Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с речью, в которой признал, что политика мультикультурализма провалилась. По его словам, "британцы нуждаются в более определенной и четкой национальной идентичности, которая помешает развитию экстремизма в обществе" В октябре прошлого года канцлер Германии Ангела Меркель сказала примерно то же самое. Что же такое мультикультурализм и почему он провалился?
Согласно определению, мультикультурализм политика, направленная на поддержание в рамках одного общества разных культур, традиций и обычаев, на поддержание и сохранение различий между теми или иными культурными общинами. В самом этом определении нет ничего ужасного люди имеют право на свою культуру и обычаи, и та же Британия всегда была страной различных культур шотландцы и валлийцы ревностно хранят свою национальную идентичность, и с гордостью вспоминают битвы, в которых они сражались с англичанами. В этом отношении Британия напоминает Россию это тоже с самого начала многонациональная страна. Шотландские горцы известны своим буйным и задиристым характером как и своими зажигательными плясками. Однако Камерон, очевидно, имел в виду не Шотландцев, битвы с которыми остались в далеком прошлом и сделались предметом фольклора.
Мультикультурализм исходит из определенных мировоззренческих предпосылок, некоторые из которых восходят к так называемому Просвещению философскому движению, наиболее решительно заявившему о себе во Франции и Англии конца XVIII века. Для Просвещения было характерно противопоставление разума и свободы тому, что определялось как "деспотия" и "суеверие" традиционный социальный порядок и традиционная религия. В рамках такого взгляда на мир традиция и религия должны быть преодолены, для того, чтобы построить лучший, более разумный и более свободный мир. Взгляд на человеческую историю как на арену борьбы сил прогресса и реакции, характерный для коммунизма, тоже восходит к этому философскому течению. Сегодняшние наследники Просвещения продолжают подвизаться против тех же врагов традиционных, и, особенно религиозных начал общественной жизни, которые представляются им источником несправедливости и угнетения женщин и различных "меньшинств" от гомосексуалистов до ведьм. Как мы знаем, есть у революции начало, но нет у революции конца, и люди делаются все более и более изобретательными в поисках угнетения и попрания своих прав, тщательно выискивая, где бы еще подвергнуться дискриминации и возопить по этому поводу.
Источником угнетения, архиврагом, остается все та же христианская цивилизация, и Церковь особенно; предметом величайшего стыда, ужаса и отвращения европейский политический, культурный, и, особенно, религиозный империализм. История рассказывается примерно так: раньше европейцы считали себя лучше других они полагали себя носителями истинной веры и более высокой культуры, и считали себя вправе нести то и другое другим народам. Они совершили бесчисленные преступления против цивилизаций Азии и Африки, и коренных жителей обеих Америк. Конкистадоры и крестоносцы, те и другие под знаменем Креста, залили планету кровью. Высокомерные и нетерпимые христианские миссионеры, презирая религии других народов как "язычество", а то и "бесопоклонство", уничтожали уникальные культуры и искореняли мудрые вековые обычаи.
Но теперь силы прогресса все более теснят силы невежества и нетерпимости мы понимаем, что считать нашу культуру и обычаи "лучше" есть тупое варварство; а человека, который считает, что Христианство чем-то превосходнее культа Вуду, надо немедленно гнать взашей пока он кого-нибудь не сжег. Все культуры и религии одинаково хороши все они заслуживают нашего радостного принятия и одобрения.
Такая версия истории подкрепляется яркими, эмоционально задевающими примерами прошлых злодейств, от которых мы должны теперь в ужасе шарахнуться иногда вполне подлинных (европейцы действительно грешили немало) иногда несколько отретушированных. Так, что на каждого, кто попробует сказать, что Христианство истинная вера, тут же падает тень этого кровожадного чудовища, Ричарда Львиное Сердце, а также Торквемады, Кортеса, и других кровавых-прекровавых злодеев, в компании которых ни один рукопожатный человек не хотел бы оказаться.
Практически сразу же выяснилось, что дружелюбное принятие всех культур и религий не включает в себя одну культуру европейскую, и одну религию христианство. Мультикультурность стала проявлять себя не в том, что наряду с христианскими в публичном пространстве стали появляться и другие символы, а в том, что христианские символы стали удаляться, как якобы оскорбляющие приверженцев других религий. Характерно, что эта особенность "мультикультурности" была с энтузиазмом воспринята у нас когда у нас говорят о "многонациональной и многоконфессиональной стране" речь идет вовсе не о том, чтобы как-то уважить другие народы или вероисповедания, а о том, чтобы прижать православных.
