Портал "Православие и мир" начинает серию публикаций о проблеме веры и верующего человека в большом городе. Мегаполис накладывает колоссальный отпечаток на жизнь человека – распорядок дня, контакты, взаимоотношения с другими людьми и религиозную жизнь. О вере в в большом городе главному редактору сайта рассказывает заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.
Добротолюбие мегаполиса
Отец Николай, как меняет мегаполис человека, как влияет на отношения с другими людьми?
В современном мегаполисе сфера межличностных отношений все больше сужается, люди, живя "впритирку", внутренне отдаляются друг от друга.
То, что между жителями большого города не существует таких же непосредственных отношений, как в деревне или в небольшом городке, это не их вина. Человек просто не может выживать в условиях мегаполиса, вступая в межличностные отношения со всеми, кто встречается на его пути (как, например, кассир сберкассы с посетителями, которые приносят ему заполненные квитанции).
Эти изменения во взаимоотношениях с людьми должны стать предметом серьезного богословского и пастырского осмысления.
Просто призывать жителя мегаполиса, чтобы он оставался простым, сердечным и всем говорил "здравствуйте"? Это неблагодарная и бессмысленная задача. Выживание в условиях нашей пустыни требует других подходов и духовных навыков. От этого нельзя просто отмахнуться. Это феномен человека в глобализирующемся мире, во все более и более механических отношениях. Он требует внимательного, сострадательного и вдумчивого пастырского анализа. И я не уверен, что мы далеко на этом пути продвинулись.
Меняются ли прихожане? Отличатся ли горожане от сельчан?
У меня был период, когда я десять лет отсутствовал в Москве. Когда вернулся, то увидел, что в храмах совершенно другие люди.
Никогда в советское время в храмах не было такого количества... как бы лучше сказать... в социальном смысле обычных людей. Были либо пожилые, у которых в силу каких-либо причин появлялся простор для участия в жизни прихода, религиозной активности, либо в чем-то героические, отчасти акцентированные личности и даже порой не совсем здоровые. В какой-то книжке я читал, как один священник говорит другому: "Я тебе завидую, у тебя столько молодежи". А другой отвечает: "А чего ты завидуешь? Это же все душевнобольные".
А сейчас появилось много обычных парней, девушек и людей среднего возраста такой же срез общества, как на улице. И оказалось, что у некоторых из них вполне содержательная духовная жизнь. Это было для меня интересным открытием. Потому что при советской власти постоянные посетители храма были люди не от мира сего, у них была определенная печать неотмирности. Непонятно было порой, как на фоне всей этой свинцовой реальности они выживали. Может быть, это самая светлая сторона советской эпохи.
В советское время можно было встретить крайне мало людей, которые были активно вовлечены в жизнь прихода и вместе с тем в какую-то внешнюю жизнь. Как правило, внешне эти люди были маргиналами. А тут появилась другая порода людей, которые, судя по всему, вполне нормально живут в окружающем обществе, и вместе с тем у них содержательная духовная жизнь. Я редко задаю во время исповеди вопросы, тем более прямо не относящиеся к делу. Но иногда все же спрашивал интересного для меня человека: а чем вы занимаетесь? Большинство ответов, которые я получал, для меня оказались неожиданными банковский служащий, менеджер коммерческой фирмы и так далее.
По тому, что я слышал о внутренней жизни этих людей, у меня складывалось впечатление, что они должны бы искать себе работу, связанную с максимальной отдачей, со служением людям. И я иногда робко спрашивал: а вам в банке не скучно? Недоуменный взгляд и ответ: нормальная работа, платят хорошо. Порой мне начинало казаться, что я попал в какую-то совсем другую эпоху, для которой чересчур устарел. В советское время многие страдали от внешней невозможности строить профессиональную жизнь, жизнь в обществе в согласии со своими христианскими убеждениями. Общество было безбожное, всякое внешнее проявление религиозной мотивации было невозможно. Только немногим гигантам удавалось жить не маргинально, а в гуще событий, и при этом не согрешать против своей веры. Это было очень трудно.
Сейчас внешнего подвига никакого в этом нет. Не нужно скрываться, можно дышать полной грудью. И для тех, у кого столько всего застоялось в минувшие времена, это счастье. Но в то же время появилось достаточно много христиан, у которых, похоже, в религиозной жизни совсем не присутствует идея того, что их работа должна быть служением.
Опасности для общины в мегаполисе
Колоссальная информационная и личностная перегрузка... Люди, которые работают в тех местах, где идет постоянное общение, получают коммуникативный перегруз. И мирянин, и священник в современных условиях подвержены максимальному информационному и коммуникативному перегрузу.
Это правда. Причем, у священников в мегаполисе часто и легко возникают искушения, которых, пожалуй, нет у их собратьев, проходящих свое служение в сельской местности, или где-нибудь за границей, где совсем немногочисленная паства. Нет необходимости беречь каждого прихожанина: если человек обидится и уйдет, беды как будто и незаметно, потому что придут другие. Если что-то не сложилось в контакте прихожанина со священником, то человек пойдет к другому батюшке. В Москве их сотни. Легко найдет себе такого, кто ему подойдет больше. Прихожан здесь всегда намного больше того количества, которому священник реально может себя отдать.
Священника как пастыря это подрывает изнутри.
Это преодолимо?
Для этого нужно оказаться в совсем других условиях, когда у тебя овечки все сосчитаны. Из общения с собратьями я хорошо знаю опыт наших пастырей за границей, где непонимание, возникшее между настоятелем прихода и его духовным чадом, может привести к трагическим последствиям для священника. Утрата, например, церковного старосты может быть практически невосполнима для дальнейшего бесперебойного существования приходской общины.
В этом плане священники в больших городах люди, может быть, несколько избалованные жизнью. И, наверное, из-за этого часто проявляют недостаток внимания к людям.
С другой стороны, из маленьких городов приходят письма, что священник сказал что-то грубое, а храм на весь город один, уйти некуда.
Да, возможность выбрать храм по душе одно из удобств современной цивилизации. Возникает своего рода рынок религиозных услуг: в Москве есть огромное количество самых разнообразных приходов и храмов, можно провести "кастинг" и выбрать подходящего духовного отца.
Это удобно. Вполне соответствует стандартам общества потребления.
фото rosov.ru
Клубы по интересам
Но превращение церковной общины в клуб по интересам, в клуб единомышленников, где собираются люди с одинаковыми вкусами, на мой взгляд, таит в себе определенную опасность. Вселенское измерение Церкви уплывает из такой общины. Ведь каждое евхаристическое собрание это место, где присутствует церковная полнота. Не ослабляется ли это присутствие, если это община людей, подобранных по какому-то признаку?
Я за то, чтобы все приходы большого города были максимально разными и непохожими друг на друга. Но вместе с тем у меня есть острое чувство угрозы, которая присутствует в клубно-приходской ментальности.
Такие приходы быстро становятся группировками, начинается деление на "Артемьевцев", "Воробьевцев", "Смирновцев" и "Кочетковцев"...
Я думаю, что наши дальнейшие успехи церковного возрождения будут во многом зависеть от того, сможем ли мы найти правильный баланс многообразия и единства. Сможем ли сохранять чувство вселенского характера Церкви, ее единства, при этом развивать самые разные формы осуществления церковной жизни.
У меня не возникало никакого внутреннего протеста против, например, детских литургий, я в одном провинциальном соборном храме служил их с огромной радостью. Потому что было понятно, зачем это нужно. Дети не могут сколько-нибудь собранно выстоять в огромном пространстве два часа или больше, а потом идти на занятия в воскресной школе. А при литургии продолжительностью в один час и с их активным участием всё получается иначе. Это не похоже на какое-то искусственное явление. Точно так же не вызывает никакого сомнения или протеста, когда христиане объединены в особую общину, потому что заняты каким-то особым и общим для них служением, делом. Совсем другое, когда мы видим попытку формирования наиболее комфортной среды для обитания православного христианина данного "профиля" и получения наиболее адекватного комплекса религиозных услуг.
Церковь это собрание людей, призванных Богом. Местная церковь Римская, Эфесская, Коринфская, Новогиреевская это те, которые собрались вместе в день Господень потому что они тут живут, и Бог их позвал. "Выборка" определяется общей верой и общим местом жительства.
