ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Путешествие святого Патрика в Россию

18 марта 2011

Праздничные парады, представления, пляски, игра на волынках, виски и, конечно же, море пива – так в Москве (и во всей Европе) 17 марта празднуют День святого Патрика. Но невозможно назвать этот праздник исключительно светским. Ведь, несмотря на сочную этнографическую атрибутику, Патрик – это святой неразделенной Церкви, просветитель ирландских кельтов. Отчего кельтские герои так радушно приняты у нас? Может быть, дело в современном интересе ко всему экзотическому, а может быть, и в особенностях кельтского характера.

Упрямые и свободолюбивые

Откуда в Европу пришел загадочный индоевропейский народ кельты, неизвестно. Во всяком случае, их происхождение остается предметом научных споров. Еще в I тысячелетии до Р. Х. кельты населили Британию и Ирландию, где сохранили свои традиции в максимальной неприкосновенности. Через пару тысячелетий они вернулись в современную, уже романо-германскую, Европу в искусстве, науке и литературе. А в девяностых годах XX века добрались и до России. Кельтская музыка, кельтское искусство, фантазии на тему кельтов, кельтская мифология – все это сделалось в народе популярным.

И Священное Писание что-то сообщает о кельтах. По крайней мере, те самые галаты-галлы, которым адресовал одно из своих посланий апостол Павел, – кельтский народ. Это распространенное мнение историков поддерживал и православный библеист, толкователь Четвероевангелия архиепископ Аверкий (Таушев).

У нас в России кельтская культура связана с именем святого Патрика. День его памяти празднуют в России довольно широко, а парады имени святого Патрика собирают массу людей. Ведь в число увлеченных кельтистикой входят и музыканты, играющие кельтскую музыку, и толкиенисты, и участники сообществ исторической реконструкции. На одном из интернет-порталов про День святого Патрика можно прочитать следующее: "Ну, у нас все-таки отмечают просто День ирландской культуры – не более". Так стоит ли православным присоединяться к громкому празднику? К примеру, сходить на парад, побывать на фестивале "Кельты нон-стоп" и "осушить шамрок"? Последнее означает выпить бокал виски, куда вложен лист кислицы (трилистника), который считается символом праздника.

Может быть, кельтским характером объясняется такое развеселое празднование дня памяти святого. А характер этот, по словам протоиерея Александра Шабанова, автора книги "Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии", складывался из любви к свободе, "причем в достаточно анархаичном ее проявлении". Еще в VIII веке кельтов упрекал в упрямстве духовный писатель Беда Достопочтенный. Речь шла о том, что кельтские монахи остригали волосы (делали тонзуру) не так, как это было принято во всем христианском мире. Ирландские кельты всегда сопротивлялись государственности в лице Ромейской империи в силу того, что на своем небольшом острове не знали государства в европейском варианте. Ведь изначально ими правили жрецы-друиды, а не светские вожди.

История друидов предположительна и гипотетична

Действительно, в Ирландии до ее христианизации друиды были не только духовными лидерами, но и теми, кто реально повелевал. Не светская власть, не социальная необходимость, но религиозно-мистические представления определяли жизнь кельтов. Римский писатель Валерий Максим (I век н. э.) писал об обычае среди кельтов брать в долг деньги с расчетом вернуть их в будущей жизни. А римский поэт Лукан отмечал, что смерть для кельтов лишь середина долгой жизни.

В разных источниках о друидах говорится разное. Цезарь и Плиний Младший (I век) писали, что они приносили человеческие жертвы. Кто-то описывает их как хранителей сокровенных знаний о природе. Известно, что друиды воспитывали кельтскую молодежь. Но относительно содержания учения друидов достоверно ничего не известно. Слишком тщательно они, объединенные в закрытые сакральные кланы, хранили свое знание. Все передавалось устно.

Вообще вся кельтология предположительна и гипотетична. Есть, например, сведения о том, что в религии древних кельтов особое место занимал культ отрубленных голов, череп считался вместилищем духа. А Диодор Сицилийский (I век) и Страбон (I век) описывают жертвоприношение как убийство человека, по характеру предсмертных конвульсий которого делались предсказания. Однако рассказы о человеческих жертвоприношениях могли быть и наветом со стороны римлян. Цезарь был заинтересован в том, чтобы представить друидов жестокими врагами, достойными уничтожения.

Можно предположить, что в V веке друиды были серьезными противниками христианства и святого Патрика. Те, кто держал руку на пульсе кельтской "педагогики" и контролировал социальную жизнь, не могли так просто отдать свои позиции чужой религии. По крайней мере, поздние жития святого сообщают о серьезном сопротивлении кельтских духовных вождей. Сам святой Патрик удивляется в своей "Исповеди": "И как это случилось, что [живущие] в Ирландии, где никогда не знали Бога, но всегда, до сего дня, почитали идолов и всякую нечистоту, теперь стали народом Господа и называются детьми Божьими, что сыновей скоттов и дочерей их вождей ныне мы видим монахами и невестами Христовыми"?

"Исповедь" святого положила начало ирландской письменности и ирландской литературе. Во всяком случае, о существовании дохристианских ирландских текстов нам ничего не известно.

Патрик мифический и реальный

Из "Исповеди" Патрика можно узнать совсем не много про внешнюю канву его жизни. Он жил в поместье своего отца Кальпурния на британском побережье. Ему было шестнадцать лет, когда поместье разграбили ирландские пираты. Юношу пленили, отвезли на остров Ирландия и там продали в рабство. Случилось это предположительно в конце IV века. По собственным словам святого, невзгоды, которые он претерпел в плену, были наказанием за равнодушие к христианской вере.

После шести лет унизительного плена он бежал и после долгих странствий вернулся домой. Но жить спокойно ему было не суждено. Он стремился к миссионерскому служению и однажды, уже будучи епископом, вернулся из Британии на Зеленый остров проповедовать. "Исповедь" не столько документальная автобиография, сколько размышления Патрика о его жизни во Христе: "...я усердно искал Его, и там я нашел Его, и Он хранил меня от всякого зла..."

Святой Патрик пишет: "...я крестил столь многие тысячи..." А все исследователи отмечают, что просвещение Ирландии происходило мирным, бескровным путем. Предполагают, что светские правители Ирландии добровольно согласились с христианизацией, лишь бы избавиться от непререкаемого влияния друидов. Но очевидна и миссионерская роль святого. "В Ирландии мирный характер просвещения связан с личностью самого святого Патрика, – говорит исследователь наследия ирландских святых отец Георгий Завершинский, благочинный приходов Московского Патриархата в Шотландии и Северной Ирландии. – Он нес просвещение не насильственно, а как бы вбирая лучшее из того, что было там, придавая новый смысл легендарным языческим персонажам, языческим культам, то есть по-настоящему просвещая. Кельтский крест в круге, например, восходит к языческим временам. Круг – символ солнца, которому поклонялись язычники, крест – символ христианский. Одно на другое накладывается, а не уничтожается, не изгоняется". Патрик не был гонителем, чем и заслужил народную любовь. В "Трехчастном житии" святого рассказывается, как он после многодневного поста вымаливает у Бога разные привилегии для ирландцев и право лично судить каждого ирландца в День Страшного суда.

Из того, что написал о своей жизни святой Патрик, сложно составить связный рассказ. Свою "Исповедь" он начинает словами: "Я, Патрик, грешник, человек весьма неученый, последний среди всех верных, совершенно презираемый многими...". Однако ирландский народ воспринимал его совсем иначе. Святой Патрик стал героем устных легенд. Следы народных преданий обнаруживаются в поздних житиях. Эти мифические и сказочные черты образа святого, словно кельтский орнамент, расцвечивают истории, написанные спустя 200 лет с использованием народной устной традиции. Житие святого Патрика, написанное ирландцем Мурьху мокку Махтени, сообщает, что его появление и упразднение языческих обычаев в Ирландии было предречено друидами. Святой Патрик из этого жития проходит через закрытые двери и состязается с друидами в умении творить чудеса. Он заставляет исчезнуть снег и разгоняет тьму, напущенную друидом, выигрывает испытание огнем, воскрешает мертвых, обращает ко Христу закосневших в злодеяниях людей, наказывает несправедливых. Само житие читается скорее как сказочное повествование об извечной борьбе добра и зла, в которой добро непременно побеждает.

Святой Патрик и пиво

Кажется, сам святой не имеет никакого отношения к празднованию дня его памяти в широких массах. Скажем, "осушить трилистник" – традиция совсем не древняя, до семидесятых годов XX века в Ирландии закон предписывал 17 марта всем питейным заведениям закрываться. Или, например, при чем здесь пиво Гиннес, фестиваль которого устраивается в этот день?

"Гиннес – это, конечно, уже из сферы туризма, вовлечения масс. В месте служения святого Патрика пиво не ассоциируется с его именем, – говорит отец Георгий Завершинский. – Спектр праздничных мероприятий в Ирландии в этот день очень широк. Все проникнуто особым духом – открытости, доброжелательности. Людей привлекает возможность почувствовать традицию, как религиозную, так и нерелигиозную. В храмах служится особая месса, она так и называется – месса святого Патрика. Ее служат на кельтском языке. Это уже не просто дань какой-то светской традиции, это традиция духовная, которая сохраняется и чтится".

А как дело обстоит с историей празднования в нашей стране? Есть сайт "День святого Патрика в Москве", где можно прочитать, что сказал ирландский посол Ронан Мерфи по случаю парада в День Святого Патрика в 1996 году. Речь шла о "налаживании деловых связей", "желании повеселиться по любому поводу" и удовольствии от парада. О святом Патрике – лишь постольку-поскольку... Как же относиться христианину к такому празднеству? Может быть, стоит взять пример с самого святого: не стремиться к безжалостному искоренению, но с терпением стараться освятить всякую традицию, не имеющую злого начала.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама