Что мы знаем о Венеции? Знаменитые на весь мир гондолы, каналы, венецианские маски, фестиваль... А ведь сегодня это второй в Европе после Рима город по количеству святынь неразделенной Церкви. Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший в Италии форпостом Византии, а после спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. "Республика Святого Марка".
О Венеции, ее святынях, ее истории и о Православии в "городе мостов и каналов" рассказывает настоятель единственного на сегодняшний день русского православного прихода в Венеции иерей Алексий Ястребов.
Буквально первые мои шаги по венецианской земле стали для меня откровением. Я приехал зимой, вечером, и сразу отправился знакомиться с клиром Греческой Церкви. А мои прихожане в тот же вечер предложили поклониться местным святыням.
Первое, что я увидел, мощи святого праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи, и мощи святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского, к которому я еще с семинарских лет относился с особым благоговением: он и подвижник, и богослов, и талантливейший администратор, и писатель, и борец с арианской ересью легендарная и очень сильная личность. Православный вариант "Как закалялась сталь" это про него. И тут я вижу перед собой его мощи...
Впоследствии я наблюдал реакцию разных людей на святыни Венеции: это и удивление, и благоговение, и восторг. Никогда не забуду, например, духовный восторг отца Геннадия Беловолова, настоятеля Леушинского подворья в Питере, и его спутников перед византийским образом Богородицы "Никопея", прообразом чтимой у них и во всей нашей Церкви иконы "Аз есмь с Вами и никтоже на вы" (связанной с великими подвижниками прав. Иоанном Кронштадтским и преп. Серафимом Вырицким).
Для Италии обилие святых мощей дело неудивительное. Их дарили друг другу знатные лица, их привозили с оккупированных турками территорий, спасая от осквернения, их даже воровали часто не гнушаясь никакими методами: пытками, подкупом... В Средние века считалось, что чем больше в городе мощей святых и мучеников, тем больше у его жителей небесных покровителей.
Город, свободный от язычества
Венеция изначально была городом христианским, свободным от языческого прошлого. Основанная в 421 году после Рождества Христова, в праздник Благовещения (25 марта) бежавшими от гуннов римскими гражданами, она вскоре стала вассалом Византийской империи. Но с самого начала на условиях автономии. Городом-государством с конца VII века и до конца века XVIII правили дожи всего их было 40.
За участие в войнах против врагов Византии жителей лагуны освободили от имперских налогов и помогли со строительством грандиозного собора Святого апостола Марка, покровителя Венеции.
Постепенно республика крепнет, и крепнет настолько, что... в 1204 году обращает свое оружие и свои финансовые ресурсы против своего же бывшего сюзерена, Византии. Во время четвертого Крестового похода дож Энрико Дандоло встает на сторону сына свергнутого византийского императора Исаака Ангела, обещавшего крестоносцам щедрое вознаграждение за помощь в возвращении престола. Таким образом, по дороге на Святую Землю войско идет на штурм Константинополя. В течение полусотни лет Венеция участвует в разграблении Востока...
Однако, словно в наказание за это, в 1347 году венецианское войско, вернувшееся из Крыма после осады крепости генуэзцев Кафа (нынешняя Феодосия), приносит в лагуну эпидемию чумы. Вспышки страшной болезни несколько раз уносили до половины населения города. Неслучайно базилика Богородицы "Здоровье" построена в ознаменование избавления от "черной смерти".
Новым ударом для Венеции становится нашествие турок, которые в 1453 году, после падения Константинополя, устремляются на захват Средиземноморья. Закономерный экономический, военный и политический упадок некогда блистательного города делает его легкой добычей французов и австрийцев в конце XVIII века. Итальянской (но опять же не независимой) Венеция становится только в 1866 году.
Между двумя Церквями
Когда речь заходит о религиозной картине, всё, имеющее отношение к Италии, обычно принято ассоциировать с традиционным католицизмом. Венеция, конечно, земля католическая. Но религиозная ситуация в Венеции всегда была особой.
Исторически Венеция занимала срединное положение между Церквями Запада и Востока. Это характерная черта местной духовной и светской культуры.
Средневековое стремление к подражанию Византии пусть первоначально в обрядах и церемониях императорского двора сохранилось и после четвертого Крестового похода: влияние восточного христианства здесь ощущается и сегодня. Это особенно бросается в глаза в грандиозном соборе Святого Марка, где можно увидеть, к примеру, мраморный готический иконостас конца XIV века (тогда как в католических храмах обыкновенно нет иконостасов) или образ Богородицы Никопея ("победоносная") XI-XII веков, перед которым в Византии императорские войска просили заступничества в преддверии битв (по иронии судьбы, точнее, по Промыслу Божьему, икона была захвачена как раз накануне поражения ромеев и разграбления Константинополя во время четвертого Крестового похода). И сам собор Святого Марка был возведен под руководством византийских мастеров, по образцу константинопольского "Апостолеона" (храма 12-ти апостолов).
Православие продолжало оказывать влияние на Венецию и после захвата Константинополя турками: через греческие острова (включая Крит), бывшие под властью Венецианской республики с XIII по XVIII век. К слову, это влияние было обоюдным: например, в современных греческих храмах скамейки появились именно в период тесных контактов с венецианцами. А Венеция, в свою очередь, веками праздновала память святых неразделенной Церкви.
Фото Владимира Ештокина
Сами венецианцы гордо считали себя прежде всего гражданами своего города-государства, а уж потом принадлежащими определенной религиозной традиции. "Veneziani, poi Cristiani" "сначала венецианцы, потом христиане": жители лагуны никогда не испытывали дефицита ни самодостаточности, ни чувства превосходства. В 20-е годы XVI века дож Андреа Гритти и вовсе выдвинул идею "нового Рима", провозгласив Венецию наследницей давно угасшей Римской империи.
Сенат "республики Святого Марка" сам назначал своих патриархов именно так с конца VI века до наших дней титулуются правящие епископы венецианских пределов. Характерный эпизод случился на рубеже XVI–XVII веков: венецианцы дерзко отказались подчиниться Ватикану, когда папа римский Климент VIII предписал всем кандидатам в епископы Италии являться в Рим для "экзамена епископов". Венеция считала, что избирать и утверждать своих правящих архиереев она должна сама. И Ватикану в конце концов пришлось уступить...
Однако обратной стороной этой независимости стала зависимость иная: от светских властей. Государство вмешивалось в пастырские вопросы, назначало епископов и священников. Получился своеобразный вариант теократии, закрепленный официально после строительства базилики Святого Марка. Святой апостол был объявлен "главой государства", "правящим" вместе с дожем. После падения Константинополя эта доктрина становится официальной. В результате дож, например, будучи светским главой города-государства, а не главой Церкви, тем не менее, имел полномочия преподавать народу "торжественное благословение" в дни больших праздников оно преподавалось с "перголы", особой кафедры в базилике Святого Марка. А сама базилика была домовой церковью дожа, и ее клирики находились в подчинении не епископа, а именно "наместника святого Марка"...
Средоточие святынь
Средоточием святынь Венецию сделало уже упомянутое убеждение: "больше мощей больше покровителей". Святыни привозились первыми основателями города и закладывались в основание храмов, алтарей; святые мощи передавала в дар своим союзникам Византия (первым таким даром стали в IX веке мощи праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи подарок императора Льва V); в эпоху безвластия в некоторых частях империи (прибл. IX–XII века) наследие христианства подвергалось разграблению; во время арабских и турецких завоеваний мощи вывозили, спасая от осквернения.
А после того как на католическом Тридентском соборе (1545–1563) возродилось почитание католиками мощей святых, началось исследование римских катакомб. Так из Вечного города в Венецию привезли тела первых мучеников-христиан, о которых не известно ничего, кроме имен: святой Павел, римский патриций, Марк Флорентиец, Венуст, Фиденций, мученица Анна, мученица Ирина и др.
И, наконец, в Венеции были свои святые, скончавшиеся до разделения Церквей (то есть до 1054 года). Это дож Пьеро Первый Орсеоло Святой (умер в 978 году), священномученик Герард, просветитель Венгрии (1046).
Так "город мостов и каналов" стал обладателем уникального собрания реликвий согласно каталогу XVIII века, в городе хранилось 49 мощей святых! К сожалению, в эту статистику внесли свои коррективы наполеоновские войны: в 1797 году республика пала под натиском французов, а затем перешла в руки австрийцев. Церкви опустошались, реликвии могли быть попросту выброшены завоевателей гораздо больше интересовали драгоценные мощевики.
Однако и то, что осталось, заслуживает внимания всякого благоговейного христианина.
Мост
...Случается, что люди, которые в России почти не бывают в храме, приезжая отдохнуть в Венецию, начинают интересоваться церковной жизнью: трудно равнодушно относиться к миру православной святости, который многие наверняка неожиданно для себя встречают здесь, на Западе. Венеция была как грабительницей Православия, так и его покровительницей, "малой Византией". И для меня этот город прежде всего город мостов, и в прямом, и в переносном смысле. "Мост между Востоком и Западом" хоть это выражение и стало избитым.
Святые не принадлежат исключительно Востоку или Западу. Они благодатное достояние всякого, кто их с верою и любовью приемлет и почитает, они реальность, помогающая нам, православным и католикам, лучше понимать друг друга.
Икона Богородицы "Утешение", или "Бобовая"
Именно поэтому, приезжая сюда, люди приходят не в гости, а домой к нашим святым, прославленным Церковью братьям и сестрам во Христе, испросить их молитв и благословения.
В одном архивном документе 1938 года, представляющем собой протокол собрания венецианского духовенства, есть такие слова: "Неизмеримо больше, чем прекраснейшие памятники искусства и все свои драгоценные картины и скульптуры, католическая Венеция всегда чествовала и охраняла честные мощи своих святых. Именно они в своей совокупности составляют непреходящую ценность, которая по милости Господней пребывает в веках, несмотря на множественные политические коллизии, упразднения и разрушения монастырей и величественных храмов".
P.S.
С 2002 года в Венеции существует община Русской Православной Церкви, по воскресеньям и по большим праздникам совершаются богослужения в католическом храме, предоставляемом нам во временное пользование. Сайт православного прихода во имя святых Жен-Мироносиц находится по адресу: http://venezia.pravoslavie.info
А в 2010 году мы выпустили 400-страничный православный путеводитель "Святыни Венеции". Книга содержит рассказ об истории города-государства, истории Православия в Венеции и сведения об ее святынях. Путеводитель построен по территориальному принципу: последовательно, район за районом, описываются храмы, а также мощи, иконы и другие святыни, покоящиеся в них. В конце книги полный список святынь, карта с обозначением церквей Венеции и возможные маршруты, варьирующиеся в зависимости от длительности путешествия.
Кроме того, в результате долгой и кропотливой работы в 2008 году появился на DVD документальный фильм "Православные святыни Венеции". В Москве диск можно приобрести в книжных лавках Храма Христа Спасителя, Сретенского монастыря и Подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры, а книга продается пока только в Венеции: на приходе святых Жен-Мироносиц и в базилике Сан-Марко. Приезжайте!
Святые, чьи мощи находятся в Венеции
ЕВАНГЕЛИСТ МАРК: ПРОСВЕТИТЕЛЬ СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ
Святой Марк автор одного из четырех Евангелий, автор чина Литургии, традиционно называемой Марковой, ученик первоверховных апостолов Петра и Павла, основатель христианской общины в Северной Италии и Александрийского патриархата.
Евангелист принял мученическую кончину от рук язычников. Его схватили прямо во время совершения Литургии, связали цепями и протащили через всю Александрию. Мученик не уставал повторять: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что удостоил претерпеть все это за имя Твое". На ночь его бросили в темницу, где его посетил и укрепил ангел, а затем Сам Господь явился ему и сказал: "Мир тебе, Марк, Мой евангелист".
Наутро толпа язычников продолжила влачить апостола по улицам, пока Марк не отдал душу Богу. Христиане положили святые мощи в гробницу в Александрийском районе Буколис.
Во время арабских завоеваний, когда халиф Египта приказал разбирать христианские храмы, чтобы употреблять их камни на строительство своего дворца, святые мощи из Александрии вывезли и доставили в Венецию купцы. Перевозили святыню в корзине со свиными тушами таможенники-мусульмане не смели притронуться к "нечистым" животным.
Мощи положили в домашней церкви дожей сегодня это грандиозная базилика Святого Марка с тех пор Марк считался покровителем Венеции. Мощи находятся под престолом главного алтаря верхнего храма.
ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ: ПЕРВЫЙ МОНАХ
Преподобный Павел не основал ни одной обители, но именно он считается "отцом православного монашества".
Он родился в Египте, в городе Фиваида. Оставшись сиротой, много претерпел от корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Павла хотели выдать власти во время гонений Декия (249–251), узнав об этом, он удалился в Фиваидскую пустыню. Там прожил 91 год, в пещере у подножия горы, неустанно молясь Богу, питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон.
Незадолго до смерти святого к его пещере пришел преподобный Антоний Великий, подвизавшийся в той же пустыне. Преподав Антонию урок смирения, Павел вышел ему навстречу из своей пещеры. Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали.
Скончался святой Павел Фивейский в 341 году в возрасте 113 лет и был похоронен Антонием Великим недалеко от пещеры.
В Константинополь мощи преподобного перенес император Мануил Комнин (1143–1180). В Венецию же святыня попала в XIII веке благодаря знатному гражданину Джакомо Ланзоло: он уговорил аббата бенедиктинского монастыря отдать мощи. Сегодня они находятся над главным алтарем церкви Святого Иулиана Антинойского.
ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ
Святой Феодор Стратилат происходил из Малой Азии, служил воеводой ("стратилат" по-гречески) в городе Гераклее близ Черного моря в III–IV веках. Его жизнь и служба располагала к нему горожан, многие, впечатленные его примером, принимали веру во Христа. Узнав об этом, император Ликиний, гонитель христиан, приехал в город и принуждал воеводу поклониться языческим богам. Получив твердый отказ, он предал Феодора мучениями: его жестоко били железными прутьями, палили огнем, и, наконец, распяли на кресте, выколов глаза. Ночью ангел явился мученику и полностью исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. А за ними многие другие язычники. Узнав об этом, император приказал обезглавить мученика. Эти события были описаны их очевидцем, слугой и писарем святого Феодора Уаром.
В 1257 году капитан венецианского флота Джакомо Дандоло вторгся в Месембрию (ныне болгарский город Несебыр) и перевез оттуда мощи великомученика в Константинополь. Через десять лет родственник капитана перевез святыню в Венецию. Она хранится в раке над престолом правой боковой капеллы церкви Христа Спасителя. Видно облачение, открыта нетленная кисть руки и обутые в сандалии ступни. Открывают мощи только два раза в год: 1–15 ноября (день памяти святого в Западной Церкви 9 ноября) и в период от католической Пасхи до Вознесения.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ
Святитель Иоанн, патриарх Александрийский, был родом с Кипра. По воле родителей он молодым человеком женился и имел детей, но после смерти жены и детей стал иноком. В начале своего архипастырского служения он приказал учесть всех нищих и убогих в Александрии. Дважды в неделю в среду и пятницу он выходил к дверям патриаршего собора и принимал всех нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню. Трижды в неделю посещал больницы. Выкупал людей из персидского плена. Сам был строгим аскетом и молитвенником. Иоанн заказал для себя гроб, но не велел мастерам его заканчивать, а просил каждый праздничный день приходить и спрашивать, не пора ли завершить работу. Незадолго до своей кончины архипастырь увидел во сне ангела, сказавшего ему: "Царь царей зовет тебя к Себе". Патриарх мирно отошел ко Господу в 616 году.
Согласно свидетельствам, не только тело святителя оставалось нетленным, но и одежды сохраняли яркость красок. Святые мощи были перевезены в Венецию в 1249 году. Их можно увидеть и сейчас под стеклом на правой стене придела Святого Иоанна, в церкви Иоанна Предтечи в районе Кастелло.
25 ноября, в день памяти святого, у святыни всегда служится молебен. Есть разрешение церковных властей служить молебны и для групп паломников из России, приезжающих поклониться святителю.
ДРУГИЕ СВЯТЫНИ ВЕНЕЦИИ
Мощи святителя Николая Мирликийского (в 1087 году барийцы, пришедшие похитить из храма византийского города Миры мощи св. Николая, в спешке оставили в саркофаге около пятой части мощей. Через девять лет эту часть вывезли из Мир Ликийских венецианцы); святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого, мученицы Варвары, святых бессребреников Космы и Дамиана, праведного Симеона Богоприимца (о нем написано во 2-й главе Евангелия от Луки), мученицы Лукии Сиракузской, глава святой Елены равноапостольной и др.
Святыни, связанные со страданиями Христовыми: мощевики Креста Господня императриц Ирины и Марии, Генриха Фландрского и др.; мощевики Крови Христовой (Сан-Марко и скуола Сан-Джованни Еванжелиста); шипы из Тернового венца.
Иконы Богородицы Никопея, Месопапандисса.
Источник: Фома