В греческой традиции главные гулянья перед Великим постом происходят не на масленицу, а на неделю раньше. Кульминация праздника – четверг второй подготовительной седмицы, когда по всей стране жгут праздничные костры, танцуют и устраивают карнавалы. О том, как происходит заговение в Греции, рассказала специалист по греческому фольклору к.ф.н. Ксения Климова.
Греческие праздники масленичного периода перед Великим постом длятся три недели. Называется этот период "Αποκριές", то есть время, когда наедаются мясом (хотя, конечно, в последнюю неделю перед постом мясо есть не полагается). Первая неделя начальная, "αρχίσιμη εβδομάδα", вторая – "κρεατινή" или "εβδομάδα τού κρεατοφάγου" (неделя мясоеда), последняя – "εβδομάδα τού τυροφάγου" ("неделя, когда едят сыр") или "τυρινή" ("сырная").
Апогей празднества, в отличие от русской традиции, приходится не на Масленицу, а на вторую, мясную неделю "απόκρια". Главный праздничный день – четверг второй подготовительной седмицы – "Τσικνοπέμπτη" или, в народной традиции, "Τσικνοπέφτη". Название дня происходит от глагола "τσικνίζω" "жарить мясо". "Η τσίκνα" "запах жареного мяса", который в этот день можно ощутить в Греции буквально повсеместно, потому что, по традиции, в этот день надо непременно поесть мяса и даже самые бедные семьи старались приготовить что-то мясное.
В приготовлении мяса и во многих ритуалах, связанных с подготовительными седмицами, сохранилось множество элементов архаических ритуалов. Масленичная обрядность, как и вообще народные праздники весеннего периода, носит вольный характер.
Во многих областях Греции в предпоследнюю неделю перед Великим постом, то есть на "απόκρια", до сих устраиваются карнавалы. Называются они или латинским словом "карнавал" "καρνάβαλος" (от латинского "Carne vale" "Да здравствует мясо") ил игреческим "μασκαράς". Этим же словом называются ряженые. У греков нет святочных ряженых (на святки наряжаются только в северных областях), зато есть масленичные.
Сейчас в Греции перед постом открываются большие магазины, в которых можно взять напрокат карнавальные костюмы любого вида. Греки наряжаются до неузнаваемости и в таком виде ходят по городу, поют и танцуют на площадях. Конечно, в основном это происходит по вечерам, потому что происходит праздник в обычные рабочие дни.
Государство поддерживает эту народную традицию, организует площади для веселья, разрешает торговцам устанавливать ларьки, например, с кока-колой и шашлыками. Главный греческий карнавал проходит в городе Патра.
В Серверной Греции жгут костры. Каждый городской район организует на своей площади большой костер, вечером все приходят к нему в карнавальных костюмах, танцуют, едят мясо. В принципе это продолжается всю неделю, но особенно ярко празднуется четверг – Τσικνοπέμπτη. В один из дней на костре сжигают чучело карнавала Καρνάβαλος
Раньше ряженые, особенно молодежь, молодежь одевались кто во что горазд и совершали обходные обряды: заходили в деревне в каждый дом, поздравляли всех, танцевали, пели и совершали определенный ритуальные действия, например, разбрасывали пшеницу. В этих обрядах обязательно использовалось дерево – сучковатая дубинка из дикой вишни, сливы или кизила. Чем больше было сучков, тем лучше, потому что символически этой дубинкой как бы затаскивали в дом благополучие. А еще дубинкой постукивали по спине хозяина и хозяйку дома, детей, скотину и желали здоровья и счастья. Этот ритуал был распространен повсеместно, и сегодня специальные фирмы изготавливают пластмассовые праздничные дубинки, которые можно купить.
В Τσικνοπέμπτη Греки ходят друг к другу в гости, гуляют по улицам города, заходят в офисы, таверны, бары и бьют друг друга этими дубинками. В Афинах можно наблюдать толпы людей в карнавальных костюмах, которые иду по улицам постукивают дубинами прохожих. Это на то, что у нас принято бить вербой на Вербное воскресенье, потому что вообще побивание ветками характерно для любого переходного обряда.
Все карнавальные действия могут проводиться в два этапа.
С утра все празднично одеваются и идут на главную площадь. В деревне это будет площадь перед церковью. Традиционно там показывали народную драму о женихе и невесте, которых убивали, воскрешали или которые сами воскресали. Этот сюжет не имеет христианского содержания и связан с языческими представлениями о переходе от зимы к весне и от смерти к жизни. Воскрешение – прежде всего воскрешение природы, а брачная тема имеет связь с мифологическим браком неба и земли.
Естественно, в самой драме священники не участвовали. Но после представления священник мог выйти, поздравить всех и пожелать благополучия, счастья и здоровья.
Вечером вокруг костром устраивались более вольные, разгульные празднества и танцы. Естественно, в них священник участия не принимал и вряд ли Церковь могла одобрить такие развлечения.
Интересно, что очень популярным на карнавале был образ священника – "ψευτοπαπάς" (лжесвященник). В русской народной традиции, как правило, священника высмеивают зло. А в греческой традиции священник, как правило, положительный персонаж: он помогает влюбленным, усмиряет жестокого отца, всех мирит. И на карнавале над священником будут шутить по-доброму. Например, ряженый ψευτοπαπάς будет ходить и приговаривать: "Кому исповедоваться? Кому причаститься?" или спрашивать: "А ты в церковь ходишь?". Но никогда не будет совершаться никакого осмеяния священника и тем более высмеивания церковных таинств.
В отличие от нашей традиции, на масленичной сырной неделе, τυρινή греки начинают готовиться к посту. Они продолжают жечь костры, но постепенно празднование как бы затухает. Во многом сырная неделя посвящена памяти умерших родителей и родственников, потому что завершается Родительской субботой. Греки ходят в храм, молятся о упокоении усопших, ездят на кладбища.
Сырная неделя в традиционной культуре может называться макаронной неделей. С одной стороны, это связано с тем, что греки едят макароны с сыром. С другой, это название связано с Родительской субботой. Греческое слово "τα μακαρόνια" (макароны) в народном сознании связывается со словом " ο μακαρίτης" (покойник). В Родительскую субботу поэтому готовят макароны, и, в общем, это вид народной этимологической магии.
После сырной недели начинается Великий пост. Первый день поста – Καθαρά Δευτέρα (Чистый понедельник) в Греции – государственный выходной.
В этот день греки стараются уехать в деревню, откуда они родом или откуда были родом их родители. С утра все идут на богослужение в храм, а потом перед церковью выставляются столы с постным угощением. Все едят, разговаривают. Иногда поют песни, но уже спокойные, сдержанные – совсем не такие, которые исполнялись в предыдущие две недели.
В Чистый понедельник выпекается постный хлеб, который вообще пекут Великим постом – λαγάνα. Лагана напоминает толстый лаваш, который можно купить у нас в магазине.
Очень интересная традиция Чистого понедельника запускать воздушных змеев. Как правило, их запускают прямо возле церкви, особенно те, кто пришел с детьми. Воздушный змей по-гречески называется "χαρταετός" "бумажный орел". Когда возникла эта традиция, сказать сложно. Сегодня змеев запускают повсеместно, так что Греция в первый день поста представляет собой потрясающее зрелище: везде висят воздушные змеи. Их запускают и в деревнях, и в городах. Но вообще, поскольку все стараются уехать в деревню, в этот день греческие города пустеют.
До вечера греки отмечают таким образом начало поста, а потом возвращаются в город.
Источник: Татьянин день