14 февраля все загсы Москвы были открыты. Брак не регистрировали, но молодожены смогли заранее узнать, к чему готовиться. Но вряд ли все влюбленные в курсе того, что ставший у нас таким модным европейский праздник, возможно, происходит от древнеримского фавнического действа.
Есть несколько версий происхождения праздника святого Валентина. Согласно наиболее распространенной в этот день римскому священнику Валентину отрубили голову по приказу императора Клавдия Готского. Провинился Валентин тем, что сочетал влюбленных браком, что император строго-настрого запретил делать, поскольку ему нужно было мобилизовывать народ на трудную войну. Так святой Валентин сделался покровителем влюбленных.
Однако в самом первом списке святых, составленном в IV веке, мученик Валентин, казненный 14 февраля, отсутствует. Запись о нем появляется лишь в V веке при Папе Геласии I. А в нынешнем списке мучеников римско-католической церкви на этот день приходится память сразу двух Валентинов римского священника и епископа города Интерамна, ныне Тернии, расположенного в 60 км от Рима. И в Святцах Русской православной церкви наличествуют оба Валентина.
Если верить Плутарху Следующая версия возникнет, если присмотреться к самой дате 14 февраля. У римлян середина месяца называлась идами, и на них часто выпадали праздники. В частности, февральские иды, если верить Плутарху, знамениты луперкалиями празднествами в честь Фавна покровителя стад, которого иногда именовали Луперком, либо в честь Юноны покровительницы плодородия.
В плутарховом описании праздника встречаются и голые юноши, бегающие по городу, одаривая матрон ударами бича (считалось, что он приносит счастье и плодовитость), и сами голые матроны. Девушки, бросающие в кувшин записки со своими именами, кто вытащит записку, тому девица и достанется на ближайший год. Валентинки не записки для эротической жеребьевки, но сходство заметить можно. Совпадение даты казни Валентина с луперкалиями может оказаться не случайным. Известно строгое отношение Церкви к браку. Не исключено, что римский священник в ходе фавнического празднества ходил между голыми толпами и проповедовал целомудрие, мешая людям отдыхать в соответствии с культурной традицией. Власти должны были принять соответствующие меры. Верный аскетичной христианской традиции Валентин действительно оказывается покровителем брака, жестким оппонентом Луперку покровителю свободной любви. И его фактически принесли этому Луперку в жертву.
Примерно на таких соображениях основывается еще одна версия происхождения праздника, предложенная Альбаном Батлером английским историком XVIII века. Он издал многотомный труд о Житиях более полутора тысяч святых. Батлер считает, что День святого Валентина был специально введен Церковью, для того чтобы обратить людей к целомудрию и отвратить их от празднования луперкалий. Но луперкалии, если верить энциклопедиям, сохраняли свою популярность еще много десятилетий, если не веков, после установления христианства в Римской империи. Вот Папа Геласий в V веке и отменил луперкалии, а в список мучеников за этот день внес святого Валентина покровителя брака.
Выдумка Чосера
Но такое политическое объяснение было отвергнуто в 1982 году Джеком Орухом, профессором из Университета Техаса. Он предложил новую версию: традиция отмечать День святого Валентина как праздник романтической любви возникла в Англии в XIV веке, и Папа Геласий никоим образом не мог в ней поучаствовать. Имя ее основоположника Джеффри Чосер. Знаменитый поэт, писатель, гуманист, создатель литературного английского языка. Именно он вместе со своими последователями создал цикл поэм, где святой Валентин выступает покровителем влюбленных (в том числе и птиц). А до Чосера никаких упоминаний о том, что святой Валентин как-то связан с любовью, в литературе не встречается. Впоследствии чосеровский образец послужил основой для всей так называемой валентиновской поэзии и для атрибутики праздника. Джон Говер, сэр Джон Кланвоу, савойский поэт-солдат Отон де Грандсон далеко не полный список поэтов этого направления, обеспечивших огромную популярность Дню святого Валентина в Англии и Франции периода Возрождения. Отсюда идет традиция писать в этот день специальные стихи возлюбленной.
Тут уместно выдвинуть очередную версию, суть которой в том, что это не христианская церковь в очередной раз использовала языческий праздник для своих целей, а наоборот. Вспомним, что время Чосера начало Возрождения. Возникает сильный интерес к античному наследию. Не исключено, что кому-то захотелось возродить и древний фавнический праздник. Однако открыто поклоняться Фавну нельзя. А вот сделать это скрытно, под видом поклонения христианскому святому можно. Надо лишь провозгласить, что этот святой совсем не суровый обличитель греха, а покровитель влюбленных и внешние формальности будут соблюдены.
Источник: Известия