Мультикультурный подход, однако, вскоре стал показывать трещины чем дальше, тем более заметные.
Его главная проблема оказалась в его слепом и высокомерном европоцентризме. Это может показаться странным, а самими сторонникам мультикультурности несправедливым и обидным, но это так. Неевропейские культуры и нехристианские религии рассматриваются просто в качестве декораций к борьбе с главным врагом прогресса Церковью. Те же европейские левые, которые чрезвычайно негодуют на отказ Церкви рукополагать женщин в священный сан и вообще исполнены праведного гнева на "мизогинию", то есть "женоненавистничество" Церкви горячо симпатизируют Исламу, совершенно не замечая положения женщин в исламской среде. Те же самые люди, которые яростно восстают против любого христианского участия в политике, горячо приветствуют культуры, в которых сам концепт разделения политики и религии вообще неизвестен. Ироническая ситуация, когда "геи и мусульмане" пишутся через запятую ведь те и другие являются меньшинствами, угнетаемыми злобной христианской цивилизацией отражает такой подход.
Христианин, который утверждает, что христианская вера истинная, вызывает шикание, а тот, кто благовествует нехристианам и вовсе может нарваться на полицейское преследование.
Между тем никаких возражений против учения Ислама и миссионерских усилий мусульман не выдвигается; и тут между европейскими левыми и опекаемыми ими культурными меньшинствами возникает глубокое недоразумение.
Идеология Просвещения возводила себя на христианском фундаменте и только на нем и могла быть построена. Такие само собой разумеющиеся вещи, как равенство всех людей, ценность личного выбора и личной свободы, восприятие Церкви и государства как разных институтов с разными задачами результат развития именно христианской цивилизации. Они вовсе не разумеются сами собой за ее пределами.
Однако идеология Просвещения не может признать, что слишком многим обязана своему архиврагу христианской традиции. Поэтому ее сторонники верят в ее универсальность – в то, что ее ценности могут и должны быть восприняты в совершенно другом культурном контексте, в цивилизациях, к формировании которых христианство не играло значительной роли. В самом деле, если ценности верховенства закона и прав человека есть порождение автономного человеческого разума, а христианство тут только мешало, в нехристианских культурах эти ценности должны успешно приживаться.
Этого, однако, не происходит происходит нечто обратное, представители иммигрантских общин все менее склонны видеть себя частью европейского общества. Этому есть несколько причин, и одна из них то высокомерно-покровительственное отношение, которое скрывается за разговорами о мультикультурности. Представители нехристианских культур рассматриваются как дети малые, не вполне ответственные за свои действия поэтому им можно то, что ни в коем случае нельзя христианам. В рамках "мультикультурного" повествования любые проблемы или даже преступления представителей меньшинств обусловлены "белым расизмом", и лучший способ бороться с ними это продолжать искоренять "расизм".
Результат такого подхода оказывается весьма удручающим, и все больше европейских политиков это признает. Вернемся, однако, в любезное наше Отечество. У нас многие воспринимают западную Европу как образец благоустройства и приписывают это благоустройство той самой идеологии, которая провозглашается европейскими левыми мультикультурализму, толерантности, политкорректности. Беда в том, что поклонники европейкой моды рискуют убедиться, что в Париже (а равно Лондоне) этого уже не носят. Рецепты, которые мы пытаемся заимствовать из Европы, в самой Европе уже отвергнуты.
Какие же уроки мы можем извлечь из этого опыта? В чем фундаментальная ошибка мультикультурализма? Не в положительном отношении к культуре меньшинств а во враждебности к культуре большинства, к христианскому наследию Европы.
Общество может быть стабильным только тогда, когда в нем есть ярко выраженная и достаточно сильная несущая, основная культура. Для Европы это христианская, для России, более узко православная культура. Представители национальных и религиозных меньшинств, несомненно, имеют право на свою культуру и религию; было бы несправедливо и крайне глупо пытаться лишить их этого права. Но такое право имеют и представители большинства. Пытаться выдавливать из общественного пространства Православие под тем предлогом, что у нас "многонациональная и многоконфессиональная" страна значит подражать уже вчерашней европейской моде. В Лондоне этого уже не носят.
Источник: Радонеж