ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Добро не нуждается в доказательствах

О мифологии атеистического фундаментализма

Сергей Худиев :: 02 марта 2011

Недавно мне довелось прочитать две статьи одного автора, Анатолия Черняева "Благословенная модернизация" и "Патриархальная идеология" (см. "НГР" от 15.12.10 и 02.02.11), во многом характерные для определенной системы взглядов. Автор выдвигает ряд довольно известных тезисов, в частности "Если наука прогрессивна, направлена на обновление знания, то богословие – ретроспективно, ориентировано на неизменные догматы и данные откровения, навсегда зафиксированного в прошлом... Ученый дорожит любым новым фактом; верующий опасается всего нового..."

Насколько история подтверждает тезис о борьбе науки и религии? Даже самое поверхностное – на уровне школьных учебников – знакомство с историей науки показывает, что наука не возникла в борьбе с христианством – наука была создана христианами. Такие люди, как Блез Паскаль, Роберт Бойль, Исаак Ньютон, Джеймс Максвелл, Майкл Фарадей, Антуан Лавуазье, Грегор Мендель и очень многие другие великие ученые, о которых мы узнаем из школьных учебников физики, химии и биологии, были не просто воспитаны в христианской культуре. Они были по своему глубокому личному убеждению верующими людьми. Паскаль рассуждал о крайней нерассудительности атеизма и предлагал свое знаменитое "пари"; Бойль переводил Писание на гэльский язык и финансировал миссии в Индии; Ньютон писал толкования на Библию; Фарадей проповедовал с церковной кафедры; Михаил Ломоносов прославлял Бога в стихах, хорошо известных всем культурным людям. Попробуйте выкинуть всех христиан из учебников физики и химии – и эти предметы можно будет просто отменять.

В ХХ веке католический священник Жорж Леметр выдвинул теорию расширяющейся вселенной; ревностным христианином является ныне здравствующий американский генетик Френсис Коллинз, бывший руководитель проекта расшифровки генома человека, а ныне директор Национального института здоровья. Этот список можно было бы продолжать и продолжать – тезис о "несовместимости науки и религии" противоречит огромному массиву общеизвестных фактов.

Ориентированы ли верующие люди на неизменные догматы? Это так. У христиан есть определенные неизменные представления о смысле мироздания, о месте в нем человека и о его нравственных обязанностях. Но приверженность определенным научно недоказуемым положениям – это особенность, которую верующие разделяют со многими атеистами – более того, я бы сказал, со всеми морально здоровыми людьми вообще. Приведу пример. Недавно в Интернете я познакомился с примечательной записью беседы между двумя светилами современной атеистической мысли – философом Питером Сингером и популярным автором Ричардом Докинзом, книги которого издаются и у нас. Сингер известен тем, что полагает вполне допустимым убивать новорожденных младенцев, поскольку, по его мнению, младенцы "лишены таких определяющих черт личности, как рациональность, автономность и самосознание". Недавно под влиянием одного еще более прогрессивного философа он согласился, что срок, когда детей можно убивать, следует продлить до нескольких лет – пока еще не сформировалась личность. Докинз восхваляет своего собеседника как "одного из самых нравственных людей в мире"; в ходе беседы оба мыслителя обсуждают вопрос каннибализма и находят, что употребление в пищу человеческого мяса вполне допустимо – если вы не убили человека сами, а он, например, погиб в автокатастрофе. Я надеюсь – и практически уверен, – что смелые идеи Сингера и Докинза не найдут поддержки даже у многих их единомышленников.

Доказуема ли такая позиция научно? Нет. Еще Дэвид Юм показал, что из фактов, которые открывают естественные науки, никак не следуют ценности, определяющие нашу жизнь. Мы не можем поставить научный эксперимент и доказать (или опровергнуть), что убивать малых детей и есть человечину нельзя. Мы принимаем это на веру. Твердая приверженность определенным принципам не есть признак узости мышления или реакционности; напротив, это необходимый фундамент человеческой цивилизации.

И здесь можно обратить внимание на другой тезис той же статьи. Автор пишет о том, что "Церковь никогда не была оплотом демократии и правового государства". Это звучит несколько странно. На протяжении семидесяти лет коммунистической диктатуры у Русской Православной Церкви просто не было возможности быть оплотом каких бы то ни было общественных тенденций.

Однако, если мы обратимся к опыту тех стран, где у христиан была возможность общественной деятельности, мы можем отметить, что Церковь – вернее, христианско-демократические партии, которые открыто опирались на ее учение, несомненно были (и во многом остаются) оплотом демократии и правового государства. Именно христианские демократы смогли построить демократическое и правовое общество в Германии и Италии – странах, переживших тоталитарные диктатуры. Пример США – самой религиозной из западных стран – еще менее соответствует мифу о связи веры в Бога с отсталостью и инфантилизмом. Но развернем вопрос к нашим оппонентам: как соотносится враждебность к религии с построением общества, уважающего права и достоинство личности? О чем говорит опыт мощных атеистических режимов ХХ века? Как дела с правами личности и гражданским обществом обстояли в странах, выступавших под знаменами отрицания религии? Эксперимент по построению светлого будущего без Бога уже предпринимался – и каковы результаты?

В статье "Патриархальная идеология" автор искажает – иногда до полной противоположности – позицию Патриарха. Выделим лишь пару примеров. "Славословие богатства у Патриарха беспрецедентно не только для православной традиции, но даже для протестантской этики с ее апологией капитализма... Говоря о деньгах, Патриарх неоднократно называл их "реальными ценностями" и даже "истинными ценностями". Поиск по сайту Патриархии – доступный любому желающему – показывает, что везде, где Патриарх употребляет выражение "реальные ценности", он говорит о реальных плодах труда – хлебе, машинах, жилищах – и как раз противопоставляет их тем "бумажкам", которые являются результатом спекуляций. Вот, например, отрывок из выступления Патриарха на встрече с коллективом завода "Уралэлектромедь": "Люди богатели в одночасье, только лишь играя на курсах обмена валют или играя на бирже... Они практически из воздуха получали миллиарды, но ведь так не бывает! Деньги – это эквивалент реального труда и реальных ценностей. А если нет ценностей, какая же экономика может существовать? Так поступать могут только те личности и целые системы, которые напрочь отторгают экономическую деятельность от нравственности". Как видим, здесь Патриарх как раз противопоставляет производство "реальных ценностей", того, что приносит пользу людям – "получению миллиардов из воздуха" – и порицает непроизводительное обогащение. Анатолий Черняев приписывает Патриарху прямо противоположную позицию: "При этом происхождение богатства остается вне рассмотрения: неисповедимы пути, которыми распределяются "дары" Господни". Выражение "истинные ценности" у Патриарха относится к религиозным и моральным ценностям, а никак не к деньгам.

В заключение хочется напомнить участникам подобных дискуссий, что интеллектуальная честность, готовность принимать даже неудобные факты, стремление к истине и познанию – несомненные добродетели, которые украшают всякого человека, как христианина, так и агностика.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама