На официальном сайте МВД размещен для общественного обсуждения проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Его авторы утверждают, что благодаря ему дети будут защищены от сексуальной эксплуатации и не только. Якобы, предлагаемые в нем меры закрывают все огрехи в законодательстве и позволяют повысить уровень защищенности маленьких граждан страны.
Но так ли обстоит дело на самом деле, и смогут ли подобные меры изменить ситуацию в лучшую сторону?
Начнем с того, что данный законопроект подготовлен во многом вынуждено. Просто есть обязательства России как государства-члена ООН. Наша страна подписала факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 года, а также Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, принятую Комитетом министров СЕ 12 июля 2007 года. Согласно этим документам, Россия обязана установить административную ответственность юридических лиц виновных в преступлениях, о которых идет речь в протоколе. Авторы закона не скрывают того факта, что принятие законопроекта позволит выполнить некоторые обязательства и закрыть имеющиеся недочеты в законодательстве.
Новый законопроект предусматривает изменения в ряде действующих законодательных актов. Изменения коснуться кодекса об административных нарушениях, гражданского, арбитражного, трудового кодексов, а также закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Никакой закон сам по себе не может защитить детей от сексуальных посягательств
В частности, вводится административная ответственность для юридических лиц, которые занимаются торговлей детьми и их эксплуатацией, замешаны в изготовлении и обороте порнографической продукции с участием или изображением несовершеннолетних. До этого времени в законе не было предусмотрено никакого наказания за подобные действия для юридических лиц.
Вопрос в том, может ли это существенно повлиять на ситуацию. Какая польза от штрафов, даже высоких? По сути никакой, кроме одной – они пополняют государственную казну. Никто и никогда не мог решить эту проблему с помощью высоких штрафов. Даже уголовная ответственность порой не останавливает людей перед подобными преступлениями, а штрафы этого не сделают и подавно.
К примеру, за организацию торговли детьми и создание возможности их эксплуатации полагается штраф в размере 800 тысяч – 1 миллиона рублей. За незаконное усыновление предполагается ввести наказание в виде штрафа в размере 30–100 тысяч рублей. А за распространение детской порнографии юридическое лицо будет наказано штрафом на сумму 450–800 тысяч рублей. Надо ли говорить, что этот бизнес приносит огромные доходы и заплатить штраф организации будет не слишком проблематично, даже с учетом конфискации оборудования, продукции и всех имеющихся материалов. При этом лишь в особо серьезных случаях может быть произведено принудительное, административное приостановление деятельности организации.
Предусмотрено также наказание для тех, кто способствует распространению детской порнографии в интернете или посредством сотовой связи, но оно и вовсе смехотворно: для должностных лиц – 3–5 тыс. рублей, для предпринимателей – 5–10 тыс., а для юридических лиц – 10–30 тыс. рублей. Наказать могут, к примеру, интернет-клуб, если будет установлено, что в нем несовершеннолетние имели доступ к сайтам с порно-контентом. Но подобные штрафы вряд ли заставят владельцев интернет-кафе следить за тем, чтобы дети в их заведении не кликали на надоедливые порно-баннеры. Не говоря уже о продавцах порно-продукции, доходы которых в разы больше любых штрафов.
Тоже касается и штрафов за незаконное усыновление, которые вряд ли смогут отбить у чиновников желание провернуть выгодное дело.
Конечно, введение хоть какого-то наказания за подобные преступления для юридических лиц – это несомненный плюс. Подобный пробел в законодательстве необходимо устранить. И дело даже не в международных обязательствах, которые игнорировать также нельзя. Просто, когда в законе прописана ответственность только физических лиц, создается странная ситуация, поскольку за одно и тоже деяние для одних наказание предусмотрено, а для других нет. Но с практической точки зрения, как уже было сказано, эти меры почти наверняка не будут эффективными.
Принятие законопроекта позволит выполнить некоторые обязательства России
Дети становятся жертвами сексуальной эксплуатации не случайно. В чем-то виновата низкая культура населения, социальный статус, отсутствие внимания со стороны родителей. Плохие условия семейного воспитания становятся прекрасной основой для того, чтобы ребенок пошел на улицу, был предоставлен сам себе. Когда никто не следит за тем, чем он занят, что делает, с кем общается и чем увлечен, находится тот, кто может "позаботиться". Нередко насилие, сексуальная эксплуатация и растление происходят в семье. Сами родители или близкие родственники становятся виновниками или прямыми участниками событий, которые навсегда перевернут жизнь маленького гражданина.
В 90-е годы Россия стала одним из мировых центров производства и распространения детской порнографии. Специалистов, работающих с этой проблемой, было очень мало и что-то изменить они не могли. Конечно, по сравнению с 90-и мы значительно продвинулись вперед. Новый закон – еще один шаг на пути решения проблемы, но, очевидно, не последний.
Как отмечает известный психолог Игорь Кон, никакой закон сам по себе не может защитить детей от сексуальных посягательств. Очень многое зависит от таких социально-экономических факторов, как бедность и детская беспризорность. "Дети, о которых ни семья, ни государство не заботятся, неизбежно становятся предметами купли–продажи и объектами сексуальной эксплуатации", – делает вывод Кон.
Источник: Новая политика