Теперь представим себе, что мы создали приход, членство в котором определялось бы православной верой плюс партийной принадлежностью. А что? Здесь, например, молится Григорий Явлинский и члены партии "Яблоко". У входа эмблема, приходской совет состоит из единомышленников, так же им легче будет. А в другом храме православные члены КПРФ. Почему бы нет? Разве православный человек не имеет права быть членом политической партии и в соответствии с этим строить приходскую жизнь?
Но тут уж самый "малоцерковный" человек нутром чувствует: нет, ерунда какая то, так не бывает. Это не для церкви. Там всё по-другому. Партбилет остается дома.
И все же существуют храмы, в которых по какому-то еще признаку, кроме их веры, отобраны члены церковной общины. В этом есть что-то ущербное, опасное.
Конечно, существует обусловленная объективной реальностью разница в устроении приходской жизни в мегаполисе и в сельской местности. Фактор близкого проживания не может в городе иметь столь же важного значения. Расстояния мало что значат.
Но все же насколько вкусовой элемент в выборе той или иной церковной общины совместим со вселенским характером Церкви? Насколько он вообще совместим с тем изначальным принципом, что на Евхаристию собираются люди самые разные?
Христианство городская религия?
Трудно христианину жить в Москве?
Я много лет живу и служу в Москве и всегда испытывал определенное чувство внутреннего психологического дискомфорта.
С одной стороны, стиль и ритм жизни в этом городе меня утомляет, создает какую-то перманентную перегрузку. Этот фон никогда не отпускает, не дает покоя и главное очень затрудняет сосредоточенность. Разве так чувствуешь себя в дни отпуска, в одиночестве, в лесу, на озере, где всё создание поёт Творца? Там даже и не умеешь петь а невольно подпоёшь.
Но вместе с тем, глядя из окна квартиры на абсолютно бесприродную урбанистическую реальность, проезжая по третьему транспортному кольцу над какими-то растущими марсианскими пейзажами, совсем не похожими на город, в котором я родился и вырос, я так часто чувствую острую любовь к этому городу. Здесь моя жизнь, здесь моя судьба. И здесь, рядом, жизни еще миллионов людей, которых я не знаю, но которые мне чем-то близки.
Раннее христианство было религией городской. Житель сельской местности и язычник это в латинском языке одно и то же: paganus. Так начиналось христианство. Некоторые мудрые люди говорили, что таким будет и его последняя эпоха. В мегаполисе бывает легче найти для себя поддерживающее душу общение с другими учениками.
Я лично глубоко убежден: все то, что мы сейчас называем возрождением веры это временное явление. При всей огромной значительности той очень вдохновляющей эпохи, в которую Господь судил нам жить. Но нам еще предстоит осознать, что мы являемся тающим меньшинством в этом мире. Мы будем биться до конца за Святую Русь, за христианскую Европу, мы будем носителями их ценностей, что бы ни творилось вокруг. Но одновременно нам надо видеть и помнить: мы малый остаток, мир идет совершенно другим путем. И нам его не остановить. "Сейчас уже позже, чем мы думаем", говорил отец Серафим Роуз. Хотя он совсем не из моих любимых авторов, слова очень верные. Пути развития цивилизации будут все больше чуждыми нашей вере. И пусть нас не расслабляет приятная статистика: семьдесят-восемьдесят процентов россиян идентифицируют себя в культурном отношении как православные...
Получается, все же более гармонична обстановка в селе?
Я думаю, что не правы те, кто идеализирует сельский образ жизни и считает его более христианским, духовным, чем жизнь в мегаполисах. Для того, чья душа на всякое время и на всякий час благословляет Бога, всякое место место владычествия Его. Так же, как Церковь пережила множество политических систем, она может с успехом существовать внутри самых разных цивилизационных моделей. Но вместе с тем легкий способ избежать межличностных проблем, который доступен для жителей мегаполиса, связан с тяжелыми соблазнами. Это соблазн отказа от духовного роста, происходящего в процессе преодоления проблем в отношениях с людьми.
Духовный рост
А что такое духовный рост?
Он реален тогда, когда участие в Таинствах, в молитве, личной и общественной, в погружении в слово Божие приводит верующего человека к другому стилю и качеству отношений его с окружающими людьми. Бродящая в нем закваска иного, вечного бытия постепенно переделывает в нем всё, включая то, как он работает, как ведет себя в транспорте везде.
А если мы себя изолируем не на время, для упражнения в посте и молитве, а привычно (и хорошо бы вообще навсегда, с вами-то как не согрешишь!) мы можем вместо жизни в Боге найти всего лишь легкий способ уйти от проблем без их решения. Так происходит атрофия способности верующего человека воспринимать ближнего как образ Христа, который за ним стоит.
Почему?
Мы начинаем выбирать себе ближних. Ближний теперь это не тот человек, которого жизнь поставила с тобой рядом, а тот, которого ты сознательно по вкусу своему выбрал себе.
Кто-то говорил, что сейчас такое время, когда выбирают не тех, кто живет рядом, а тех, кто находится далеко например, в Мельбурне. Благодаря программе Skype это удобно, дешево, не занимает много времени. И так легко отключиться.
Это неправильно?
Это здорово, что можно благодаря интернету общаться с человеком, который живет далеко. Прекрасно, что отъезд друга на противоположную сторону земного шара совершенно не прерывает дружеского общения. Но то, что это создает искушение уйти от людей, которые рядом с тобой, это большая духовная проблема в эпоху глобализации, в условиях мегаполиса, в которых мы с вами живем.
Да. В виртуальном общении тоже присутствует соблазнительный элемент. Например, я сейчас онлайн, но как только мне этот процесс надоел, я ушел и меня нет, закрыл ноутбук и вроде нет обиженных тобой людей.
Мир, в котором ты существуешь в интернете, это в значительной степени тобою смоделированный мир, в котором присутствуют тобою выбранные люди, в который часто даже нет входа для людей, не авторизованных тобой.
Мир, в котором человек демиург. Длительное пребывание в этой среде лишает человека социальных навыков, необходимых для того, чтобы жить в реальном мире, который создан не им.
Человек приходит на работу, где (во всяком случае, если он не начальник) вынужден проводить восемь часов в мире, который воспринимает в известной степени, как чужой и враждебный. Потому что мир здесь не смоделирован его волей, он состоит из выбранных не им людей. Один из способов бегства поверхностное отношение к работе, а в качестве компенсации усердное участие в каком-нибудь сообществе, где все свои.
Осмыслен ли сегодня богословски опыт христианства в мегаполисе?
У нас есть Добротолюбие отцов-пустынников. Опыт святых людей, которые жили в радикально других условиях, всегда помогает, в нем всегда есть что-то поучительное для человека духовно зрелого и знающего, как он должен использовать этот опыт. А также для человека, который может использовать его как какую-то парадигму решения своих духовных проблем при полном осознании того, что сами проблемы очень отличаются от тех, с которыми боролись и которые побеждали святые, жившие в иной цивилизации или убегавшие в египетскую пустыню.
Но "Добротолюбие" или другие аскетические святоотеческие тексты мало что дают в этом отношении людям, которые еще не приобрели большого и выстраданного духовного опыта, дающего им возможность творчески воспринимать и транспонировать на свою ситуацию духовную мудрость отцов. "Добротолюбия мегаполиса" у нас нет. У нас недостаточно осмыслена тема пастырского служения в очень комфортных, а с другой стороны в очень травмирующих условиях жизни в большом городе.
Возможно ли справиться с этим утомлением мегаполиса?
Да, конечно. И в пастырской жизни тоже. Наверно, у всякого грешного иерея иногда возникает искусительное желание, чтобы все эти "духовные чада", имже имя легион, которые даже на исповеди городят какую-то выдуманную несусветицу, оставили бы в покое хоть ненадолго. Ну, не хотят они взрослеть упорно, им подавай блаженное приснодетство. Сами к тому и приучали, скажем в скобках.
Но вдруг соприкасаешься с настоящим покаянием. И всю усталость как рукой сняло. Ее смывает без остатка чувство причастности к чуду, которое происходит в душе человека, в его освобождении от того, что его мучило. Он у тебя на глазах как бабочка выпорхнул из скукоженного кокона. Это такое счастье!
Источник: Православие и мир