Военные и священники казалось бы, их разделяет пропасть. Хотя до революции армейские священники были обычным явлением. Сейчас эту традицию, которая не прервалась в других странах, стремятся возродить и в нашей стране.
Смогут ли священники помочь армии избавиться от старых бед? Как совмещаются ряса и суровые военные будни? И доверяют ли призывники священнику больше, чем офицерам? За ответами мы обратились к клирику храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в Копейске, руководителю отдела Челябинской епархии по взаимодействию с вооружёнными силами, правоохранительными органами и системой исполнения наказания иерею Павлу Марухе.
Стройбат это не страшно
Наверняка вас на этот пост в епархии поставили не случайно и прежде имели отношение к армии?
Я вообще-то 21 год отслужил и звание подполковника имею. Срочную службу проходил в стройбате в Брянске. И хотя сейчас рассказывают о стройбатах всякие ужасы, у нас дисциплина была на высоте. Прапорщиками служили проштрафившиеся офицеры из самых разных родов войск лётчики, моряки, даже разведчики. Чтобы заслужить прощение, гоняли они нас немилосердно! Помнится, шагаем мы по плацу, только ногу подняли, а прапорщик курить уходит. И нет его минут 20! Тут уж друг друга поддерживаем, а ногу держим. В другой раз отправились строем кино смот-
реть. И показалось прапорщику, что как-то плохо мы пели в итоге нас разворачивают и заставляют маршировать всё то время, пока наши товарищи в кинотеатре были...
Уже в качестве офицера я служил в Карталах, в ракетной дивизии. У меня инженерное образование. Был офицером по социальной работе. Служил, пока дивизию не расформировали. До сих пор в памяти, как приезжали к нам американцы на торжественную церемонию ликвидации одной из пусковых шахт. Соорудили такую имитацию пускового устройства, американский офицер на неё нажимает и улыбается, а у нас слёзы в глазах стоят. Всё-таки столько труда мы в эти шахты вложили!
Чувствуется, что об армии вы вспоминаете с теплотой...
Это правда. И я не помню каких-то вопиющих случаев дедовщины, контроль за этим был гораздо жёстче. Конечно, земляки кучковались, но не более того национальный вопрос никогда не педалировался. Поверьте, я знаю, о чём говорю, я ведь родом из Сумгаита, где уже во время перестройки произошли кровавые столкновения. Но во времена моих детства и юности все жили в мире.
Неужели всё было так идеально сплошь боевое товарищество?
Притворяться в армии трудно, все качества на поверхности. Всякое, конечно, бывало... Один сослуживец отличался большой жестокостью, никто его не любил. После его отправили в Афганистан, и очень скоро он вернулся обратно в цинковом гробу. Говорили, что его мог и кто-то из наших подстрелить. В той кампании так нередко сводили счёты.
Вы упомянули, что были офицером по социальной работе. Теперь вы священник. В то время перед советскими офицерами ставились и идеологические задачи нет ли противоречия с вашим нынешним саном?
Скажу больше, я даже был секретарём комитета комсомола. Нет, противоречия не вижу и ничего не стыжусь. Тогда о здоровье нации заботились больше, и среди молодёжи было немало таких, кого можно назвать истинно православными, в отличие от нынешних молодых людей, которые лишь формально верующие. Поэтому мне странно, когда сейчас обвиняют нашу армию. Какое общество, такая и армия. А общество у нас больное, всем правят деньги.
Когда и мазь не поможет
В каждой части, в колонии есть психологи. Не ревнуют ли они своих подопечных к вам?
У нас разные подходы. Кстати, книги по психологии я тоже читаю, но мало что нового из них вынес. Психологи очень часто действуют подобно тем врачам, которые, когда к ним приходит больной с экземой, просто выписывают мазь мол, мажь-мажь, и пройдёт. А истинный целитель должен понять, откуда вообще взялась экзема, где причина болезни.
В армии у нас, как известно, служат и мусульмане. Бывали ли случаи, что они к вам обращались за помощью?
Бывало. К сожалению, и у мусульман встречается лишь показная религиозность. Эти солдаты и Коран в руках не держали, но отказываются пол мыть дескать, это оскорбляет мои убеждения. Между тем я знал двоих очень верующих солдат-мусульман, которые хорошо знали Коран так вот, они полы мыли и от другой работы не отказывались.
Понимаете, верой ведь часто спекулируют. И это не только моё мнение. Однажды в части произошла драка ингушей с дагестанцами. Чтобы уладить дело, приезжал даже президент Ингушетии. Я запомнил его слова: "Молодёжь на Кавказе уже давно не такая, как прежде, сказал он с грустью. Старших никто не слушает".
Но, подчеркну, мусульмане ко мне обращаются, хотя отношение, конечно, разное. И не только в армии. Помнится, совершал я как-то кропление святой водой в колонии, так один мусульманин так шарахнулся в сторону, лишь бы капля не попала! А другой, наоборот, благословения попросил.
А может ли священник победить такое зло, как дедовщина?
В меру сил. Я сам служил долго, поэтому по косвенным признакам вижу, кого обижают. Например, парень недавно только призван, а переводы ему идут один за другим. Ясно же, что у него деньги вымогают! Я однажды встал перед строем с кучей этих переводов, порвал и заявил: "Никто этих денег не получит!" Кстати, солдаты нередко подслушивают, если кто-то приходит ко мне для разговора. Я иногда даже намеренно провожу беседы, что называется, подальше от чужих ушей дали солдату задание прибрать в штабе, так у нас вся беседа от казармы до штаба на ходу происходит.
Не секрет, что суицид стал настоящим бичом нашей армии. Вы пытаетесь выявить такие настроения и их предотвратить? Ведь самоубийство считается страшным грехом возможно, осознание этого постулата остановит многих солдат от рокового шага?
Конечно, такая работа ведётся. Исходя из собственного опыта, скажу, что сельские ребята более приспособлены к службе и жизни вообще. С городскими сложнее. Сейчас они очень замкнуты в своём мире, дни проводят перед компьютером, в Сети или за играми, а потом их вырывают из привычного окружения, из семьи. Не могу сказать, что в беседах я как-то напираю на религиозное мировоззрение, на рассказы о грехах. Поверьте, иногда достаточно тёплого и искреннего разговора, чтобы призывник осознал, что и тут к нему относятся как к человеку.
"Вы в храм, вы землю копать!"
По вашему мнению, введение института военного духовенства может изменить ситуацию в армии в целом к лучшему?
Наша армия к этому не готова. От командования многое зависит. Есть толковые командиры, но есть и такие, которые будут командовать: "Так, вы в храм, а вы землю копать!" Тут-то сразу, конечно, все православными сделаются! Кстати, то же происходит и в колонии, где нередко богослужения посещают лишь для того, чтобы избежать каких-то обязанностей. А за порогом тюрьмы вся вера у них и заканчивается.
То есть вся проблема только в людях?
Сложностей много. Скажем, в распорядке дня нет места для армейского священника, всё расписано очень плотно. Непонятно также, кому он будет подчиняться. Пока мы говорим с армейским начальством на равных. Есть также опасность, что все ЧП и суицид, и конфликты будут ставить в вину священникам. Да даже чисто технические вопросы не обговорены за чей счёт будут покупать облачение, кстати, недешёвое? Пока армия обещает только зарплату платить.
А офицерам армейский священник может помочь?
Мне и приходится сейчас беседы проводить с офицерами. Ситуация сложная, идёт сокращение армии. А ведь многие набрали себе кредитов, повязаны по рукам и ногам, у них семьи, дети. Есть опасения, что возможен рост суицида и среди офицеров. Стараемся это предотвратить. Надеюсь, у меня получается я ведь не только священник, но и офицер. И форму свою храню до сих пор правда, не влезаю. Только китель накидываю два раза в год 23 февраля и в День ракетных войск.
Досье
Родился 28 октября 1962 года в Сумгаите Азербайджанской ССР. Окончил в 1988 году Харьковское высшее военно-командное инженерное училище ракетных войск стратегического назначения. С 2005 года посвятил себя духовному служению.
Источник: Аргументы и факты