Школа должна не только давать знания, но и воспитывать нравственную личность, а преподавание основ религиозной культуры способно сыграть ключевую роль в этом процессе. Такие мысли высказывали участники XIII православных Корнилиевских образовательных чтений, прошедших 1-2 марта в Печорах (Псковская обл.). В мероприятии участвовали учителя общеобразовательных и воскресных школ Псковской области и г. Москвы, гости из Эстонии, профессора МГУ, священники.
Тема Чтений – "Образование и духовно-нравственное воспитание в школе". Организаторами выступили Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Печорская школа-гимназия №1, Детское православное движение "Вестники".
Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), открывая пленарные слушания, привел данные из доклада Патриарха Кирилла на Рождественских чтениях-2011: абсолютное большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению Основ религиозных культур и светской этики, относятся к преподаванию этого предмета в школе положительно. Наместник подкрепил статистику личным воспоминанием, как в обитель (17 июля 2007 г. – ред.) в день своего рождения приезжал с неофициальным визитом министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. "Находясь в Богом зданных пещерах, у места погребения столетнего старца, исполнившего заповедь о почитании родителей, я сказал министру: никогда нельзя забывать, что главные заказчики образования – родители, и к их голосу надо прислушиваться. Хорошо, что в законе есть пункт о том, что основы православной культуры преподаются по желанию и родителей", – отметил архимандрит Тихон.
Священник рассказал, что в Духовно-просветительском центре при Псково-Печерском монастыре ведутся различные занятия для 179 школьников. "Было бы хорошо нашей воскресной школе получить лицензию и статус учреждения дополнительного образования для преодоления обособленности в образовательном пространстве", – высказал пожелание наместник знаменитой обители.
Директор Печорской гимназии, заслуженный учитель РФ Ольга Тумановская пояснила, что в настоящее время сфера внешкольной, внеурочной работы стала называться дополнительным образованием, и оно выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий. Базовое и дополнительное образование вместе должны создать пространство для полноценного воспитания личности. Благодаря дополнительному образованию школа сможет преодолеть "интеллектуальный перекос" в развитии учащихся. Докладчица напомнила, что у государства до сих пор нет ни четкой позиции, ни цельной программы по духовно-нравственному воспитанию школьников в масштабах страны.
О. Тумановская привела удручающие цифры алко и наркозависимости по России и среди причин этого назвала "разрушение традиционного уклада жизни, основанного на православном мировосприятии", а также констатировала крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры современных родителей, в связи с чем "семья не выполняет сегодня воспитательных и контролирующих функций". Вместе с тем недостаточен и уровень профессиональной компетенции педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Директор школы видит выход в вовлечении детей в социально-полезные дела, и в этом плане "дополнительное образование представляет реальную силу". Однако в пединститутах до сих пор не готовят педагогов дополнительного образования, подчеркнула О. Тумановская. Она отметила, что "если говорить о возможности организации духовно-нравственного воспитания в стенах школы, то в первую очередь – это факультативный курс ОПК", который в Печорской гимназии много лет ведут катехизатор Псково-Печерского монастыря игумен Августин (Заярный) и еще два преподавателя, проходившие подготовку в ПСТГУ и на курсах при МДА.
[Игумен Августин (Заярный) проводит занятие факультатива ОПК "О христианском понимании кинематографа"]
"Кадры квалифицированные, и вреда ребенку нанести никак не могут. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения – от этого зависит наш завтрашний день", – убеждена руководитель гимназии.
Во второй день работы Корнилиевских чтений прошли заседания филологической, естественнонаучной, исторической секций. Практическая часть состояла из открытых классных часов и факультативов ОПК в Печорской гимназии, деловой игры, в которую вовлекли педагогов слушателей Чтений.
Источник: Благовест-инфо