2 февраля 2011 года Архиерейский Собор принял документ "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших". Протоиерей Владислав Цыпин, член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии и семинарии, в интервью интернет-изданию "Татьянин день" прокомментировал некоторые положения этого документа.
Отец Владислав, на прошедшем Архиерейском Соборе был принят документ "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших". Какие из положений этого документа кажутся Вам наиболее важными и интересными? Что в документе является принципиально новым?
На мой взгляд, постановление о посвящении храмов и часовен памяти новомучеников по-прежнему актуально и важно. На Соборе впервые прозвучало предложение именовать в календаре мучеников по месту подвига, по кафедре или по фамилии. А призыв в конце документа подражать новомученикам в стойкости и верности в мире, удаляющемся от Христа, это не просто красивая фраза, это духовное наставление всем верным чадам Церкви.
В документе говорится о том, что "епархиальным богослужебным комиссиям надлежит усилить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в данной епархии, и представлять их на рецензирование в Синодальную богослужебную комиссию". Кто будет составлять сами службы? Разве возможно написать богослужебный текст "на заказ"?
Составлять эти службы будут епархиальные богослужебные комиссии. А уж каким образом они будут работать коллегиально или поручив это тому, у кого есть соответствующий дар, а затем редактируя, это по-разному может быть устроено. Но, как правило, службы и составляются "по заказу", а не по вдохновению, посещающему кого-либо из православных христиан. Так оно и было, например, в Синодальный период: когда готовилась канонизация, параллельно составлялась служба святому, или сразу после канонизации "поступал заказ" на написание службы.
Как предполагается решать проблему литургического почитания новомучеников, имея в виду их большое количество и малое число составленных им служб, с одной стороны, и непростые проблемы соединения их памяти с памятью древних святых, с другой?
Конечно, лучше, чтобы были службы, посвященные конкретному святому, но за отсутствием таковых и это уже сложившаяся традиция используется общая минея, где размещены службы разным чинам святых, разным ликам святости: священномученикам, преподобномученикам, исповедникам. Если совершается служба новомученику (а она должна совершаться там, где он пострадал, или там, где он совершал служение) и при этом нет написанной ему службы, то за основу берется служба из общей Минеи. В ее тексте будет прославляться не конкретный святой, а данный "вид святости". Новомучеников, действительно, много. Если открыть календарь, мы видим, что практически на каждый день приходится память какого-либо новопрославленного святого. Но службы им совершаются редко. Наверно, невозможно совершать службы всем им во всех храмах. Во всех храмах нужно праздновать лишь избранных из них как в случае со священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, например, а остальных поминать соборно.
А вот память святых, известных в своих епархиях, очень хорошо и правильно было бы совершать во всех храмах епархии если речь идет об архиерее, или в приходах или монастырях если речь идет о святых, известных в какой-то местности. Что касается соединения служб, то Типикон предусматривает возможность соединения памяти древнего святого с памятью новопрославленного святого, и здесь не должно возникнуть проблем.
В документе рекомендуется "продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан". Как сейчас строится работа с архивами? Что уже достигнуто?
Без сотрудничества с архивными работниками, хранителями архивов наша деятельность невозможна. Работа в этом направлении ведется, нужные нам документы более или менее доступны. Как правило, это архивы спецслужб, и так просто они не выдаются, на их просмотр необходимо получить разрешение. Копировать также можно не все. Ограничения, которые устанавливают архивы, касаются не защиты репутации следственных и судебных органов, ведь и так понятно, что там было много преступного, этот факт уже никто не пытается упрятать. А были другие лица, которые в них фигурируют, причем в неблаговидном виде. К примеру свидетели обвинения, информаторы. Мало кто из них может быть жив на сегодняшний день, но у них есть дети, внуки, и их интересы государство защищает. Есть такое понятие "охрана прав граждан, которые могли бы быть скомпрометированы публикацией архивных документов". Таким образом, посторонние лица, принимавшие, однако, непосредственное участие в судьбе репрессированных, остаются под охраной государственной тайны. И поэтому документы попадают к нам с какими-то купюрами.
И все же в перспективе возможно улучшение ситуации. На этот счет есть особое законодательное положение: через 75 лет после кончины человека его репутация уже более не охраняется. Это уже не факт личной жизни, а факт истории. Тогда архивные документы, как бы они ни выставляли это лицо, могут публиковаться. Даже самые потаенные уголки истории XVIII века уже для всех открыты. А если мы говорим о репрессиях 30-х годов, со времени кончины этих людей чаще всего 75 лет еще не прошло. Так что вопрос открытия архивов это теперь вопрос времени.
В документе упоминаются и новомученики, и "все невинно от богоборцев в годы гонений пострадавшие". В чем будет заключаться церковное поминовение жертв репрессий? Будет ли учрежден день особого поминовения этих усопших (подобно дню поминовения погибших в годы Великой Отечественной войны)?
Это решение обращено скорее к обществу, чем к Церкви. Церковное поминовение христиан не новомучеников, но пострадавших от репрессий может быть как персональное, так и общецерковное через требы. Но для тех, кто пал жертвой репрессий, не принадлежа при этом к Церкви, речи о поминовении не может идти. Церковное поминовение лиц, не принадлежавших к Церкви, невозможно, и здесь никаких поправок быть не может. В соответствующем пункте документа выражено скорее уважение к жертвам репрессий и пожелание принимать какие-то общественные, государственные меры акции, которые бы способствовали увековечению памяти пострадавших в те годы, чем стремление каким-то образом изменить церковную практику поминовения усопших.
В документе говорится и о том, что "целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории". Как можно рассказывать о новомучениках в школе? Не вызовет ли это общественный протест, как было с "Основами православной культуры"?
Здесь даже меньше оснований для возражений, чем было при попытке ввести предмет "Основы православной культуры". Мы говорим о факте имевших место репрессий. Это необходимо молодому поколению просто для объективного знания истории независимо от того, является ли школа церковно ориентированной или это обычная средняя школа. И о том факте, что среди пострадавших и репрессированных было много священнослужителей и просто православных христиан. Это не значит, что школьники, не принадлежащие к Православной Церкви, должны из таких уроков выносить убеждение об их святости. Мы считаем, что рассказ о новомучениках даст школьнику, независимо от его принадлежности к определенной конфессии, более объективное представление об исторических фактах, чем дают современные школьные учебники.
Источник: Официальный сайт РПЦ МП