22 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и директор Федеральной службы исполнения наказаний России А.А. Реймер подписали Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью.
В течение последних двадцати лет Церковью велась работа во многих учреждениях, которые сегодня входят в юрисдикцию Федеральной службы исполнения наказаний, и если сравнивать с другими секторами социального служения Русской Православной Церкви, то, может быть, больше всего было сделано именно в этой области, сказал Святейший Патриарх Кирилл после подписания соглашения. В местах заключения находятся люди, преступившие и человеческий закон, и Божественный закон, и от того, что произойдет с ними, зависит и их будущее, и благополучие общества. Поэтому Церковь прилагала и прилагает значительные усилия к тому, чтобы, включившись в воспитательный процесс в местах заключения, достигать максимальных положительных результатов.
Патриарх Кирилл подчеркнул, что в настоящий момент происходит переход к очень важному этапу образованию корпуса духовенства, призванного иметь в качестве своей главной пастырской обязанности попечение о заключенных.
В соответствии с документом ФСИН обязуется содействовать строительству православных храмов, часовен, а также выделять помещения под молитвенные комнаты, исходя из имеющихся в учреждениях УИС возможностей. Предусмотрено взаимодействие Церкви и ФСИН в сфере распространения печатной продукции духовно-нравственного и патриотического содержания, религиозной литературы и предметов религиозного назначения в учреждениях УИС, согласно установленным правилам и ограничениям. Органы системы исполнения наказаний берут на себя обязательство содействовать организации развития религиозного образования для лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу, и способствовать реализации их прав на свободу совести и вероисповедания при участии священнослужителей Русской Православной Церкви.
Сегодня на территории Российской Федерации существует около тысячи храмов, молитвенных комнат и других мест, где ведется пастырская работа с заключенными. А первым тюремным храмом в постсоветской России стал храм во имя святой Ксении Петербургской, построенный в 1992 году на территории саратовской колонии № 33. Одним из священников, кому тогда было поручено окормление осужденных, был отец Вадим Коняев. Сейчас отец Вадим настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших", расположенного на территории исправительно-трудовой колонии № 10.
...Серый асфальт дороги выводит нас из города. Осталась позади неказистая окраина Ленинского района Саратова. Глаз радуется белому простору заснеженных полей, трогательным стайкам крошечных дачек-сарайчиков, мерзнущих между заснеженными перелесками. Но не проходит и десяти минут, как дорога упирается в шлагбаум. Впереди серые прямоугольники зданий, дробленое пространство: решетки, заборы, вышки... Отец Вадим приезжает сюда раз в неделю. Совершает Литургию, исповедует, причащает. Нынешняя служба особая престольный праздник храма. На службе около полсотни прихожан. Очень тихо никто не кашляет, не переговаривается, даже шепотом. После службы алтарник Александр разводит прихожан по отрядам, но многие остаются в храме "поговорить с батюшкой". В храме только они и священник. Охраны нет.
Пока отец Вадим беседует с одним другие ожидают поодаль, не мешая разговору с глазу на глаз. Мне хочется узнать: о чем спрашивают, с какими проблемами и вопросами обращаются с "жизненными" или с духовными?
Житейские проблемы они сами решают, говорит батюшка. А к священнику обращаются с такими вопросами, на которые ни родня, ни знакомые, ни адвокат, никто ответа дать не может. Их что мучает? Ревность: приснилось что-то, подумалось, показалось он переживает, мается. Или приходит не могу, говорит, смириться, внутри все кипит: меня адвокат подставил. Казалось бы, это юридическая сфера, но мы сидим, разговариваем, разбираем ситуацию с христианской точки зрения. Рассказываю им о том, что у Господа ничего случайного не бывает: если ты оказался здесь значит, Господь так попустил. Говорю: "Ты вот кипишь весь, злобишься, душа места не находит так ведь и не найдет, пока не успокоишься, не смиришься! Подумай ведь, может, будь ты сейчас на воле натворил бы дел. Пошел бы дальше, получил бы наказание больше, было бы больнее. А Господь тебя здесь удержал!".
Эта зона строгого режима. Здесь отбывают наказание осужденные из разных регионов России. Какими они выйдут, когда подойдет к концу срок лишения свободы?
Наказание они уже получили, вздыхает отец Вадим. Самое главное теперь, чтобы это наказание пошло не во вред, а на пользу; чтобы человек до конца не опустился, не озлобился.
Озлобиться... Это слово часто звучит во время нашего разговора с батюшкой. И если в последнее время только и слышишь о том, как озлоблено общество, то, представьте себе, каково здесь, в тюрьме! Храм, церковные Таинства, вразумления батюшки помогают душе не раствориться, не сгинуть в этом мутном мареве ненависти.
Храм в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" в колонии № 10 появился в марте 2003 года. Он был создан по инициативе клирика саратовского Свято-Троицкого собора протоиерея Геннадия Белякова и верующих из числа заключенных. Администрация выделила помещение в клубе, силами самих осужденных оно было переоборудовано под храм, первым настоятелем которого и стал отец Геннадий.
Светлая ему память! говорит отец Вадим. Огромная благодарность и отцу Николаю Земцову, а также отцу Виктору Копырину, который очень много сделал для того, чтобы и сам храм, и утварь, и облачение выглядели достойно. Все для этого старались и не только в материальном плане; думаю, каждый здесь часть своей души оставил.
И.о. начальника ФБУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области подполковник Вадим Викторович Долгов:
Результат присутствия священника в исправительном учреждении самый положительный. Беседы с отцом Вадимом помогают осужденным переосмыслить свои поступки и встать на путь исправления. Люди меняются, и это благоприятно отражается на общем моральном климате нашего учреждения. Как вы знаете, сейчас храм располагается в приспособленном помещении. Поэтому рассматривается вопрос о том, чтобы построить храм на территории колонии.
Число прихожан растет. Недавно, например, семеро осужденных приняли Крещение. Все как положено: сначала прошли огласительные беседы, ознакомились с основами вероучения. Почему они решили стать христианами?
Здесь каждый ищет свою опору, отвечает батюшка. Ведь то, что раньше человек считал опорой, рушится. Семья, друзья, прежние связи все осталось там. А тут каждый сам за себя. И люди начинают понимать: их единственная опора в вере, в Боге.
Конечно, действительность идеализировать не стоит. Ходить в храм и быть на пути к Богу не всегда одно и то же. Отец Вадим рассказывает, как трудно ему с теми, в чьей душе, как он говорит, "лес темный": вместо смирения и раскаяния гордыня да ненависть, полное отсутствие готовности менять что-то в себе, самооправдание... Еще рассказывают, что в местах заключения развивается в характере человека такая черта: бить на жалость не без выгоды для себя. Не проявляется ли эта особенность поведения в общении прихожан с пастырем?
Передо мной лукавить им какая выгода? пожимает плечами священник. Послабления режима не в моей компетенции. Дело священника попечение о духовном возрастании прихожан, забота об их спасении. Я объясняю, что неискренность с их стороны только отдалит их от Бога, и люди понимают.
При храме хорошая православная библиотека. Ее с любовью собирали со дня основания храма; она постоянно пополняется и сейчас книги, диски. Отец Вадим рассказывает, как много и внимательно тут читают, какие глубокие вопросы порой задают.
В силу специфики режима исправительного учреждения храм здесь пока единственное место, где заключенные могут общаться со священником. Поэтому в планах отца Вадима поиск новых возможностей нести слово Божие не только тем, кто уже пришел в Церковь. В частности, с администрацией колонии решен вопрос о том, чтобы проводить встречи осужденных со священником в рамках плановой воспитательной работы учреждения.
Источник: Православие и современность