ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Зеркало недели": Виталий Перевезий. В заложниках — церковь. (Государственно-церковные отношения на Украине)

24 февраля 2004

Досадно, но факт: дельцы от политики стремятся превратить в орудие влияния на массы религию и церковь. Причем подобные попытки характерны практически для всех политических сил, претендующих на кусок властного пирога, независимо от того, к какому лагерю они относятся, — то ли к находящемуся при власти сегодня, то ли к пытающемуся ему оппонировать. Религиозная карта стала козырной в раскладе этой игры.

Наверное, естественным покажется тот факт, что наиболее эластичным религиозным материалом, способным приобретать необходимую для заказчиков форму, стали православные церкви. На сегодня именно они в наибольшей степени втянуты в политические игры. Объяснить этот факт можно двумя причинами: во-первых, принадлежность к православию декларирует большинство наших соотечественников (для политиков — избирателей), во-вторых, в отличие от остальных церквей, православная имеет самый большой опыт служения государственно-административному аппарату — сотрудничество церкви с государством уходит корнями глубоко в историю.

Проблемой на пути утверждения традиционной для православия системы отношений между государством и церковью в Украине является наличие в религиозном поле Украины не одной, а трех православных церквей, которые остро оппонируют друг с другом. Для власти подобная ситуация чрезвычайно сложна и нежелательна. Поддерживая одну из церквей, она рискует натолкнуться на оппозицию других. Поэтому находящиеся при власти политические силы пытаются разными способами сбалансировать свои отношения с церквями. Менее дальновидной кажется религиозная политика отдельных политических сил, которые ярко выражают свои симпатии к определенным конфессиям.

Основным критерием сотрудничества политических сил с церквями становится их общественно-политическая позиция. Так, УПЦ КП идентифицирует себя в качестве национального государственнического института и именно по этим характеристикам отличается от УПЦ, которая за утверждениями о наднациональном характере христианства скрывает свои симпатии к идее панславизма, духовному и государственническому единству восточнославянских народов. С другой стороны, государственническая позиция УПЦ КП отличается от позиции другой «национальной церкви» — УАПЦ. Для представителей первой ценностью является сама украинская государственность независимо от того, какой характер она приобретает. Протесты против действия государственной власти из уст представителей УПЦ КП звучат лишь в те моменты, когда непосредственно нарушаются права и интересы Церкви. УПЦ КП, даже несмотря на симпатии к силам, оппозиционным к власти, сама никогда такой силой не была. Иная ситуация сложилась с УАПЦ, которая, особенно тогда, когда ее первоиерархом был патриарх Димитрий, откровенно говорила власти о ее непрофессионализме или безнравственности. Примером бескомпромиссной позиции УАПЦ по отношению к некомпетентной политике власти в сфере государственно-церковных отношений стал Меморандум патриарха Димитрия к Президенту Украины Л.Кучме, в котором патриарх обвинял власть в том, что она стремится возродить средневековое право патроната над церковью. Представители УАПЦ в то время заявляли, что их церковь, в отличие от УПЦ и УПЦ КП, стремится к независимости от номенклатуры, пытается сохранить основы народности, на которых она была построена, и отвергает любые возможности собственного огосударствления. Ситуация изменилась после смерти патриарха. Двоевластие, установившееся в церкви, способствовало тому, что один из центров влияния, возглавленный митрополитом Мефодием, начал искать поддержки у власти. На этом завершился «неноменклатурный» период ее истории.

Таким образом, сегодня сложилась ситуация, когда все три православные церкви, независимо от того, каково их отношение к самому факту утверждения украинской государственности, стремятся заручиться поддержкой властной номенклатуры.

Именно благодаря поддержке власти стало возможным образование УПЦ КП в 1992 г. Одним из его инициаторов был президент Л.Кравчук.

Однако с течением времени ситуация начала изменяться. После президентских выборов УПЦ КП перестала быть фавориткой власти. Между тем все большую ее поддержку начала чувствовать УПЦ МП. Поведение власти изменилось после смерти и погребения патриарха Владимира (Романюка): трагические события, связанные с похоронами патриарха, «испугали» ее. С тех пор власть пытается балансировать между интересами церквей.

Борьба церквей за благосклонность власти начинается, на первый взгляд, с мелких процедурных вопросов. Например, который из иерархов сидит рядом с Президентом на праздничном торжестве или сколько приглашений на это торжество получила та или иная конфессия; касается эта борьба и вопросов участия государства в урегулировании межправославного конфликта. При этом власть, на первый взгляд, осуществляет непоследовательную религиозную политику, подыгрывая то одной, то другой церкви. УПЦ МП, например, в целом отрицательно отнеслась к заявлениям Президента о необходимости образования единой поместной автокефальной православной церкви, в то время как «национальные» церкви положительно оценили эти шаги власти. Правда, непредсказуемость и непоследовательность ее действий неоднократно ставила иерархов этих церквей в пикантное положение.

6 ноября 2001 г. патриарх Филарет заявил о появлении рабочего документа Кабинета министров Украины, в котором шла речь о «дальнейшем продвижении вопроса автономии УПЦ, в том числе об инициировании созыва Архиерейского собора». Пресс-служба Киевской патриархии заявила, что документ КМУ №15379/97 от 24 октября 2001 года свидетельствует об очередной попытке ликвидировать автокефалию Украинской православной церкви.

Характерной особенностью содержания этого документа является вера в то, что ответственность за подобные провокационные действия ложится не на Президента, а на чиновников. Пресс-службу удивляет, как могут государственные служащие откровенно игнорировать позицию Президента Украины, который постоянно заявляет о необходимости образования единой Поместной Украинской Православной Церкви. В заявлении также отмечается, что государственные чиновники один раз (летом 2000 года) уже подвели Президента Украины, подготовив ему письма на имя Московского патриарха Алексия II с просьбой предоставить автономию УПЦ. Тогда предстоятель РПЦ грубо отказал главе государства, чем оскорбил многомиллионный верующий народ Украины. Любопытен тот факт, что и УПЦ МП ответственность за негативные действия власти склонна возлагать на чиновников, а не на Президента. В заявлении Архиерейского собора УПЦ (28.07.2000) выражалось понимание позиции Президента, выступившего за преодоление конфликта в православии, но при этом отмечалось, что идея церковного единства оказалась искаженной по вине безответственных лиц... — некоторых политиков и чиновников.

Иным резонансным событием стало опротестование 26 февраля 2002 г. Генеральной прокуратурой Украины постановления Совета по делам религий от 1992 года о регистрации УПЦ КП. Поводом для подачи протеста было депутатское обращение 65 депутатов, преимущественно коммунистов, инициированное К.Самойлик, о возбуждении уголовного дела по факту присвоения руководителями УПЦ КП средств и имущества УПЦ МП. (Один из инициаторов обращения, лидер коммунистов П.Симоненко заявил, что было украдено денег и имущества на общую сумму 4,3 млрд. советских рублей). Рассмотрев протест Генпрокуратуры, Государственный комитет по делам религий отказал в его удовлетворении.

Президент Украины, вмешавшись в ситуацию, отметил, что ответ Госкомрелигий о законности регистрации УПЦ КП окончательный и призвал не спекулировать на теме межконфессионального мира в стране. Л.Кучма считает межконфессиональный мир «тонким делом». «За последние годы мы нашли консенсус, начали движение к единой Поместной Православной Церкви, и тут необходимо кому-то палку в колеса вставить», — подчеркнул Президент. Этим заявлением Президента, несмотря на готовность заместителя генпрокурора отстаивать свою точку зрения в суде, была поставлена точка в описываемой истории. События, связанные с протестом Генпрокуратуры, заинтересовали средства массовой информации. В комментариях большинство из них обвиняли коммунистов в стремлении воспользоваться межконфессиональной враждой для достижения собственных политических целей. Действия Генпрокуратуры подавались как часть спланированной предвыборной кампании генпрокурора М.Потебенько, который получил двадцатый номер в избирательном списке Компартии. Подобным образом комментировали ситуацию представители УПЦ КП.

Но ситуация, на наш взгляд, не была столь однозначной, как ее подавали СМИ и официальные представители УПЦ КП. Их комментарии не способны ответить на некоторые непростые вопросы. Первый из них: могли ли коммунисты, даже при наличии собственного генпрокурора, использовать Генпрокуратуру для достижения своих политических целей? При этом чрезвычайно пикантной кажется роль, которую сыграл в этой истории заместитель генпрокурора А.Баганец. Он оказался в ней главным фигурантом. Мог ли чиновник подобного ранга стать простым орудием в руках своего руководителя-коммуниста, тем более зная, что тот собирается оставить должность, баллотируясь в парламент? Любопытной деталью является тот факт, что, сделав свое дело, А.Баганец даже не имел возможности дождаться ответа Госкомрелигий. Как сообщает «Интерфакс-Украина», 5 марта в Генпрокуратуре состоялось перераспределение обязанностей между руководителями: заместитель генпрокурора, отвечавший за надзор за соблюдением и применением законов, начал отвечать за надзор за расследованием уголовных дел. Чиновник Генпрокуратуры, чьи действия поставили в пикантную ситуацию Президента, попал лишь «под перераспределение обязанностей», что, возможно, было и не наказанием, а попыткой вывести его из дальнейшего участия в деле. Вышеупомянутое наводит на мысль о том, что сценарий истории писался не в кабинете генпрокурора или лидера украинских коммунистов.

Между историями об «автономии для УПЦ» и о «протесте Генпрокуратуры» есть определенная связь. Они, во-первых, вызвали широкий общественный резонанс; во-вторых, стали достоянием общественности в результате опубликования документов, «предназначенных для внутреннего пользования»; в-третьих, засвидетельствовали, на первый взгляд, чрезвычайную несогласованность действий отдельных органов власти. Сначала из стен Кабмина выходит документ, противоречащий государственной стратегии религиозной политики, затем Генпрокуратура провоцирует развитие ситуации настолько, что в нее вынужден вмешаться Президент. Именно он в обеих ситуациях выступает силой, способной остановить конфликт, конструктивно его разрешить. Именно этим объясняется вера в доброго «царя-заступника», за спиной которого недобрые чиновники творят несправедливость, но он своим справедливым вмешательством способен все исправить. Однако слишком мягкое отношение к тем, кто, по словам Президента, «вставляет палки в колеса», убеждает, что «моменты проявления высшей справедливости» были спланированы заблаговременно, еще до возникновения самих скандальных ситуаций.

Кроме того, трудно избавиться от мысли, что истории, которые произошли с УПЦ КП в 2001 и 2002 гг., являются акциями запугивания церкви. После того как симпатии западноукраинского электората повернулись в сторону оппозиционных сил, УПЦ КП также предпринимает немощную попытку выступить на стороне оппозиционеров В.Ющенко и Ю.Тимошенко. Но в это время власть делает шаги, которые дали понять иерархам, что разрывать отношения с ней пока опасно. В 2001 году появляется «неофициальный циркуляр» Кабмина о содействии обретению автономии для УПЦ в составе РПЦ, а в 2002 г. через действия Генпрокуратуры были использованы коммунисты для давления на церковь, которая ярко проявляла свои симпатии к оппозиционному блоку «Наша Украина». Иерархам церкви дали понять, чем может угрожать сотрудничество с оппозицией и, наконец, кто является истинным гарантом ее неприкосновенности. Ни в первом, ни во втором случаях ни В.Ющенко, ни Ю.Тимошенко не выступили в поддержку церкви, что вынудило ее руководство рассматривать заступничество Президента как великую милость.

Протест Генпрокуратуры по поводу законности регистрации УПЦ КП мог вызвать цепную реакцию и привести к аналогичному процессу, связанному с расследованием легитимности Харьковского собора УПЦ МП. Но это не помешало высшим руководителям государства через несколько месяцев принять участие в праздновании двух юбилеев, которые были полными антиподами: 10-летии Харьковского собора и 10-летии Всеукраинского православного собора и образования Киевского Патриархата.

Для власти, представляющей политические силы, которым удалось победить на прошлых выборах, реализация религиозной политики связана, прежде всего, со стремлением получить электоральную поддержку большинства избирателей для будущей победы. В разных регионах власть, проводя эту политику, вынуждена поддерживать те или иные конфессии. При этом следует помнить, что в Украине четко централизована вертикаль исполнительной власти, при которой местные органы строго подчинены центру. Благосклонное отношение к одним и прохладное — к другим конфессиям со стороны местных чиновников не может быть проявлением личных симпатий или антипатий: это государственная политика, направленная на поддержку в регионах тех конфессий, которые оказывают доминирующее влияние на местное население. Таким образом, исполнительная власть осуществляет религиозную политику в двух направлениях. С одной стороны, в Киеве звучат заявления о конституционном равенстве всех конфессий перед законом, с другой — реальная религиозная политика совершается в регионах.

Следовательно, все вышесказанное свидетельствует: православные церкви в отношениях с государством выглядят слишком жалкими, чтобы без страха оппонировать ей. Они заняты выяснением отношений, при этом постоянно оглядываясь на реакцию власти, а та, в свою очередь, используя принцип «разделяй и властвуй» и метод «кнута и пряника», делает из них послушных прислужников режима.

"Зеркало недели", 21 февраля 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама