ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Сначала венецианцы, потом – христиане"

Парадоксы города мостов и каналов

Посашко Валерия, Ястребов Алексий о. :: 25 февраля 2011

Что мы знаем о Венеции? Знаменитые на весь мир гондолы, каналы, венецианские маски, фестиваль... А ведь сегодня это второй в Европе – после Рима – город по количеству святынь неразделенной Церкви. Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший в Италии форпостом Византии, а после – спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. "Республика Святого Марка".

О Венеции, ее святынях, ее истории и о Православии в "городе мостов и каналов" рассказывает настоятель единственного на сегодняшний день русского православного прихода в Венеции – иерей Алексий Ястребов.

Буквально первые мои шаги по венецианской земле стали для меня откровением. Я приехал зимой, вечером, и сразу отправился знакомиться с клиром Греческой Церкви. А мои прихожане в тот же вечер предложили поклониться местным святыням.

Первое, что я увидел, – мощи святого праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи, и мощи святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского, к которому я еще с семинарских лет относился с особым благоговением: он и подвижник, и богослов, и талантливейший администратор, и писатель, и борец с арианской ересью – легендарная и очень сильная личность. Православный вариант "Как закалялась сталь" – это про него. И тут я вижу перед собой его мощи...

Впоследствии я наблюдал реакцию разных людей на святыни Венеции: это и удивление, и благоговение, и восторг. Никогда не забуду, например, духовный восторг отца Геннадия Беловолова, настоятеля Леушинского подворья в Питере, и его спутников перед византийским образом Богородицы "Никопея", прообразом чтимой у них и во всей нашей Церкви иконы "Аз есмь с Вами и никтоже на вы" (связанной с великими подвижниками – прав. Иоанном Кронштадтским и преп. Серафимом Вырицким).

Для Италии обилие святых мощей – дело неудивительное. Их дарили друг другу знатные лица, их привозили с оккупированных турками территорий, спасая от осквернения, их даже воровали – часто не гнушаясь никакими методами: пытками, подкупом... В Средние века считалось, что чем больше в городе мощей святых и мучеников, тем больше у его жителей небесных покровителей.

Город, свободный от язычества

Венеция изначально была городом христианским, свободным от языческого прошлого. Основанная в 421 году после Рождества Христова, в праздник Благовещения (25 марта) бежавшими от гуннов римскими гражданами, она вскоре стала вассалом Византийской империи. Но с самого начала – на условиях автономии. Городом-государством с конца VII века и до конца века XVIII правили дожи – всего их было 40.

За участие в войнах против врагов Византии жителей лагуны освободили от имперских налогов и помогли со строительством грандиозного собора Святого апостола Марка, покровителя Венеции.

Постепенно республика крепнет, и крепнет настолько, что... в 1204 году обращает свое оружие – и свои финансовые ресурсы – против своего же бывшего сюзерена, Византии. Во время четвертого Крестового похода дож Энрико Дандоло встает на сторону сына свергнутого византийского императора Исаака Ангела, обещавшего крестоносцам щедрое вознаграждение за помощь в возвращении престола. Таким образом, по дороге на Святую Землю войско идет на штурм Константинополя. В течение полусотни лет Венеция участвует в разграблении Востока...

Однако, словно в наказание за это, в 1347 году венецианское войско, вернувшееся из Крыма после осады крепости генуэзцев Кафа (нынешняя Феодосия), приносит в лагуну эпидемию чумы. Вспышки страшной болезни несколько раз уносили до половины населения города. Неслучайно базилика Богородицы "Здоровье" построена в ознаменование избавления от "черной смерти".

Новым ударом для Венеции становится нашествие турок, которые в 1453 году, после падения Константинополя, устремляются на захват Средиземноморья. Закономерный экономический, военный и политический упадок некогда блистательного города делает его легкой добычей французов и австрийцев в конце XVIII века. Итальянской (но опять же не независимой) Венеция становится только в 1866 году.

Между двумя Церквями

Когда речь заходит о религиозной картине, всё, имеющее отношение к Италии, обычно принято ассоциировать с традиционным католицизмом. Венеция, конечно, земля католическая. Но религиозная ситуация в Венеции всегда была особой.

Исторически Венеция занимала срединное положение между Церквями Запада и Востока. Это характерная черта местной духовной и светской культуры.

Средневековое стремление к подражанию Византии – пусть первоначально в обрядах и церемониях императорского двора – сохранилось и после четвертого Крестового похода: влияние восточного христианства здесь ощущается и сегодня. Это особенно бросается в глаза в грандиозном соборе Святого Марка, где можно увидеть, к примеру, мраморный готический иконостас конца XIV века (тогда как в католических храмах обыкновенно нет иконостасов) или образ Богородицы Никопея ("победоносная") XI-XII веков, перед которым в Византии императорские войска просили заступничества в преддверии битв (по иронии судьбы, точнее, по Промыслу Божьему, икона была захвачена как раз накануне поражения ромеев и разграбления Константинополя во время четвертого Крестового похода). И сам собор Святого Марка был возведен под руководством византийских мастеров, по образцу константинопольского "Апостолеона" (храма 12-ти апостолов).

Православие продолжало оказывать влияние на Венецию и после захвата Константинополя турками: через греческие острова (включая Крит), бывшие под властью Венецианской республики с XIII по XVIII век. К слову, это влияние было обоюдным: например, в современных греческих храмах скамейки появились именно в период тесных контактов с венецианцами. А Венеция, в свою очередь, веками праздновала память святых неразделенной Церкви.

Фото Владимира Ештокина

Сами венецианцы гордо считали себя прежде всего гражданами своего города-государства, а уж потом – принадлежащими определенной религиозной традиции. "Veneziani, poi Cristiani" – "сначала венецианцы, потом – христиане": жители лагуны никогда не испытывали дефицита ни самодостаточности, ни чувства превосходства. В 20-е годы XVI века дож Андреа Гритти и вовсе выдвинул идею "нового Рима", провозгласив Венецию наследницей давно угасшей Римской империи.

Сенат "республики Святого Марка" сам назначал своих патриархов – именно так с конца VI века до наших дней титулуются правящие епископы венецианских пределов. Характерный эпизод случился на рубеже XVI–XVII веков: венецианцы дерзко отказались подчиниться Ватикану, когда папа римский Климент VIII предписал всем кандидатам в епископы Италии являться в Рим – для "экзамена епископов". Венеция считала, что избирать и утверждать своих правящих архиереев она должна сама. И Ватикану в конце концов пришлось уступить...

Однако обратной стороной этой независимости стала зависимость иная: от светских властей. Государство вмешивалось в пастырские вопросы, назначало епископов и священников. Получился своеобразный вариант теократии, закрепленный официально после строительства базилики Святого Марка. Святой апостол был объявлен "главой государства", "правящим" вместе с дожем. После падения Константинополя эта доктрина становится официальной. В результате дож, например, будучи светским главой города-государства, а не главой Церкви, тем не менее, имел полномочия преподавать народу "торжественное благословение" в дни больших праздников – оно преподавалось с "перголы", особой кафедры в базилике Святого Марка. А сама базилика была домовой церковью дожа, и ее клирики находились в подчинении не епископа, а именно "наместника святого Марка"...

Средоточие святынь

Средоточием святынь Венецию сделало уже упомянутое убеждение: "больше мощей – больше покровителей". Святыни привозились первыми основателями города и закладывались в основание храмов, алтарей; святые мощи передавала в дар своим союзникам Византия (первым таким даром стали в IX веке мощи праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи – подарок императора Льва V); в эпоху безвластия в некоторых частях империи (прибл. IX–XII века) наследие христианства подвергалось разграблению; во время арабских и турецких завоеваний мощи вывозили, спасая от осквернения.

А после того как на католическом Тридентском соборе (1545–1563) возродилось почитание католиками мощей святых, началось исследование римских катакомб. Так из Вечного города в Венецию привезли тела первых мучеников-христиан, о которых не известно ничего, кроме имен: святой Павел, римский патриций, Марк Флорентиец, Венуст, Фиденций, мученица Анна, мученица Ирина и др.

И, наконец, в Венеции были свои святые, скончавшиеся до разделения Церквей (то есть до 1054 года). Это дож Пьеро Первый Орсеоло Святой (умер в 978 году), священномученик Герард, просветитель Венгрии (1046).

Так "город мостов и каналов" стал обладателем уникального собрания реликвий – согласно каталогу XVIII века, в городе хранилось 49 мощей святых! К сожалению, в эту статистику внесли свои коррективы наполеоновские войны: в 1797 году республика пала под натиском французов, а затем перешла в руки австрийцев. Церкви опустошались, реликвии могли быть попросту выброшены – завоевателей гораздо больше интересовали драгоценные мощевики.

Однако и то, что осталось, заслуживает внимания всякого благоговейного христианина.

Мост

...Случается, что люди, которые в России почти не бывают в храме, приезжая отдохнуть в Венецию, начинают интересоваться церковной жизнью: трудно равнодушно относиться к миру православной святости, который многие наверняка неожиданно для себя встречают здесь, на Западе. Венеция была как грабительницей Православия, так и его покровительницей, "малой Византией". И для меня этот город – прежде всего город мостов, и в прямом, и в переносном смысле. "Мост между Востоком и Западом" – хоть это выражение и стало избитым.

Святые не принадлежат исключительно Востоку или Западу. Они – благодатное достояние всякого, кто их с верою и любовью приемлет и почитает, они – реальность, помогающая нам, православным и католикам, лучше понимать друг друга.

Икона Богородицы "Утешение", или "Бобовая"

Именно поэтому, приезжая сюда, люди приходят не в гости, а домой – к нашим святым, прославленным Церковью братьям и сестрам во Христе, – испросить их молитв и благословения.

В одном архивном документе 1938 года, представляющем собой протокол собрания венецианского духовенства, есть такие слова: "Неизмеримо больше, чем прекраснейшие памятники искусства и все свои драгоценные картины и скульптуры, католическая Венеция всегда чествовала и охраняла честные мощи своих святых. Именно они в своей совокупности составляют непреходящую ценность, которая по милости Господней пребывает в веках, несмотря на множественные политические коллизии, упразднения и разрушения монастырей и величественных храмов".

P.S.

С 2002 года в Венеции существует община Русской Православной Церкви, по воскресеньям и по большим праздникам совершаются богослужения – в католическом храме, предоставляемом нам во временное пользование. Сайт православного прихода во имя святых Жен-Мироносиц находится по адресу: http://venezia.pravoslavie.info

А в 2010 году мы выпустили 400-страничный православный путеводитель "Святыни Венеции". Книга содержит рассказ об истории города-государства, истории Православия в Венеции и сведения об ее святынях. Путеводитель построен по территориальному принципу: последовательно, район за районом, описываются храмы, а также мощи, иконы и другие святыни, покоящиеся в них. В конце книги – полный список святынь, карта с обозначением церквей Венеции и возможные маршруты, варьирующиеся в зависимости от длительности путешествия.

Кроме того, в результате долгой и кропотливой работы в 2008 году появился на DVD документальный фильм "Православные святыни Венеции". В Москве диск можно приобрести в книжных лавках Храма Христа Спасителя, Сретенского монастыря и Подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры, а книга продается пока только в Венеции: на приходе святых Жен-Мироносиц и в базилике Сан-Марко. Приезжайте!

Святые, чьи мощи находятся в Венеции

ЕВАНГЕЛИСТ МАРК: ПРОСВЕТИТЕЛЬ СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ

Святой Марк – автор одного из четырех Евангелий, автор чина Литургии, традиционно называемой Марковой, ученик первоверховных апостолов Петра и Павла, основатель христианской общины в Северной Италии и Александрийского патриархата.

Евангелист принял мученическую кончину от рук язычников. Его схватили прямо во время совершения Литургии, связали цепями и протащили через всю Александрию. Мученик не уставал повторять: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что удостоил претерпеть все это за имя Твое". На ночь его бросили в темницу, где его посетил и укрепил ангел, а затем Сам Господь явился ему и сказал: "Мир тебе, Марк, Мой евангелист".

Наутро толпа язычников продолжила влачить апостола по улицам, пока Марк не отдал душу Богу. Христиане положили святые мощи в гробницу в Александрийском районе Буколис.

Во время арабских завоеваний, когда халиф Египта приказал разбирать христианские храмы, чтобы употреблять их камни на строительство своего дворца, святые мощи из Александрии вывезли и доставили в Венецию купцы. Перевозили святыню в корзине со свиными тушами – таможенники-мусульмане не смели притронуться к "нечистым" животным.

Мощи положили в домашней церкви дожей – сегодня это грандиозная базилика Святого Марка – с тех пор Марк считался покровителем Венеции. Мощи находятся под престолом главного алтаря верхнего храма.

ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ: ПЕРВЫЙ МОНАХ

Преподобный Павел не основал ни одной обители, но именно он считается "отцом православного монашества".

Он родился в Египте, в городе Фиваида. Оставшись сиротой, много претерпел от корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Павла хотели выдать власти во время гонений Декия (249–251), узнав об этом, он удалился в Фиваидскую пустыню. Там прожил 91 год, в пещере у подножия горы, неустанно молясь Богу, питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон.

Незадолго до смерти святого к его пещере пришел преподобный Антоний Великий, подвизавшийся в той же пустыне. Преподав Антонию урок смирения, Павел вышел ему навстречу из своей пещеры. Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали.

Скончался святой Павел Фивейский в 341 году в возрасте 113 лет и был похоронен Антонием Великим недалеко от пещеры.

В Константинополь мощи преподобного перенес император Мануил Комнин (1143–1180). В Венецию же святыня попала в XIII веке благодаря знатному гражданину Джакомо Ланзоло: он уговорил аббата бенедиктинского монастыря отдать мощи. Сегодня они находятся над главным алтарем церкви Святого Иулиана Антинойского.

ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ

Святой Феодор Стратилат происходил из Малой Азии, служил воеводой ("стратилат" по-гречески) в городе Гераклее близ Черного моря в III–IV веках. Его жизнь и служба располагала к нему горожан, многие, впечатленные его примером, принимали веру во Христа. Узнав об этом, император Ликиний, гонитель христиан, приехал в город и принуждал воеводу поклониться языческим богам. Получив твердый отказ, он предал Феодора мучениями: его жестоко били железными прутьями, палили огнем, и, наконец, распяли на кресте, выколов глаза. Ночью ангел явился мученику и полностью исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. А за ними – многие другие язычники. Узнав об этом, император приказал обезглавить мученика. Эти события были описаны их очевидцем, слугой и писарем святого Феодора – Уаром.

В 1257 году капитан венецианского флота Джакомо Дандоло вторгся в Месембрию (ныне – болгарский город Несебыр) и перевез оттуда мощи великомученика в Константинополь. Через десять лет родственник капитана перевез святыню в Венецию. Она хранится в раке над престолом правой боковой капеллы церкви Христа Спасителя. Видно облачение, открыта нетленная кисть руки и обутые в сандалии ступни. Открывают мощи только два раза в год: 1–15 ноября (день памяти святого в Западной Церкви – 9 ноября) и в период от католической Пасхи до Вознесения.

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ

Святитель Иоанн, патриарх Александрийский, был родом с Кипра. По воле родителей он молодым человеком женился и имел детей, но после смерти жены и детей стал иноком. В начале своего архипастырского служения он приказал учесть всех нищих и убогих в Александрии. Дважды в неделю – в среду и пятницу – он выходил к дверям патриаршего собора и принимал всех нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню. Трижды в неделю посещал больницы. Выкупал людей из персидского плена. Сам был строгим аскетом и молитвенником. Иоанн заказал для себя гроб, но не велел мастерам его заканчивать, а просил каждый праздничный день приходить и спрашивать, не пора ли завершить работу. Незадолго до своей кончины архипастырь увидел во сне ангела, сказавшего ему: "Царь царей зовет тебя к Себе". Патриарх мирно отошел ко Господу в 616 году.

Согласно свидетельствам, не только тело святителя оставалось нетленным, но и одежды сохраняли яркость красок. Святые мощи были перевезены в Венецию в 1249 году. Их можно увидеть и сейчас под стеклом на правой стене придела Святого Иоанна, в церкви Иоанна Предтечи в районе Кастелло.

25 ноября, в день памяти святого, у святыни всегда служится молебен. Есть разрешение церковных властей служить молебны и для групп паломников из России, приезжающих поклониться святителю.

ДРУГИЕ СВЯТЫНИ ВЕНЕЦИИ

– Мощи святителя Николая Мирликийского (в 1087 году барийцы, пришедшие похитить из храма византийского города Миры мощи св. Николая, в спешке оставили в саркофаге около пятой части мощей. Через девять лет эту часть вывезли из Мир Ликийских венецианцы); святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого, мученицы Варвары, святых бессребреников Космы и Дамиана, праведного Симеона Богоприимца (о нем написано во 2-й главе Евангелия от Луки), мученицы Лукии Сиракузской, глава святой Елены равноапостольной и др.

– Святыни, связанные со страданиями Христовыми: мощевики Креста Господня императриц Ирины и Марии, Генриха Фландрского и др.; мощевики Крови Христовой (Сан-Марко и скуола Сан-Джованни Еванжелиста); шипы из Тернового венца.

– Иконы Богородицы – Никопея, Месопапандисса.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама