ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Если ад – это другие

Протоиерей Максим Козлов :: 17 марта 2011

"Ад – это другие" – писал Жан-Поль Сартр. Как часто эта фраза применима к нашей жизни, когда общение с коллегами и родными, окружающими нас людьми, становится самым тяжелым, самым трудным, самым невыносимым. Все не так, не то, все раздражают, все делают неправильно, все "достали". Как поступать в этом случае – рассуждает протоиерей Максим Козлов.

– Понимаю автора вопроса, сам бы мог себе его задать. А как красиво можно сформулировать про тех, которые "достали"! Некоторые формулируют красиво – как достали все – до патриарха и президента включительно. Если б у нас духовенство было духовным, священство – святым, жены красивыми и терпеливыми, мужья – зарабатывающими, верными, такими, за которыми как за каменной стеной, дети – послушными и хорошо осваивающими знания, коллеги – понимающими, начальники – твердыми, но при этом входящими в мои жизненные обстоятельства, господа полицейские – никогда не берущими никаких дополнительных вознаграждений на дорогах и в офисах, – вот жизнь бы началась! Я скажу даже: она начнется для некоторых, это место имеет некое название – рай. Примерно там так и будет – и с президентом, и с полицейскими, с женами, с мужьями, с детьми. А вопрос только такой: "А я в том раю что бы делал? Меня туда можно пустить, если все будут такими?"

На самом деле, значительно труднее долго находиться рядом со святыми, чем с обычными людьми. Мне с канонизированными святыми не приходилось общаться, но с людьми глубокой, благочестивой, серьезной жизни приходилось. Руководствуясь правилом "никого не называй блаженным до смерти", я расскажу об одном усопшем уже человеке – это протопресвитер Александр Киселев, который был духовным руководителем покойного патриарха Алексия II, когда тот был маленьким. Это священник, десятилетия прослуживший в Эстонии, в эмиграции, в конце жизни – в России, и уже здесь я с ним и познакомился. Дистанция была в много десятилетий между нами, но как-то отец Александр к нашему храму и ко мне редким вниманием расположился, и довольно часто на протяжении нескольких лет мы с ним общались.

Это было тяжело. Он был абсолютно не "дед Щукарь", как иногда о святых престарелых говорят: "Добрый старик, любовью и лаской покрывающий всякие наши немощи". При нем всякая твоя фальшь, привычно благочестивые слова и иные вещи, как штампы из нас исходящие, вдруг выявлялись, как выявляется всякая неправда.

Припомню такой эпизод: однажды мы вместе были на юбилее одного очень хорошего, заслуженного священника. Ну, и как бывает на юбилеях, здравица за здравицей, юбиляра вознесли уже до таких высот, что, если бы он был несколько иной весовой категории, ему бы полагалось взлететь над стулом в этот момент. Каждый из нас знает, как это бывает.

И где-то в середине трапезы отец Александр встает и говорит: "Батюшка дорогой, сижу, слушаю и думаю, что вот такие слова человеку позволяется слышать только один раз – на собственных похоронах". Как-то он так сказал это не едко, без сарказма, с любовью, с жалостью, встало все на место – юбиляру после этого как-то стало удобнее жить, и другие уже себя сдержали.

Так вот, святость – это встреча с таким называнием вещей своими именами. Мы готовы о себе услышать все своими именами? Может быть, для начала нам стоит потерпеть невымытую сковородку, сварливого начальника, неидеальных детей и толкающихся в метро, в автобусах, или, если у нас есть автомобиль, на автотрассах своих соотечественников? Просто потому, что мы – одни из них.

Что ещё можно сказать? Я не берусь советовать. Как я стараюсь выкарабкиваться из этих ситуаций, когда раздражает все, дома, предположим? Идешь или едешь, и чувствуешь это накопившееся раздражение и дурное ожидание того, что тебя ждет. Постарайся потерять ещё десять минут, выйти за три остановки до дома, пройдись пешком. Я не скажу высоких вещей: "Твори умную молитву и пусть все земное станет для тебя несуществующим", но так, слегка, перестань жить бессознательно, как лягушка, реагирующая на уколы.

Собственная раздражительность – это ведь рефлекторное существование, на раздражение отвечаем рефлексом естества, а мы вроде как призваны жить несколько выше естества. Достигается это в такой добродетели, которая по-славянски звучит непонятно – трезвление, а на обычном языке, для нас доступном, будет обозначать некую меру самоконтроля, что я отдаю себе отчет, что сейчас со мной происходит, и что я буду делать, как общаться. Прийти в такую некоторую меру самоконтроля, т.е. трезвления, под силу, это не какой-то Монблан духовности.

Вторая вещь может показаться чуть сложнее, но тоже достижима. Перед тем как любому человеку, который тебя чрезвычайно утомил, сказать нечто вразумляющее коротко, в двух фразах или в трех словах скажи (про себя, конечно) слова: "Спаси, Господи, этого раба Твоего". И, глядишь, ты уже сможешь общаться с ним несколько по-другому. Но только скажи про себя! Чтобы не получилось, как в известной истории про двух православных женщин на Крестном ходу (сам свидетель, поэтому имею право рассказать), как одна идет и говорит, слегка подтолкнув свою сомолитвенницу: "Спаси тебя Христос, матушка". А та отвечает ей с еще большей любовью: "Нет, мать, это тебя спаси Христос". Поэтому дело не в том, чтобы вот так сказать, а чтобы искренне помолиться.

Что еще? Простые есть вещи – если совсем уж не справляешься дома, пойти и голову под холодную воду подставить. Мы существа простые, душевно-телесные, психосоматически работаем. И поэтому удержание себя в некоторой мере отрезвления на какое-то время тоже помогает тому, чтобы справляться с реакциями на окружающую действительность. Совсем уж в идеале, помогает по отношению к реально близким тебе людям, которые сейчас духовно далеки от тебя страшно, но жизнь с которыми не расплести: родители, жена, муж, дети, друзья и коллеги. Каждый из нас знает о них не только, чем они нас "достали". У нас есть у каждого о них другой опыт. Эту женщину я когда-то полюбил и захотел на ней жениться, мои дети – я держал их на руках, я мыл их в ванночке, даже уже потом, когда они выросли, у нас были минуты, когда мы разговаривали так, что у меня до сих пор теплеет на сердце, когда я об этом вспоминаю. Старая бухгалтерша, от которой не ждал ничего хорошего тогда, когда мне было очень трудно, просидела со мной полтора часа, мы вместе пили чай (коньяк), и у нее нашлось время не на своих близких, не на какие-то свои заботы, а на меня, я же это помню наряду со всем! Помните хорошее. Эти простые слова также можно себе напоминать. Помните хорошее!

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама