ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Внутренняя тюрьма

Протоиерей Андрей Ткачев :: 17 февраля 2011

Приближаясь к этой группе строений начинаешь ощущать тревогу. Серые, невысокие дома блочного типа. Высокий забор, скрывающий еще одно или несколько ограждений. Кольца колючей проволоки, решетки на окнах. Это тюрьма. Это место, где сконцентрированы поломанные, пережеванные и выплюнутые судьбы, место, где ежедневно доламывается то, что не успела доломать воля.

В этих скорбных местах тоже нужен священник. Он нужен там потому, что Господь сказал: "Я был в темнице и вы посетили Меня" Пусть для охраны и начальства эти стены и эта контрольно-пропускная система удерживают преступников, отбывающих законное наказание. Пусть для родственников и "корешей" за этими стенами томятся "несправедливо осужденные" родные души. Для священника там – Христос.

Нужно совершить над собой особое усилие, вернее, нужно постоянно совершать над собой никому незримые внутренние усилия, чтобы увидеть Христа в тюрьме. В тюрьме Он не иконописен.

Зэки – народ угрюмый и недоверчивый. Они хранят в душе столько затаенной злобы и обиды, что прорвись она вдруг наружу, мало не покажется. Их лица серы, их зубы желты от табака и расшатаны от недоедания, их одежды однообразны и серы, как и их лица. Зэки хотят одного и того же. Хотят еды, которую можно долго хранить: сала, молочного порошка, сухарей, чеснока, чая. Хотят письменных принадлежностей. Хотят теплых вещей, нижнего белья, сигарет. Но самое главное из того, что они хотят, это любовь и внимание. И только Бог знает, кроме тех, кто сталкивался с этой проблемой, как тяжело любить этих замученных и озлобленных людей. И как быстро заканчиваются душевные силы у тех, кто однажды решился отдавать тепло своей души страдающим в заключении людям! Как сами эти люди, терпящие заключение, часто ждут тепла и любви по отношению к себе, но сами никому и ничего дать не готовы.


Молодой священник уже скоро год, как посещал одну из тюрем своего города. Там, в "зоне" уже сложилась небольшая община, изредка служилась Литургия, каждое воскресенье проходили молебны и беседы. Был даже один человек, принявший Крещение. Но главное событие было впереди. Один из заключенных, пожалуй, один из самых активных прихожан этой тюремной общины готовился выйти на волю. Его звали Сергей. Отсидел он много. За это время жизнь на свободе успела сильно измениться. Многие зэки, ожидавшие освобождения, боялись этой новой реальности, как огня. Шутка ли сесть при недостроенном коммунизме, а выйдя, окунуться в настоящий дикий капитализм.

Сергею было лучше многих других. У него на свободе осталась мать. А значит осталась прописка, жилье. Его квартиру никто из родственников не продал, ему не угрожало быстрое превращение в бомжа и деградация. Старушка, напротив, часто посещала сына, слала посылки, с нетерпением ждала возвращения. Со священником, посещавшим тюрьму, где сидел ее сын, она тоже познакомилась и подружилась.


В то день, когда Сергея отпускали на волю, мама и священник ждали его вместе. Они уже несколько часов топтались по жаркому асфальту у дверей КПП. Все разговоры были переговорены и все рисунки на стенах, образованные трещинами в штукатурке, были изучены. Рядом со священником и старушкой было много другого народа. В основном это были женщины: матери с посылками в морщинистых руках, жены, приехавшие на очередное длительное свидание и еще несколько категорий дам, о которых стоит либо говорить подробно, либо вовсе умолчать.

Наконец лязгнула щеколда тяжелых входных дверей и на улицу вышел, вначале заместитель начальника тюрьмы, а затем и Сергей. Сияющий, не верящий своему счастью, пытающийся сдерживать порывы радости, он подошел к матери и они обнялись.

Дом их был не близок, в другом городе. Поэтому "план мероприятий" заранее был придуман таким образом, чтобы сначала поехать в храм, где служил батюшка, отслужить там благодарственный молебен, пообедать и лишь потом отправить на вокзал маму с сыном, снабдив их на дорогу небольшой суммой денег и подарками. Вся эта любвеобильная суета была запланирована не случайно. Как – никак первый подопечный выходит на волю! Причем, из лучших прихожан тюремной общины. Прям, как в лозунге: "На свободу с чистой совестью!"

Запланированное было исполнено. Был отслужен молебен, был накрыт стол, были произнесены и поздравления, и пожелания. Уже близился вечер, когда один из прихожан на своем автомобиле отвез мать и сына на вокзал. Блаженная и благодарная усталость овладела душой молодого священника. Ведь трудиться бесплодно, трудиться, не видя плода, это почти адское наказание. Не зря греки населили преисподнюю душами, которые заняты бессмысленным трудом: закатыванием на гору срывающегося вниз камня, наполнением бездонной бочки. Напротив, видеть плоды своих трудов, это ли не подлинное счастье! Есть овощи со своего огорода, наслаждаться на старости заботой правильно воспитанных детей, жить в собственными руками построенном доме. Все это – образы подлинного счастья, и молодой священник чувствовал себя так, словно он заселился в им построенный дом, в котором его окружают правильно воспитанные дети.


Жизнь течет. Реки на картах сохраняют старые названия, но люди, заходящие в реки, заходят всякий раз в новую воду. Каждый день приносит свои заботы, а печали и радости, как Бобчинский с Добчинским, стоят у дверей жизни, любезно пропуская вперед друг друга. Наш батюшка продолжал служить, хоронить, крестить, освящать жилища. Тюрьму конечно тоже не забывал. Все так же служились по воскресеньям молебны. Изредка совершалась Литургия, и люди, из которых многие пролили человеческую кровь, причащались Христовой Крови.

В одно из таких посещений читал священник акафист Сладчайшему Иисусу. Когда начал читать, людей в молельной комнате было совсем чуть-чуть. Но постепенно народ собирался и к концу акафиста священник чувствовал, что за спиной у него уже до полсотни народа. Акафист прочитан, пропет прокимен Евангельского чтения. "Премудрость! Прости! Услышим святаго Евангелия!" Батюшка развернулся к пастве лицом, чтобы сказать "мир всем" и поперхнулся. Среди молящихся заключенных стоял Сергей, самый активный прихожанин, встреченный на воле благодарственным молебном и напутствованный дюжиной лучших пожеланий.

Когда-то один из стариков-священиков рассказывал бывальщину из дореволюционной жизни. Служил в карпатском селе поп всенощную в период сенокоса. И вдруг полил дождь. Сильнейший. Люди бросились из храма спасать сено. Повернулся священник, чтобы сказать "мир всем". Видит, в церкви пусто, за дверями на улице все плывет. И сказал батюшка вместо "мир всем" "пропало моє сіно". Нечто подобное испытал и наш священник. Молебен был дослужен и проповедь сказана, но в груди у батюшки что-то опустилось и "сено пропало"


В каждой тюрьме есть карцер. Есть холодные каменные мешки, в которых усмиряют особо непокорных. Это как бы тюрьма для тех, кто и так сидит в тюрьме. Внутренняя тюрьма. Она убивает одиночеством и быстро съедает оставшееся здоровье. Но есть и другая внутренняя тюрьма. Это тюрьма нашей внутренней порчи, которая никуда не исчезает с переменой внешних обстоятельств. Выйти на свободу телом, оказывается, еще ничего не значит. Нужно вместе с телесным исходом выйти на свободу духом. Так и евреи, выведенные из Египта, легли костями в пустыне, а в Землю Обещанную вошли только их дети.

Все это так, тысячу раз так. И не одного Сергея это касается, но всякого из нас, поскольку поваляться в грязи сразу после купания и вернуться, как пес, на свою блевотину умеет каждый.

Жизнь, само собой, продолжилась. Обида съелась, горечь подсластилась. Чтобы не рвать душу себе и не сыпать соль на рану Сергею, батюшка даже не узнавал причину новой "ходки". Сергей ведь рецидивист. Его и за украденную бутылку минеральной воды теперь никуда кроме строгого режима не посадят. Но урок был получен.

Отпраздновали взятие Бастилии, а потом с ужасом обнаружили, что у каждого внутри своя "Бастилия" и взятие ее – задача гораздо более трудная.

Куда более, чем тюрьма видимая и понятная, страшна тюрьма внутренняя, невидимая и непонятная. Из-за того, что ты из нее не вышел, ты в любую другую тюрьму попасть можешь. В любое время. Не приведи Господь.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама