Я в Тарусе. Поздняя осень, первый снежок, последние желтые листья. Темно-красные кисти рябин, деревянные домики, иным из которых по полтораста и более лет. Белокаменный Петропавловский собор на высоком берегу серо-синей Оки. На другом берегу лес и вон, видите? маленькая белая церковка. Кажется, что она посреди леса. На самом деле это храм Святой Троицы в Старом Бёхове. Его построил по собственному своему проекту художник Василий Поленов там он и похоронен. Не один Василий Дмитриевич любил эти места. Маленькая калужская Таруса известна многим. Среди тарусских дачников и Святослав Рихтер, и Николай Заболоцкий, и Паустовский, и Белла Ахмадуллина...
То, что у старших Щипковых за спиной тема отдельная. Но кратко я этого здесь коснусь. И Александр, и Люба пришли к вере и Православной Церкви не тогда, когда это перестало влечь опасные последствия, а гораздо раньше. В семидесятые годы студентами Смоленского педагогического института. Мама Саши Щипкова, Татьяна Николаевна, преподавала в этом институте французский язык. Когда власти узнали о так называемом семинаре Александра Огородникова подпольном сообществе, в котором молодые и не очень молодые люди обменивались православной литературой, обсуждали то, что советским гражданам обсуждать не полагалось, репрессии не заставили себя ждать. Целую группу студентов, в том числе и молодых супругов Щипковых, выгнали из вуза с убийственной формулировкой, то есть фактически с волчьими билетами. Александра сразу забрали в армию. И там, в армии, он получил известие об аресте матери. Татьяну Николаевну, которой было уже за пятьдесят, осудили по статье 70 антисоветская агитация и пропаганда и отправили на три года в уссурийский лагерь...
Она умерла здесь, в Тарусе, в прошлом году, оставив добрую, светлую память в сердцах многих-многих людей, в том числе и тех, с кем вместе пребывала в узах. Скоро будем надеяться выйдет в свет книга ее воспоминаний "Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной".
Дачный дом Цветаевых в Песочном это окраина Тарусы стоял в двух шагах от дома, построенного Щипковыми. Сейчас на месте цветаевского дома бетонированный прямоугольник, бывшая танцплощадка дома отдыха имени Валериана Куйбышева. Из окна кухни Щипковых видна липовая аллея, по которой ходили Цветаевы: и Иван Владимирович, и его супруга Мария Александровна, урожденная Мейн, и дети: старшие, Валерия и Андрей, рожденные в браке Ивана Владимировича с рано умершей Варварой Иловайской, и две младшие девочки Анастасия и Марина.
Марина теперь навсегда за храмом неприкаянная и отпеть-то ее нельзя и где-то она теперь?..
Два года назад Щипковы на семейном совете приняли решение установить в Тарусе памятник Ивану Владимировичу. За свой собственный счет, не рассчитывая ни на каких иных жертвователей. И установили. Рядом со своим домом соответственно, и с домом Цветаевых.
"Нас спрашивают почему и зачем? Нам выпало жить в трудное и сложное время Россия стоит на переломе эпох. Мы можем разрушить Россию, а можем превратить ее в мощное и радостное государство. Но для того, чтоб Россия была мощной и процветающей, нам необходимо восстановить историческую связь между эпохами. В истории, как в Церкви, нет мертвых, все живы. Для Бога все живы. Мы должны смотреть на свою историю именно такими глазами..."
Это из речи Александра Щипкова на открытии памятника. Дальше он говорил о разрушителях и созидателях. Обывательская память устроена так, что разрушителей мы помним лучше, чем созидателей, Распутина, скажем лучше, чем Столыпина. Именно разрушители притягивают ленивое внимание, тешат праздное любопытство. Но Таруса издавна притягивает созидателей, такая у этого городка особенность. Иван Цветаев был одним из них первым.
Скульптор Александр Казачок, которому Щипковы доверили памятник, сразу спросил их: кто вам нужен, кого (в смысле какого человека, что за личность) вы хотели бы видеть на этом пьедестале? Щипковы ответили: православного, патриота и очень доброго.
Таким он и вышел. Именно таким я представляла его себе, читая воспоминания его дочерей: глубоко мудрым, рыцарски верным, очень добрым и чуточку смешным. Сын и внук бедных сельских священников из владимирской глубинки, до двенадцати лет не носивший сапог (по его собственному признанию, запечатленному Мариной) и учивший итальянский язык при лучине...
Но памятник это конечный результат. Двухлетняя эпопея была совсем непростой и нелегкой... А знаете, что в рассказах Александра и Любы тронуло и удивило меня особенно?
В нас во всех жива такая школярская реакция на всевозможные монументы: скучно. Но рядом со Щипковыми и Иваном Владимировичем скучно не было никому. Напротив. Люди оживали и расцветали, чувствуя, что делают что-то для души и духа, а не для чьего-то комфорта, скажем.
Дима, молодой гастарбайтер из Белоруссии, обкладывавший плиткой московские кухни и санузлы, просто преобразился, когда ему предложили подряд на отделку пьедестала. Он буквально заболел этим памятником и под конец в одностороннем порядке сбросил свои расценки.
Молодая дачница-соседка, мать пятимесячных близнецов, поначалу иронически спросила: "Кому памятник-то Ленину, что ли?". А на следующий день, узнав о Цветаеве все то, что можно узнать, кликнув мышкой, пришла и спросила: "Кто вам помогает? Никто? А чем я могу вам помочь?". И действительно, помогла организовать презентацию, встретить гостей а гостей, кстати, оказалось больше пятисот, и много незнакомых.
С Цветаевых Щипковы переходят на деревья. Тарусские столетние яблони их особая забота и боль. Окраину городка быстро застраивают частники-москвичи; в столице уже почти культ Тарусы, даже меня, когда я ехала на автобусе, спрашивали: "А вы зачем туда участок присматривать?". Строители немилосердно пилят мешающие деревья. Их любимый аргумент: "Дерево старое и больное". Ответ Щипковых: "Больные и старые нуждаются в уходе".
Еще одна забота возвращение исторических названий тарусским улицам. Мы ехали к дому Щипковых по улице Каляева. Да, того самого, который взорвал великого князя Сергея Александровича, супруга преподобномученицы, великой княгини Елисаветы. А тарусский музей семьи Цветаевых стоит на улице Розы Люксембург...
Зато в этом музее замечательный директор Елена Михайловна Климова. Она "пробивала" и создавала цветаевский дом с нуля в советские еще годы. Ей присуща способность настоящих музейщиков видеть историю как ткань человеческих судеб. Она берется за одну ниточку будь то судьба Ивана Цветаева, или Анастасии, или Марины и вытягивает сразу столько других... Что вы знали, к примеру, о замечательных тарусских врачах Добротворских Иване Зиновьевиче (он был женат на двоюродной сестре Ивана Владимировича, Елене Цветаевой) и его дочерях, Надежде и Людмиле, троюродных сестрах Марины Ивановны? Дом Добротворских показывают приезжим и поныне.
Сколько лет нужно России, чтоб очнуться, умыться, собраться, обрести лицо? Будет ли оно мощное и радостное государство? Дежурные братья оптимизм и пессимизм не дают ответа на этот вопрос. Да и нужно ли пытаться на него отвечать? Лучше что-нибудь для этого делать.
Источник: Православие и современность №17