ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

День всех влюбленных древнее Папы Римского

Алексей Мотыляев :: 15 февраля 2011

14 февраля все загсы Москвы были открыты. Брак не регистрировали, но молодожены смогли заранее узнать, к чему готовиться. Но вряд ли все влюбленные в курсе того, что ставший у нас таким модным европейский праздник, возможно, происходит от древнеримского фавнического действа.

Есть несколько версий происхождения праздника святого Валентина. Согласно наиболее распространенной – в этот день римскому священнику Валентину отрубили голову по приказу императора Клавдия Готского. Провинился Валентин тем, что сочетал влюбленных браком, что император строго-настрого запретил делать, поскольку ему нужно было мобилизовывать народ на трудную войну. Так святой Валентин сделался покровителем влюбленных.

Однако в самом первом списке святых, составленном в IV веке, мученик Валентин, казненный 14 февраля, отсутствует. Запись о нем появляется лишь в V веке при Папе Геласии I. А в нынешнем списке мучеников римско-католической церкви на этот день приходится память сразу двух Валентинов – римского священника и епископа города Интерамна, ныне Тернии, расположенного в 60 км от Рима. И в Святцах Русской православной церкви наличествуют оба Валентина.

Если верить Плутарху Следующая версия возникнет, если присмотреться к самой дате 14 февраля. У римлян середина месяца называлась идами, и на них часто выпадали праздники. В частности, февральские иды, если верить Плутарху, знамениты луперкалиями – празднествами в честь Фавна – покровителя стад, которого иногда именовали Луперком, либо в честь Юноны – покровительницы плодородия.

В плутарховом описании праздника встречаются и голые юноши, бегающие по городу, одаривая матрон ударами бича (считалось, что он приносит счастье и плодовитость), и сами голые матроны. Девушки, бросающие в кувшин записки со своими именами, – кто вытащит записку, тому девица и достанется на ближайший год. Валентинки – не записки для эротической жеребьевки, но сходство заметить можно. Совпадение даты казни Валентина с луперкалиями может оказаться не случайным. Известно строгое отношение Церкви к браку. Не исключено, что римский священник в ходе фавнического празднества ходил между голыми толпами и проповедовал целомудрие, мешая людям отдыхать в соответствии с культурной традицией. Власти должны были принять соответствующие меры. Верный аскетичной христианской традиции Валентин действительно оказывается покровителем брака, жестким оппонентом Луперку – покровителю свободной любви. И его фактически принесли этому Луперку в жертву.

Примерно на таких соображениях основывается еще одна версия происхождения праздника, предложенная Альбаном Батлером – английским историком XVIII века. Он издал многотомный труд о Житиях более полутора тысяч святых. Батлер считает, что День святого Валентина был специально введен Церковью, для того чтобы обратить людей к целомудрию и отвратить их от празднования луперкалий. Но луперкалии, если верить энциклопедиям, сохраняли свою популярность еще много десятилетий, если не веков, после установления христианства в Римской империи. Вот Папа Геласий в V веке и отменил луперкалии, а в список мучеников за этот день внес святого Валентина – покровителя брака.

Выдумка Чосера

Но такое политическое объяснение было отвергнуто в 1982 году Джеком Орухом, профессором из Университета Техаса. Он предложил новую версию: традиция отмечать День святого Валентина как праздник романтической любви возникла в Англии в XIV веке, и Папа Геласий никоим образом не мог в ней поучаствовать. Имя ее основоположника – Джеффри Чосер. Знаменитый поэт, писатель, гуманист, создатель литературного английского языка. Именно он вместе со своими последователями создал цикл поэм, где святой Валентин выступает покровителем влюбленных (в том числе и птиц). А до Чосера никаких упоминаний о том, что святой Валентин как-то связан с любовью, в литературе не встречается. Впоследствии чосеровский образец послужил основой для всей так называемой валентиновской поэзии и для атрибутики праздника. Джон Говер, сэр Джон Кланвоу, савойский поэт-солдат Отон де Грандсон – далеко не полный список поэтов этого направления, обеспечивших огромную популярность Дню святого Валентина в Англии и Франции периода Возрождения. Отсюда идет традиция писать в этот день специальные стихи возлюбленной.

Тут уместно выдвинуть очередную версию, суть которой в том, что это не христианская церковь в очередной раз использовала языческий праздник для своих целей, а наоборот. Вспомним, что время Чосера – начало Возрождения. Возникает сильный интерес к античному наследию. Не исключено, что кому-то захотелось возродить и древний фавнический праздник. Однако открыто поклоняться Фавну нельзя. А вот сделать это скрытно, под видом поклонения христианскому святому – можно. Надо лишь провозгласить, что этот святой совсем не суровый обличитель греха, а покровитель влюбленных и внешние формальности будут соблюдены.

Источник: Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама