ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Демократия про запас

В Саудовской Аравии заявила о себе первая в истории страны политическая партия

Григорий Косач :: 02 марта 2011

В феврале с.г., когда в Каире еще происходили массовые протесты, телеканал "Аль-Джазира" распространил сообщение из Джидды о создании "первой политической партии" в Саудовской Аравии. Это событие было поставлено в контекст тунисской и египетской ситуации и охарактеризовано как начало процесса "политического размежевания" в королевстве. Организация, названная ее создателями Исламской партией нации (Хизб аль-умма аль-ислямий), открыла "действующий на саудовской территории" сайт и обратилась к королю Абдалле бен Абдель Азизу с просьбой о регистрации в качестве легально действующей структуры.

Влияние произошедшего в Тунисе и особенно в Египте на нынешнее положение в арабском (да и не только в арабском) мире неоспоримо. Это относится и к Саудовской Аравии, где существует немало поводов, в основе своей идентичных тем, которые вызвали массовые движения в других арабских странах, для того чтобы бросить вызов ее политическому истеблишменту. Страна, прошедшая значительный путь модернизации, где возник представительный слой получивших современное образование мужчин и женщин, где действует 57 государственных и частных университетов, страна, отправившая за истекшие пять лет на учебу за границу (чаще всего в США) 140 тыс. студентов, не может остаться в стороне от происходящих в регионе процессов. Высокий уровень безработицы среди молодых и образованных саудовцев сегодня не отрицается властями страны. Образованная молодежь, апеллируя к событиям в Египте, требует расширить возможности своего участия в политической жизни. Вопрос заключается лишь в том, в какой мере внутрисаудовские факторы воздействуют на этот процесс.

Исламскую партию нации создала группа из девяти человек, мало известных в стране. В своем "Учредительном заявлении" они сообщали, что являются "университетскими преподавателями", "адвокатами", "бизнесменами" и "политическими активистами". Чуть позже, характеризуя своих единомышленников, один из членов нового объединения говорил, что в его составе "люди науки и благочестия, писатели, мыслители, политики и юристы". Саудовский дискурс дает основания полагать, что вновь возникшая политическая организация – это конгломерат религиозных деятелей, "людей науки и благочестия", с одной стороны, и представителей новых, модернизированных слоев общества – с другой. Однако оба входящих в нее "бизнесмена", как и один из "адвокатов", прилагают к своим именам религиозное звание "шейх". С другой стороны, саудовский ислам, представленный его жестким ханбалитским вариантом, всеобъемлющ. Сегодня (но это относится и к обозримому будущему) – это единственно возможная конфигурация политико-общественного действия, определяющая и этические нормы предпринимательства. Быть либералом западного типа в Саудовской Аравии, как и отказываться от союза с частью религиозной элиты, непродуктивно, что доказали состоявшиеся в 2005 году первые саудовские муниципальные выборы, а также начавшаяся ныне кампания по их повторному проведению. Любая саудовская политическая структура может быть только исламской.

Полное имя едва ли не любого саудовца позволяет установить его племенную, клановую или региональную принадлежность. В случае создателей партии речь идет о выходцах с территории остающихся депрессивными юго-западных и северных провинций королевства. Среди них нет ни одного уроженца более модернизированного Хиджаза, провинции, ставшей после ее аннексии Ибн Саудом, основателем современного саудовского государства, основным источником кадров для государственного аппарата, университетского академического корпуса, промышленности и финансово-банковского сектора. Юго-западные и северные провинции на протяжении последних десяти лет оставались регионом, снабжавшим террористическими кадрами антисистемное исламистское подполье, тех, кого в Саудовской Аравии называют "заблудшей сектой".

Основатели же новой партии демонстрируют свою верность престолу. Об этом говорит стиль и характер аргументации своих прав на регистрацию организации: дескать, их "деды проливали кровь за осуществленное" отцом нынешнего монарха "объединение страны", сами же они "пользуются плодами достижений, реализованных усилиями" этого монарха – "отца нации и реформатора отечества". Приветствуя "свергнувшую гнет и тиранию великую египетскую революцию", Исламская партия нации далека от попыток поставить под сомнение законность собственного режима. В обнародованном партией документе "Настало время реформ" речь идет только об "углублении" инициированных королем преобразований государства и социума. Потребность в этом "углублении" определяется "коррупцией и непотизмом", царящими в государственном аппарате, сохранением "системы превентивных политических арестов", "фактами вопиющих нарушений прав человека", "униженным положением женщин", "размыванием национального среднего класса". Реформы станут эффективны при опоре на шариат – лишь он может быть "единственным источником законодательства", поскольку только "всеобъемлющий характер ислама и его милосердие способны позволить достигнуть уровня развития современного мира".

Партийный устав также апеллирует к исламским ценностям, утверждая, что "человеческая свобода неприкосновенна", "политический плюрализм – жизненная потребность" и "нация обладает неотъемлемым правом выбора правителя". Дескать, только обращение к исламским нормам позволяет провозглашать "право женщины играть достойную роль в обществе", требовать "равенства возможностей для всех граждан" и претворения в жизнь принципа "социальной справедливости", а также создает возможность говорить о "коренных политических реформах", поскольку они якобы "вытекают из самой сути исламского вероучения".

Сайт партии уже сообщил, что власть требует от ее активистов отказаться от политической деятельности. Но он продолжает действовать, оповещая общественность, что появление Исламской партии нации "отвечает потребностям современного политического развития арабо-мусульманского мира, в свете которых саудовский народ не может не стремиться к политической свободе". Саудовская политическая элита вынуждена учитывать изменения ситуации внутри страны, как и реакцию международного сообщества. Власти придется (впрочем, это уже происходит) содействовать социально-экономическому развитию депрессивных провинций, а также привлекать к участию в политической жизни выходцев из этих территорий.

Позволит ли власть зарегистрировать представляющую интересы периферийных регионов политическую группу? Сегодня, пожалуй, нет. Напомним, что саудовские правители до последнего поддерживали свергнутого египетского президента Хосни Мубарака, считая, что его противники "сеют анархию" и "дестабилизируют Египет". Однако чувство самосохранения заставило власти королевства признать итоги египетской революции. Рано или поздно они будут менять и подходы к собственным сторонникам реформ, поскольку те пока верны престолу и отмежевываются от радикальных исламистов.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама