Городской и сельский образ жизни часто противопоставляются друг другу. На первый взгляд, сельский житель – более традиционен, следовательно, ближе к "корням", следовательно, более религиозен. В свою очередь, горожанин ориентирован на прогресс, на постоянное изменение, ничему постоянному в его жизни места нет. Всегда ли это так?
Серию публикаций о христианстве в городе продолжает беседа с архимандритом Кириллом (Говоруном), первым заместителем председателя Учебного комитета.
Христианство изначально было городской религией, создавалось в городе...
Мне кажется, в XX веке четко сформировалось два типа православного христианства: урбанистическое и сельское. Это хорошо прослеживается, например, в Греции. Там на протяжении всего прошлого столетия происходили различные социальные катаклизмы, которые повлияли на формирование двух подходов к православной традиции.
В свое время Греция была сельской страной. С начала ХХ века из-за того, что началась массовая миграция греков из Малой Азии после так называемой "малоазийской катастрофы", жители начали концентрироваться в больших городах. Города росли. Когда Афины стали столицей в 30-е годы XIX века, там проживало всего несколько тысяч жителей. А сейчас в Афинах сосредоточено около 40% всего населения Греции. Это в прошлом сельское население, которое успело урбанизироваться.
60-е годы XX века – это время секуляризации города. Когда народ уехал из села в город, он начал "освобождаться" от своей старой идентичности, связанной с христианством в том числе. Люди хотели выглядеть современными, городскими. Такая тенденция хорошо прослеживается по греческим кинофильмам 60-70-х годов – в них ярко показан конфликт между городским жителем и сельским. Селянин, который приезжает в город, в первую очередь старается освободиться от всех атрибутов сельской жизни, в том числе и от христианства. И урбанизирующееся население становится секулярным. Христианство в городе переходит на маргинес общественной жизни. А традиционное христианство остается сильным в селе.
Потом, в 80-е годы, христианство возвращается в город. Городские жители вновь обретают веру, но эта вера уже осмысленная. Они прочитали о ней в книгах, услышали из уст просвещенных пастырей.
Они освободились от христианства обрядового?
Это христианство прошло определенную дистилляцию и снова становится верой, а не религиозным обрядом. Грекам, кстати, не нравится слово "религия" – для них это антипод веры. Вероятно, это связано с тем, что религия у них ассоциируется с религиозной обрядовостью.
Но что тем временем происходит в селе? Там христианство постепенно сходит на нет. И начиная с 80-х годов село секуляризируется.
Почему?
Именно потому, что для многих сельских жителей потерянным оказывается изначальный смысл христианской проповеди. Они начинают смотреть телевизор. Массовая культура проникает в село и практически навязывает ему отказ от того, что было частью сельских традиций. В списке таких "отживших свое" сельских традиций оказывается и христианство.
Между тем, у жителей села не оказалось иммунитета против масскульта того времени. Они не имели возможности переосмыслить христианство, не прошли через горнило сомнений и обретения веры вновь. И сейчас село значительно секуляризировано, а город достаточно религиозен. И это уже другая, чем в селе, религиозность. Это урбанизированное христианство. В этом смысле мы имеем дело с очень интересным социальным феноменом городского православия.
Однако уже в наше время урбанизированное христианство сталкивается с новыми проблемами и рисками. Это связано с тем, что наше общество сейчас – это общество, состоящее из множества социальных ниш, в которых формируются самодостаточные субкультуры: люди по интересам собираются вместе. При этом реально они могут находиться на разных континентах, но быть виртуально вместе благодаря информационным технологиям. Практически они оказываются в виртуальной деревне, куда их собирают современные средства коммуникации. Деревня эта, как ни парадоксально, оказывается очень замкнутой. И всякая социальная ниша становится непроницаемой для других ниш.
Мы тоже в церковной среде, в том числе городской, имеем риск оказаться в некой нише со своей субкультурой. Здесь мы развиваем общий код общения и даже имеем единый дресс-код – в общем все, что формально делает нас схожими с другими субкультурами. И при этом мы оказываемся замкнутыми в очень узкой среде и зачастую неспособны выйти за ее пределы.
Христианство в форме субкультуры противоречит самой идее христианства, которое должно быть универсально. И найти универсальный способ христианской жизни в новых условиях – это очень важная и одновременно непростая задача. Легко обустроить нашу нишу с удобством, сделать ее максимально комфортной для нас, но очень сложно выйти за рамки этой ниши и проникнуть в другие ниши, субкультуры. Между тем, в этом задача христианина, обитателя мегаполиса в современном мире. Осознав ячеистость нашего общества, мы должны найти средства проникновения в другие ячейки, ниши.
Как это сделать? Здесь очень полезным может быть опыт ранних христиан. Ранние христиане столкнулись с проблемой обособления отдельных христианских групп. В ту эпоху, когда коммуникации между группами людей были чрезвычайно ограничены, каждая отдельная христианская община фактически становилась микрокосмом. Общение между христианскими общинами, даже живущими в одном регионе, было минимальным. Поэтому каждая община развивалась фактически своим путем. Найти такой способ общения, который, сохраняя особенности каждой общины, позволял бы им составлять единый организм – это была очень непростая задача для ранней Церкви.
Нам кажется сейчас простым решение подобных проблем – именно потому, что мы привыкли к мобильным телефонам и интернету. Но для ранней Церкви это было настолько сложной и важной задачей, что она даже в качестве своего базового свойства определила кафоличность – то, что мы переводим как соборность. Соборность в смысле общность, приобщенность к чему-то единому, общему. Как антоним сектанству, когда община обособляется и живет своей собственной жизнью, не вступая в общение с другими. Соборность в этом смысле противоположна по своему значению нишевости и субкультурности, куда с самых ранних времен существования Церкви так и тянет христиан. Первые христиане в каком-то смысле переживали тот же опыт и сталкивались с теми же проблемами, с которыми мы сталкиваемся сейчас.
Современное общество, как я уже сказал, стало ячеистым, превратилось в сумму ниш. Многие ученые говорят, что массовая культура в эпоху интернета оказалась близкой к смерти и на ее месте стали появляться нишевые культуры. И вот на фоне этих субкультур нам нужно вновь обрести возможность общения, вновь сделать реальностью кафоличность.
Является ли уход в нишевость защитной реакцией на бесконечное умножающееся количество контактов, в которые человек вступает в течение дня? Это ответ на какую-то усталость?
Я думаю, что уход в нишевость, в субкультурность – это следствие слабости христиан. Это следствие того, что многие члены Церкви воспринимают христианство как определенную социальную ячейку, в которой они находят себе единомышленников и просто отдыхают.
Существуют разные мотивации, почему христиане предпочитают оставаться закрытыми в рамках своей субкультуры.
Одна из них – дуалистическая. Человек, движимый такой мотивацией, убежден, что мир – это сущее зло, а Церковь – это сущее добро. Это заставляет его замыкаться в церковной субкультуре и даже более того – создавать в ней собственные ниши – как, например, нишу "подлинного Православия" или "Православия без ИНН". Многие приходят в Церковь как в некое прибежище, потому что они не могут найти контакта с внешним миром. Общество меняется, становится более открытым, и далеко не все его члены, особенно люди пожилые и старой формации, могут найти для себя место в нем. Поэтому и приходят в церковную среду как консервативную и не подверженную таким же быстрым изменениям, как среда внешняя. Некоторых на путь в Церковь подталакивает ностальгия по прошлому и они видят в Церкви место, где сохранилось множество артефактов более близкого или более отдаленного прошлого.
Я не хочу сказать ничего плохого в адрес людей, которые приходят в Церковь с такими мотивациями. Церковь должна быть открытой и к ним и должна снисходить к их немощам. Но задача Церкви все равно больше, чем быть местом для комфортного обитания этих категорий людей. Она должна постоянно преодолевать тенденции замыкания в собственной субкультуре. В этом природа христианства – быть всем для всех по апостолу Павлу. Выйти за пределы ниши и максимально распространиться на весь мир, стать подлинно соборной верой.
Это относит нас к первым христианским временам. Как я уже сказал, уже в то время существовали все перечисленные проблемы. Боюсь, что мы немного недооцениваем в этом смысле опыт христиан первых трех столетий, между тем как он может быть очень ценным для решения проблем нашего времени.
Просто про него мало, что известно.
Действительно, из того времени до нас дошло мало памятников. Но даже имеющиеся тексты позволяют сделать ценные выводы для нашего времени. Для нас, христиан эпохи интернета, очень важен опыт первых христиан.
Например?
На мой взгляд, для нас сейчас могут быть очень ценны тексты св. Иринея Лионского. Также весьма актуальным является "Пастырь" святого Ерма. Новая герменевтика раннехристианских текстов, применительно к нашей ситуации, может быть очень продуктивной.
Источник: Православие и мир