ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О неизбежности общих правил

Сергей Белозерский :: 16 февраля 2011

Последнее время европейские лидеры буквально наперебой сообщают о провале в их странах политики мультикультурализма. Первой выступила Ангела Меркель, за ней последовал Дэвмид Кэмерон, а затем к ним присоединился Николя Саркози. Наш президент, Дмитрий Медведев, похоже, не разделяет мнения его западных коллег. В таких случаях, чтобы избежать неясности, надо уточнять определения. О чем идет речь?

Что такое мультикультурализм? Если это ситуация сосуществования людей с разными культурами, то что понимается под культурой? Национальная кухня? Народная музыка и танцы? Или нечто другое – принятые в той или иной общности взгляды на должное и не должное поведение, на методы разрешения конфликтов, на то, что считается уместным и неуместным?

Если речь идет о кухне, народной музыке, национальном искусстве и тому подобном, то, разумеется, никаких возражений против многоцветья культур тут выдвинуть невозможно. Напротив, исчезновение чьей-то уникальной культуры – огромная потеря и трагедия. Но если речь идет о взглядах на жизнь и правилах хорошего тона, тот тут многообразие невозможно. Общество неизбежно предполагает выработку общих и обязательных для всех стандартов. Идея, что представители некой общности могут не придерживаться общих стандартов поведения, потому, что у них особенная культура, просто невоплотима в реальности и приводит к жестоким конфликтам при попытке ее воплотить. В этом отношении некое выравнивание под общий цивилизационный стандарт просто неизбежно. Как неизбежно и то, что этот стандарт задается доминирующей в обществе культурой. Именно она задает то пространство взаимодействия, в котором представители различных культурных общин могут сосуществовать мирно и комфортно.

Мультикультурная вавилонская башня обречена рухнуть из-за того, что строители не понимают друг друга. Чтобы строить что-то, нужен общий язык, общая система мер и весов, общие правила и законы, формирующие общее пространство. И любое стабильное многонациональное общество строится вокруг некой преобладающей группы, которая и задает это общее пространство. Сторонники мультикультурализма отказываются это признавать; более того, они почитают это возмутительным культурным империализмом, расистским превозношением одной этнической группы над другими. Это характерное недоразумение, связанное с историей англосаксонского империализма, когда такое расовое превозношение действительно имело место – хотя даже в этом случае реальная картина была сложнее. Чаще же всего речь идет не о том, что "мы лучше, и поэтому имеем право командовать", а о том, что "исторически бремя поддержания мира в этом пространстве легло на нас". Альтернатива прочно установленному доминированию одной группы – кровопролитная война, в которой различные группы выясняют границы своей власти. Когда британцы ушли из Индии, разразилась страшная резня, в которой погибли до полутора миллионов человек – и пятнадцать миллионов бежали из родных мест, спасая свои жизни. Когда распался Советский Союз, по отделившимся республикам прокатилась полоса войн. Если Россия уйдет с Северного Кавказа, это немедленно приведет к грандиозной резне между народами этого региона. Дело вовсе не в том, что некоторые народы отличаются рассудительностью и миролюбием, а некоторые – буйством и кровожадностью. Это вовсе не так. Дело в том, что либо существует установившийся баланс власти, который никто не решается оспаривать, либо баланс утрачен, и происходит масштабное кровопролитие, участники которого выясняют, кто теперь главный и какой кусок территории кому принадлежит. Межэтнический мир на Кавказе, например, поддерживается безусловным доминированием русского в своей основе государства. Если это доминирование прекратится, будет всеобщая резня всех со всеми.

Мы все хотели бы жить в мире, который представляют себе сторонники мультикультурализма – в мире, где разные этнические и культурные группы отнюдь не пытаются выцепить себе больше власти и влияния, а со всякой кротостью и смирением снисходят друг ко другу, проявляя мудрость, терпимость, понимание и глубокую волю к миру. К сожалению, мы в таком мире не живем – мы надеемся увидеть его после Страшного Суда и Воскресения Мертвых, но сейчас мы живем вовсе не в раю, и всякая трезвая оценка ситуации должна исходить из того, что "Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено (Иер.17:9)".

Доминирование какой-то определенной культуры – русской в России, немецкой в Германии, французской – во Франции – не означает подавления меньшинств; она означает единственную возможную ситуацию, когда эти меньшинства живут в мире и безопасности. Вопрос "кто здесь определяет правила" должен находиться за пределами обсуждения. Как только он становится актуальным, в воздухе начинает пахнуть порохом и кровью. Кровавые разборки между жителями различных иммигрантских кварталов в Великобритании – характерный пример того, что неизбежно происходит, когда с этим вопросом возникает хотя бы некоторая неясность.

Сторонникам мультикультурализма кажется, что они проявляют добрую волю по отношению к меньшинствам; на самом деле, они грубо пренебрегают обязанностью большинства – обеспечивать связность общества и поддерживать мир на основе общих для всех правил. Их подход, который первоначально вдохновлялся идеей гармоничного многокультурного общества, в итоге привел к нарастающей напряженности.

Гармоничное и мирное общество нуждается в общем культурном пространстве, и для России – это русское пространство. Безопасность и права меньшинств могут быть обеспечены только при сильной идентичности большинства. Эта идентичность, в свою очередь, должна поддерживаться школьным образованием – в частности, гуманитарным. Знакомство с русской литературой – это не способ расширить кругозор школьников; это способ формирования культурной идентичности. Надо отметить – потому что это очевидность – что в основании русской цивилизации лежит Православная вера. Ангела Меркель – если рождены мы все перенимать – отнюдь не пугается говорить о христианских корнях своего народа. Не должны пугаться и мы.

В глазах сторонников мультикультурности тут же встает кошмарное видение того, как культуры меньшинств будут задавлены, и водворится мрачная православная диктатура. Надо, однако, сказать, что было бы крайней глупо впадать в реальную опасность, испуганно шарахнувшись от карикатуры. Меньшинства безусловно имеют право на свой язык, традиции, культуру и религию – до тех пор, пока это не разрушает общей для всех социальной ткани и не нарушает общих правил. То есть в весьма широких пределах.

Но стабильность общества поддерживается большинством. Пытаться игнорировать это было бы трагической ошибкой.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама