ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Рецепт хорошей школы

Антон Размахнин :: 16 февраля 2011

Образовательные стандарты, схемы финансирования школ, "знаниевая" и "компетентностная" педагогика – споры вокруг этих вещей, наряду со взрывом в Домодедове, определили образ начала 2011 года в России. Горе-реформаторы могут окончательно убить российскую среднюю школу – это правда, и не зря волнуются родители и педагоги. Но вот сделать из посредственной школы хорошую – никакие чиновники, увы, не в силах. Тут требуются совсем другие вещи.

"Хорошая школа" – это учреждение, о котором с придыханием говорят родители по всему городу – ну хорошо, если это Москва или Питер – то в масштабах хотя бы округа. "Хорошая школа" – это школа, номер которой знают наизусть в приемных комиссиях МГУ, Физтеха, РГГУ и далее по списку. Наконец, хорошая школа – это такая школа, где любого мальчишку конкретно пропесочат за мат и драки, а любой барышне прозрачно намекнут о том, что "розовое и стразики" не всегда к лицу и к месту.

В такую школу рвутся с боем жители всех близлежащих кварталов, в такую иногда ездят с другого конца мегаполиса. Одна из моих знакомых, учившаяся в такой школе на Ордынке, шесть лет ездила туда из Марьино, куда замоскворецких жителей выселяли в 90-е – просто потому, что это "правильное место". Собственная же моя дочь попала в другую хорошую школу только после годичных подготовительных курсов (добровольных и независимых, прошу заметить, господа блюстители прозрачности!), да еще и "по поручительству" родителей будущих одноклассников – они когда-то эту школу заканчивали.

Хорошая школа – это чаще всего старая школа. С традициями, с дубовым паркетом, зеленым сукном и так далее. Хотя это не всегда так, бывают хорошие школы и в новых зданиях. А из старых школ далеко не каждая бывает хорошей. Нужно еще что-то, и наличие этого "чего-то" интуитивно чувствуют и родители, и ученики. Этот малоформализуемый и трудноуловимый компонент называют "духом", "аурой", "атмосферой" – попытаемся всё же понять, из чего он состоит.

Директор

Российская школа – к худу ли, к добру ли – по сей день авторитарна. Директор лицея, гимназии или обычной, как это нынче называют, СОШ – средней общеобразовательной школы – царь, бог и воинский начальник. Хороший директор – необходимое условие для жизни хорошей школы, без правильного "командира" любая самая прекрасная и старинная гимназия быстро теряет уровень. Старые школы разлагаются медленнее, новые быстрее, но разлагаются все, и попробуй потом подними обратно!

Вот – энергичная преподавательница географии Галина Логинова в начале 90-х взяла под свое начало обычную, даже захудалую, школу в московском спальном районе. В течение трех лет школа превратилась в учебно-воспитательный комплекс, приобретя два дополнительных здания, обрела статус лицея и "прикрепилась" сразу к нескольким вузам – двум серьезным государственным и одному коммерческому. Три профильных направления в старших классах с тогдашним аналогом "ЕГЭ" и поступлением после 11 класса сразу на 2-й курс; преподавание культурологи по вузовской программе с 5 класса, "интенсив" двух иностранных языков – с первого, бальные танцы как обязательный предмет. Бурная школьная жизнь – поездки, КВН-ы, спектакли. Школа стала одной из двух лучших в округе – повторюсь, за три года. Почему? Потому что директор "умеет крутиться".

Вот – уже совсем в наше время – учитель истории Евгений Маркелов, известный в кругу московских педагогов человек, сумел воплотить давнюю мечту и создал с нуля уникальную школу "Интеллектуал". И эта школа, "фишка" которой в адаптируемых под индивидуальные способности и уровень ученика программах, мгновенно оказалась в числе лучших школ Москвы. Сюда именно что стремятся поступить, сюда едут с разных концов Москвы. Здесь, если шестиклассник вдруг знает литературу или математику на уровне восьмого класса, может по этому предмету идти вместе с восьмиклассниками. Здесь – студии, походы, исследования. Отсюда не только родителей, но и детей калачом не выманишь, а это дорогого стоит. Не было бы такого директора – к сожалению, Евгения Маркелова уже нет с нами – не появилась бы в нынешнем виде и эта школа.

Можно привести и обратные примеры – как дурной преемник хорошего директора может за те же пару-тройку лет развалить прекрасную школу. Или того хуже – как некогда отличный директор по тем или иным причинам "дурнеет" и превращается в апатичного овоща либо (чаще) маловменяемого самодура. От этого школе тоже лучше не становится, хотя до стадии развала она доходит медленнее – лет за 6 – 7.

Исключительная роль директора базируется на исключительных же правах, которые ему предоставлены нашими законами и самой жизнью. Да, руководитель учебного заведения скован по рукам и ногам инструкциями Минобразования, инспекциями районных и городских чиновников; наконец, над ним нависает угроза доноса от сумасбродных или мстительных родителей и обиженных подчиненных. Но при этом именно директор распоряжается штатным расписанием и подбирает персонал – то есть способен совершать чудеса при помощи вменяемой кадровой политики.

И – самое главное в нашем зарегулированном мире – именно и только директор может разрешить в школе некоторые "неуставные" вещи, без которых хорошая школа живет с трудом. Какие это вещи – читайте ниже. Да, разрешать "вольности" и вводить некоторые правила "в порядке произвола" – это риск. Но ведь тотального контроля над школами со стороны чиновников все-таки нет, и если команда подчиненных подобрана хорошо, а родители проявляют должное благоразумие, то риск получается не столь высоким. К тому же, по замечанию главного редактора журнала "Директор школы" профессора Константина Ушакова, известные и заслуженные "командиры" хороших школ своим авторитетом могут и перевесить ведомственные инструкции; по согласию всех сторон такие директора и такие школы живут немножко по своим правилам. Хотя бы до поры до времени...

Ни одна самая лучшая школа не может быть прекрасна во всём. Но у каждой хорошей школы есть сложившийся профиль, специализация. Больше всего – еще с советского времени – "языковых спецшкол". Их гегемония вполне объяснима: именно школы с гуманитарным уклоном со сталинских времен служили "кузницей" элиты, в такие школы отдавали и детей крупных чиновников. Так, столичная школа № 19 имени Белинского была "участковой" для знаменитого Дома на набережной – да, кажется, таковой и остается. Она, разумеется, была именно "языковой" – и, даже несмотря на проблемы, постигшие школу в последние годы, языки там преподаются на приличном уровне.

Второй разряд элитарных школ – физико-математические. Здесь воспитывали не будущих начальников и дипломатов, а блестящих ученых. Яркий пример – две известные всей Москве и вечно конкурирующие матшколы, 57-я и 91-я. Да, в обеих этих заведениях неплохая (а в 57-й даже и прекрасная) гуманитарная подготовка, но профилем обеих была именно физика и математика. Меняются поколения, уходят легендарные учителя, но специализацию стараются всеми силами сохранить.

Интересно, что профиль школы накладывает заметный отпечаток на ее "ауру". Языковые спецшколы, как правило, отличаются большей строгостью и любовью к порядку, тогда как школы физико-математические во все времена были (да и сейчас остаются) островками демократии и порой даже показного презрения к правилам и условностям. И само по себе наличие этого выбора – прекрасно.

Выпускники

Третья составляющая ауры хорошей школы – это ее выпускники. Причем не "где-то вообще" существующие выпускники – а постоянно присутствующие в школе, балагурящие с учителями и "посвящающие" молодую смену старшеклассников в школьные ритуалы и традиции. Походы, спектакли, научные кружки – всё это без выпускников 2-, 3-, даже 10-летней "выдержки" рассыпается, попросту нежизнеспособно.

Школе нужны – как бы они ни назывались – вожатые, "старшие братья" школьников. Наблюдая за не менее чем десятком элитарных столичных школ в продолжение последнего десятилетия, могу сделать вывод: пока выпускники "тусуются" в школе, пока они выполняют свою роль "вожатых" – дух школы живет. Как только выпускников вытесняют из школы – однажды я видел, как в самом прямом смысле на праздник лицея 19 октября директор школы заявила: "Выпускникам здесь больше не рады!" – так школа немедленно начинает деградировать.

И вот здесь очень нужна упомянутая возможность слегка пренебречь писаными инструкциями, которая есть у директора школы. Дело в том, что нынешние антитеррористические правила сделали нахождение в школе выпускников практически незаконным. Их не имеют права пускать в школу – но, конечно, умный и понимающий важность вожатых директор всегда найдет выход. Где-то на инструкцию просто "закрывают глаза", где-то ключевые выпускники привлекаются на официальную работу – способ найти можно, главное, хотеть его искать.

Опасаясь показаться святотатцем, осторожно предположу: хорошо поставленный конвейер "вожатых"-выпускников, которые потом приводят в школу и своих детей – это компонент хорошей школы даже более важный, чем хорошая команда учителей. Нет, роль учителей в процессе образования, конечно, больше – но никакая самая звездная команда без хорошего директора, четкого профиля школы и команды выпускников не способна сделать школу точкой притяжения для детей, родителей и самих педагогов.

Не мешать

"Компетентностный" подход к образованию, "интеграция", педагогика "для жизни, а не для галочки" – всё это нынешние методисты из вестернизированного лагеря подают как мировые новации, не освоенные пока еще в нашей стране. Стоит напомнить, что очень похожая концепция была в свое время и на русском языке. Так сложилось, что практически все из знакомых автору нескольких десятков Настоящих Учителей в той или иной степени были последователями одной и той же крайне интересной ветви советской педагогики.

Называлось это "движением коммунаров". В годы хрущевской оттепели оно расцвело по-настоящему, во времена Брежнева потихоньку, но неуклонно зажималось, а к началу нового века оказалось почти забыто. Коммунары умели делать всё, что сейчас хочет воспитать в нынешних детях новый образовательный стандарт. Но штука в том, что они делали это вне всяких стандартов и даже вопреки им. Патриотические экспедиции и поисковые отряды? Да! Основы религии (в советском государстве! Осторожно, едва не шепотом!)? Да! Экологическая сознательность и мультикультуральность? Сто раз да! Но только, Бога ради, никаких стандартов – устав губителен для школьной атмосферы.

Единственная достойная вещь, которую может сделать для хороших школ правительство и его органы – это не мешать. Дайте руководству школы чуть больше кадровых и хозяйственных полномочий, уберите сковывающие инструкции, большую часть которых не назовешь иначе как идиотскими, разрешите выбирать профили и программы по усмотрению педагогов и родителей (все равно одни и другие, в конечном итоге, согласовывают программы между собой) – и нынешние элитарные школы вздохнут полной грудью, а еще появятся и новые. И станет в стране больше мест, куда родители будут с удовольствием отправлять детей. И сами ученики не захотят уходить оттуда ни вечером, ни летом, ни после выпускного бала. И результаты – те самые знания и социальные компетенции – волшебным образом скакнут вверх.

Потому что дети – это такие специальные люди, которые не умеют эффективно работать из-под палки.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама