ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Русский курьер": Георгий Целмс. Поход "крестоносцев". (Продолжается дискуссия о скандальной выставке "Осторожно, религия!")

16 февраля 2004

Точнее, пока его репетиция, но достаточно зловещая

Законченно следствие по обвинению "группы лиц, вступивших в предварительный сговор", имевших умысел на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства" и пр. , пр. (ч.2 ст. 282 УПК: до пяти лет лишения свободы). Обвиняемые: директор дома-музея им. А. Сахарова Ю. Самодуров, его заместитель Л. Василевская, и куратор художественной выставки ЗОсторожно, религия!И А. Михальчук, а также их адвокаты знакомятся с материалами уголовного дела Ь4616. Предположительно оно будет слушаться в Таганском райсуде столицы. И следствие по этому делу, и обвинение по 282 статье УК достаточно уникальны для нашего отечества. А ведь, казалось бы, ничем нас уже не удивишь.

Свою заинтересованность проявила Госдума, обратившись с письмом к Генеральному прокурору, с требованием привлечь и покарать. В том же духе высказались некоторые иерархи православной церкви и, как говорят, высшие государственные чины. А ведь начиналось все с элементарной "хулиганки".

Как хулиганов объявили новомучениками.

Газеты много писали об этой истории. Поэтому лишь кратко напомню, что произошло в конце 2002 г. Шестеро взрослых мужчин в возрасте от 30 до 40 лет среди бела дня на двух машинах прибыли к дому-музею им. А. Сахарова. Предварительно они запаслись болонами с краской и прочими "орудиями преступления". Так что, как говорится, умысел и сговор были налицо. Затем, зайдя в выставочный зал, где находились произведения художников, прибывшая "группа лиц" стала заливать картины краской, делать на них бранные надписи ("гады" и пр.), а также крушить стекла и разную утварь. Немногочисленные посетители выставки были в шоке. Однако смотрительница музея не растерялась: закрыла погромщиков на ключ и вызвала милицию. Хулиганы и не подумали отпираться от содеянного. Пояснили лишь, что действовали исключительно из идейных соображений: экспонаты выставки, мол, оскорбляли чувства верующих. Однако подобная причина самосуда не удовлетворила сотрудников ОВД Таганского района.

И по факту хулиганства 18 февраля 2003 г. возбудили уголовное дело. Восемь месяцев спустя следствие почти было закончено, но тут вдруг двое подозреваемых в погроме обратились в Таганский райсуд с просьбой признать их потерпевшими по делу, а не обвиняемыми. Ведь их национальному и религиозному чувству якобы выставка нанесла оскорбление и способствовала возбуждению национальной, расовой и религиозной вражды. Посему погромщики требовали признать незаконным само возбуждение против них уголовного дела.

Нападение, как известно, лучший способ защиты. Странно, что в суде эту жалобу вообще приняли к рассмотрению: ведь признаки состава преступления были налицо. А уж устанавливать мотивы, смягчающие обстоятельства и пр. дело исключительно следствия и суда. Затем странности стали повторяться: в зал суда, когда эта жалоба рассматривалась, не допустили сотрудников музея, то есть потерпевших. На юридическом языке это называется "воспрепятствование доступа к правосудию". Грубейшее нарушение УПК! У здания суда собралась толпа "обиженных верующих": явно без священников и дирижеров дело не обошлось. Когда судья удалилась в совещательную комнату для принятия решения, верующие, как по команде, встали на колени и истово молились. Не обошлось и без телепередачи "Русский дом", в которой погромщиков сравнили с новомучениками. Страдальцами за веру. Большего святотатства не вообразить! Судья Л. Зубенко, после недолгого раздумья, вынесла весьма странное постановление: считать возбуждение уголовного дела незаконным, так как в ходе проверки "достаточных данных, указывающих на признаки преступления, установлено не было". Закон гласит, и надеюсь, судья это знает, что для возбуждения уголовного дела вовсе не обязательно иметь доказательства всех элементов преступного деяния. Достаточно даже одного. А тут их было, как говорится, выше крыши.

Дальше "странности", назовем это так, продолжаются: прокуратура, санкционировавшая возбуждение уголовного дела, даже и не думает оспаривать такое экзотическое решение суда в кассационном порядке. Между тем, известно: прокуратура всегда по поводу и без повода оспаривает все судебным решениям, если они не совпадают с ее позицией. А тут молчок. После этого уже все идет автоматом. "Во исполнение решения суда" уголовное преследование хулиганов прекращается.

И прокуратура ЦАО Москвы возбуждает уголовное дело по факту разжигания национальной и пр. вражды. Потерпевшие от погрома автоматически превращаются в обвиняемых, а хулиганы - в потерпевших. Искусствоведы в штатском. Следствие сразу же назначило экспертизу: вопрос ведь требовал оценки специалистов. И титулованные специалисты-искусствоведы стали работать. Они должны были ответить на ряд вопросов, в частности, "разжигает ли данная выставка межнациональную и религиозную вражду?". Вывод был однозначным: разжигает! Эксперты так старались, что вышли даже за пределы своей компетенции: дружно настаивали на том, что у организаторов выставки был явный умысел. И определили роли "преступников". То есть вторглись в сферу права.

Наша газета (отдел культуры) подробно анализировала и эту выставку, и ее оценку экспертами. Я не специалист, в вопросах современного искусства разбираюсь слабо. Но в отзывах речи об искусстве почти нет: сплошная идеология. Все экспонаты выставки чохом были отнесены к постмодернизму и концептуализму. А поскольку таких терминов в словаре нет, значит, как посчитали эксперты, все это не искусство, а антикультура. Такой вот сразу был налеплен ярлычок. Дальше - больше. Оказывается этот ужасный концептуализм, возникший на Западе, решал насущную для Европы проблему перенаселения: способствовал снижению рождаемости. У нас же с рождаемостью плоховато, а тут еще это концептуализм мешает зачатию. А значит, организаторы выставки задумали извести русский народ. Почему только русский эксперты не разъясняют. Зато они подробно разъясняют антирусскую направленность выставки. Ведь на картинах изображены "лица славянской национальности". Геббельс в свое время определял не арийцев при помощи измерения черепа. Наши эксперты даже циркулем не обзавелись: определяли национальность на глазок. Обиделись они не только "за поругание религиозной символики", но и советской. Насмешку художников над Лениным посчитали, например, разрушением идеологии. И каждое заключение заканчивалось словами "это дехристианализация", "разрушение сакральности".

Приведу лишь один пример такого разрушения. Работа называется "Свято место пусто не бывает": в окладах вместо ликов святых изображена бутылка водки, телевизор, "евро". Смысл плаката вроде бы ясен и ежу: художник борется, как умеет, против бездуховности и потребления. Но оказывается все наоборот: пропагандирует грехи. Эксперты посчитали экспонаты пародией на жизнь, "несущую депрессивную функцию". Если бы представленные на выставке работы оценили как бесталанные, примитивные, даже пошлые, я бы отчасти согласился. Но когда в ход идет логика и аргументы нашего памятного прошлого, просто оторопь берет: жив курилка, наше коммунистическое, советское искусствоведенье.

В свое время генсек Н. Хрущев боролся против чуждого ему искусства бульдозерами. Но даже коммунистическому лидеру не пришло в голову привлекать не угодивших ему художников к уголовной ответственности. Куда собираются вести новоявленных крестоносцев? Известный правозащитник Сергей Ковалев по сему поводу припомнил песенку: "Турки в ГУМе, урки в Думе, коммунисты во Христе". Обратите внимание, когда ТВ показывает наших суперначальников в Храмах Божьих. Почти все они держат свечи в правой руке. Левой значит крестятся? С таких "верующих", понятно, какой спрос. А вот церковным бы иерархам следовала удержать от позора своих не в меру ретивых прихожан. А точнее, священнослужителей. Ведь именно они погнали волну ненависти. Не христианское это дело! Более того: уголовное. 17 томов дела (!) составлены исключительно из жалоб "обиженных прихожан", написанных по единому трафарету: тысячи человек из разных концов страны просят посчитать их потерпевшими. Знакомая практика! Книгу не читал, картины не видел, но возмущен до глубины души! Словом, организованная "ярость масс". Этих организаторов и надо бы привлечь по замечательно 282 статье: они, как мне представляется, и разжигают межнациональную и межрелигиозную вражду, заражая ею тысячи наивных сограждан. Вообще-то защищать религиозные и национальные чувства в сегодняшнем нашем отечестве очень нужно. Отнюдь не из-под полы в Москве можно купить "Сатанинскую библию". Каждая строка ее направлена на поругание Христа и восхваление антихриста. Работники правоохранительных органов входят в храмы, обвешанные сатанинской символикой. (Борисо-Глебский монастырь Ярославской области). Но православные иерархи почему-то это не замечают. В книжных ларьках открыто продаются книги Гитлера и Геббельса. Наиболее ретивые политики без устали обличают сионизм, жидомассонов, и всех людей Зкавказской национальностиИ. Доморощенные фашисты маршируют со свастикой на рукавах по улицам городов. Но прокуратура и суды, не видят этого в упор. Первой целью похода крестоносцев не случайно выбран дом-музей им. А. Сахарова. Здесь постоянно происходят собрания оппозиционной властям общественности. Кто следующий? В заключение приведу высказывание по этому поводу известных правозащитников.

Людмила Алексеева: "Нам грозит второй марксизм-ленинизм, когда нас учили, что шаг вправо, шаг влево - это побег. Допускаю, что лет через десять нам нельзя будет верить как-то иначе, чем предписано, или вообще не верить". Лев Пономарев: "Если церковь в советские времена притесняли и наиболее честные люди вставали на ее защиту, то теперь она, похоже, находится в активной, агрессивной фазе. Сегодня клерикальный большевизм пытается оседлать общество". Уточнил бы чуть: не церковь, отдельные ее иерархи. А также "коммунисты во Христе". Опаснее для христианства врага не придумаешь.

"Русский курьер ", 16 февраля 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама