения, чтобы он не был осквернен грехом, то ум остается просвещающим и просвещаемым...".[7]

Такое святоотеческое воззрение на философию (любомудрие) изумляет своей божественной простотой и правдой. Ведь действительно, для того чтобы понять истину, следует избавиться от ложных представлений, заблуждений или, согласно феноменологии Гуссерля, редуцировать их. Заблуждение – это ложный взгляд помраченного разума. Разум омрачается страстями, и первое философское дело – очистить ум от страстей при помощи "умного делания": соединения внимания к помыслам и молитвы. На собственном опыте убеждаешься, что сколько бы человек не прочитал умных книжек и как бы умно не рассуждал, но если он охвачен желаниями, гордыней и всем набором страстей, то его суждения и поступки не отличаются разумностью. Без практической реализации философского призыва "познай себя", без обращения к своей душе, без внутренней работы над преодолением грехов философия останется лишь пустым, безжизненным умствованием. Внутренняя аскеза, очищение ума только и может привести к озарению Божественной истиной, которое осуществляется по благодати. Это феномен синергии – объединение собственного умного усилия (стремления к уразумению) и Божественного озарения, которое как молния высвечивает, открывает тайны непознанного. Удержание открытого, этого "откровения прикровенного, сокрытого, таинственного" также требует больших усилий, внутреннего собирания, чтобы враг рода человеческого, враг истины не похитил этот дар рассеянным забвением. Весь этот святоотеческий дух внутренней работы, дух подвига, предельной борьбы с не-истиной необходим философии, чтобы она на самом деле была "умным делом", а не бездумным повторением чужих слов и мнений. Следует придти к себе, открыть свое естество и вышеестество, чтобы вообще философствовать и богословствовать.

Ситуация "западного пленения", когда в послеотеческий период богословие ориентировалось на западные образцы, на рациональный, схоластический стиль мышления, присутствует и в современной философии. Отрыв от корней, прежде всего святоотеческих, бросает философию то в постмодерн, то в аналитику, философию науки, релятивизируя вообще понятие философской истины. Осознание отрыва от корней подвигнуло Ницше и Хайдеггера к идее возвращения к древним грекам, возвращения к истоку философии, но это привело к рецидиву неоязычества. Попытка редуцировать христианскую культуру и возродить языческую радость жизни, которую выхолостил в своей истории западный нигилизм, привела в 20 веке к таким трагическим событиям, что удивляешься современным попыткам возродить неоязычество, невольно думая, что история людей ничему не учит.

Возвращаться надо к себе, к своей культуре, к своей мысли. Нужно найти то, что нам близко, что нам по душе. Не поняв своего, как поймешь чужое? Своё нам – это православие, христианство, которое Русь приняла из Византии. Христианская культура фундирует нашу жизнь, даже если человек об этом и не догадывается. Идолы секулярной, неоязыческой культуры пытаются заслонить от нас этот факт. Христианство, православие присутствует (иногда неявно) и в языке, который окультурился благодаря церковнославянскому, в государственном сознании, в искусстве, архитектуре и др. Мы находим себя "уже" в православии хотя бы фактом нашего крещения.

Современная эпоха соблазняет человека либеральной иллюзией свободного выбора. "Я" есть тот центр мироздания, самодостаточный субъект, который якобы своими проектами-выборами определяет свою жизнь. Богу здесь нет места. Все решаю я сам. Человек рабствует своим страстям, навязанной идеологии и наивно думает, что он управляет своей жизнью. Философия, которая строится на самодостаточном субъекте, закрыта от той истины, что все есть от Бога, что без Бога мы ничто. И воцерковление философии, это не произвольный выбор православия как одной из религий, а возвращение философии к своему предназначению как стремлению к истине, к Богу. Истины не может быть вне Церкви, вне собранности Святым Духом. Сам факт моего крещения свидетельствует, что я уже имею в сердце Духа Святого, обетование Царства Божия. А Дух истины следует пробудить христианской, церковной жизнью. Воцерковление философии – это не вход в иное, а возвращение к себе, к своим истокам, к христианскому эллинизму – святым отцам, которые эллинские философские истины преобразили благодатным огнем истины Христовой. Воцерковление философии – это осмысление того наследия, богатства, которое нам дано в церковном предании: Святого Писания, догматов, таинств, святоотеческих творений и т.д., от которого нас отвращает секулярное мышление. Стыдно и совестно быть нищим, имея такое наследство. Нужно лишь повернуться к нему, открыться зову истины Христовой, которая взывает к нашему свободному обращению. Тут работы непочатый край, и прежде всего внутренней, ибо без намерения исправиться, преодолеть свое грешное естество не будет истинного философствования.

[1] Гераклит. // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С. 191.

[2] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. – Paris: YMCA-PRESS, 1983. – С. 506.

[3] Преподобный Иоанн Дамаскин. Философские главы или Диалектика. http://aleteia.narod.ru/damaskin/dialektika.htm.

[4] Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – С. 30.

[5] Там же. – С. 36.

[6] Там же. – С. 37.

[7] Там же. – С. 38.

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама