ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Комсомольская правда": Румия Ахмирова. Как я совершала хадж

25 февраля 2004

Корреспондент КП отправилась в паломничество по святым для мусульман местам в Саудовской Аравии - Мекку и Медину

В России живут около 20 миллионов человек, чья религия - ислам. Всегда жили и будут жить. Такая особенность нашей страны. В ней много конфессий и свобода вероисповедания, записанная в Конституции.

Каждый год в жизни всех мусульман мира происходит грандиозное событие - хадж. Его освещают все мировые СМИ. В этом году в составе российских пилигримов оказалась и журналист «КП».

Я - мусульманка.

Это значит, что я слышу примерно раз в неделю:

- Ой, ты только «пояс шахидки» не надевай! Ты случайно гранатами не обвешалась? (В конфликтных ситуациях.)

Раз в месяц:

- Слышала, что ТВОИ ДРУЗЬЯ опять взорвали?

Утром в кабинете, когда припудриваю нос:

- Ага, утренний намаз, значит!

Очень меня позабавил один интеллигентный человек, который подошел и, сильно стесняясь, спросил:

- Я слышал, это... Ну, это правда, что... Ну, ты - мусульманка?!

Хоть в ресторанах, хоть в редакционной столовке я извожу официантов и поваров подозрениями, как бы мне не «подложили свинью»:

- А это не свинина? А это? А в супе точно нет свинины? Нет, вы все-таки уточните на кухне...

Друзья к этому уже привыкли. Коллеги привыкают. Хорошие приятели под этим предлогом постоянно пытаются отжать у меня что-нибудь вкусненькое:

- Римм, ты же не будешь это пирожное? В нем наверняка есть свиной жир!..

А больше всего меня бесит вопрос:

- Вот мужчинам делают обрезание, а женщинам делают какую-нибудь такую же операцию?

Но в принципе я уже привыкла, что характеристики «мусульманка» и «татарский характер» идут впереди меня.

И из того, что мне говорят о моей религии, я уже могла бы составить энциклопедию глупостей и заблуждений.

Идея поехать в хадж - и лично моя, и редакционная - напополам.

Правда, я понятия не имела, как я об этом буду писать в газете.

Религиозное паломничество - это не турпоездка, самое главное здесь происходит не за окошком автобуса, а в душе и мозгах человека. А то, что на самом деле творится в душе, - это же еще более интимно, чем то, что происходит с телом...

В редакции я этого, конечно, не сказала, но, кажется, мой личный интерес сильно перевесил профессиональный...

Настоящее имя

Перво-наперво я вспомнила, как меня зовут.

Никакая я не Римма. В паспорте у меня записано «Румия» (ударение на последний слог). Это участь практически всех живущих в России татар: чтобы не ломать язык окружающим, они адаптируют свои имена под русскую транскрипцию: Румия - Римма, моя сестра Кадрия - Катя, Ирек - Игорь и т. д. В школе, универе и на работе меня всегда называли Римма.

С особым удовольствием вывожу в анкете будущей паломницы «Румия». Здорово, что могу быть собой. Поправдашней.

- Румия, вынужден вас огорчить! Вы еще слишком, слишком молоды, чтобы идти в хадж! В вашем возрасте нужно ехать ТОЛЬКО с мужем!

- А если нет мужа?

- Ждите, пока Аллах вам его пошлет.

- Пока что «присылают» таких претендентов, которых приходится отсылать обратно! - сбогохульничала я (да простит меня Аллах). Я знала, что строгий голос в трубке был прав на все 100 процентов: религиозные правила не терпят разночтений. Но я продолжала скулить.

Мне отказали. Это было в прошлом году. Год понадобился, чтобы до меня дошло, что религиозные законы одинаковы для всех и их не переспоришь, потому что чаще всего они правильные и проверены веками.

В этом году я уже сделала все, как нужно. В хадж с молодой женщиной (до 45 лет) обязательно должен отправляться либо муж, либо близкий родственник, за которого она не может выйти замуж, - отец или брат. Это называется «махрам» - мужчина, который за тебя отвечает. Сколько бы я ни кричала о своей самостоятельности и независимости...

В этом году тема моей «молодости» опять всплыла, но правда уже была на моей стороне. И Пророк Мухаммед, который сказал, что «отправляйтесь в хадж, как только сможете», кстати, тоже. Это высказывание (хадис) я и ввернула, когда пришла сдавать документы...

Хадж - один из пяти столпов ислама. Остальные четыре столпа: признание единобожия, совершение молитвы, выплата пожертвования и пост. Считается, что к хаджу человек должен подойти подготовленным и уже укрепившимся в своей вере.

22 января - еще до хаджа - я бы написала: «Начинать с хаджа - это как начинать обед с компота. Не приветствуется, но и не запрещено. Дело вкуса».

20 февраля - после хаджа - я пишу: «Это экскурсия. Путешествие, только не внешнее, а внутреннее. На момент начала хаджа мне казалось, что внутри меня была как раз пустыня наподобие Аравийской». (Аравийская пустыня - место, где проходит хадж, находится в Саудовской Аравии. - Р. А.).

Может, это и понял Арслан Гизатуллин из Духовного управления мусульман европейской части России, который принимал документы у паломников.

- Я вижу, вам это действительно нужно, - сказал он и неожиданно «соскочил» с ноты официоза: - Вы знаете, я сам был в хадже, это такое сильное потрясение! Расскажете потом, как это было для вас...

20 января, сборы

Сижу в своей квартире посредине комнаты, на развалах из одежды. Третий час пытаюсь подобрать гардероб паломницы. У меня есть вещи на все случаи жизни. Кроме случая хаджа.

Длинный сарафан, но короткий рукав. Или: длинный рукав, но юбка с разрезом. В принципе по общечеловеческим меркам мой гардероб вполне скромен. Но по религиозным канонам на мой шифоньер давно пора повесить табличку «Аморально», после чего торжественно сжечь.

Два-три раза все-таки выуживаю какую-нибудь шмотку и несусь к телефону:

- Арслан, а если все закрыто, но рукав «три четверти», то можно?

- Нельзя, - терпеливо отвечает Арслан. - Приходите к нам, мы вам выдадим «обмундирование».

- Паранджу тебе выдадут, - провожали меня на «шоппинг по-мусульмански» знакомые.

21 января, перед отъездом

Я поняла, что значит быть одетой, как «порядочная мусульманская девушка, которая отправляется в хадж».

Инструктаж в Духовном управлении мне проводит Рушан-хазрат (хазрат - духовное лицо в исламе. - Р. А.). В прошлом году он ездил как руководитель группы российских паломников. Про него бабуськи-паломницы рассказывали со слезами умиления: «Он такой золотой, такой золотой! У нас одна женщина ночью постирала белье и побоялась одна вешать на чердак. Разбудила среди ночи Рушан-хазрата, и он сразу пошел!»

Рушан-хазрат на самом деле редкой выдержки человек. Потому что растолковывать мне, европейски ориентированному человеку, этикет арабской страны - это не легче, чем посреди ночи на чердак слазить.

Итак, возможна любая одежда, которая закрывает все тело, кроме лица и кистей рук. Никакой паранджи! Я это требование пониманию как проявление искренности, честности и чистоты помыслов: общаться с Всевышним надо с открытым «забралом». Естественно, одежда не должна быть прозрачной и обтягивающей. Волосы спрятаны обязательно. В принципе одежда, которая соответствует всем этим пунктам, и называется помодневшим сегодня в России словом «хиджаб». Его говорят все кому не лень, и мало кто понимает, что это значит на самом деле.

Забегая вперед, скажу, что хиджаб - это может быть очень красиво и даже модно! Но также может быть похоже на огородное пугало. Все зависит от вкуса и физической кондиции того, кто носит. В общем, все, как и с любой другой одеждой.

Хазраты Арслан и Рушан дали мне ключ от пустой комнаты в Духовном управлении и белый сверток для примерки. В свертке три предмета одежды.

Я на всякий случай уточнила, в каком порядке это надевать. Сначала белые брючки, потом - нижнее платье средней длины без рукавов, а сверху все это накрывается длинным широким платьем, тоже белого цвета.

Тряпочка платья натуральная и для тела приятная. Вопреки ожиданиям, я не ощущаю это одеяние как «тюрьму для тела». Но защиту от излишне заинтересованных мужских взглядов оно точно гарантирует. Лично меня всегда бесило, когда на меня пялятся посторонние люди - гены, что ли?

С другой стороны, все-таки не хотелось бы, чтобы народ при виде меня в ужасе кидался врассыпную.

Зеркала, естественно, нет. В куче одежек чувствую себя коконом-куколкой, которая когда-нибудь превратится в прекрасную бабочку. Хотя в последнем я уже не так уверена. Высовываю нос в коридор, идет молодой человек, по виду - школяр медресе. Прошу его стать моим зеркалом. Школяр попался вдумчивый:

- Вас интересует практичность или эстетика?

- Практичность, конечно, - отвечаю я как смиренная паломница.

- Тогда - хорошо.

- А с эстетикой совсем, что ли, плохо? - проклюнулась вторая, не такая смиренная часть моей субстанции.

- Да, не очень.

Истинно верующие люди никогда не врут.

22 января, завтра - в хадж!

Говорят, что те, кто совершил хадж, попадают в рай. Еще говорят, что паломничество по святым местам смывает все предыдущие грехи. Конечно, это супер: раз - и стереть ластиком те страницы жизни, за которые тебе стыдно. С другой стороны, если какие-то свои поступки ты уже осознал как греховные и недостойные, значит, ты уже раскаялся и по всем мировым религиям уже достоин прощения...

...Но об этом я подумаю в хадже - времени для этого предостаточно: паломничество длится три недели! Телевизора там нет, из книг к ввозу разрешены только религиозные. И никаких газет - какое счастье!

...А пока надо еще закончить заметку до отъезда. В брошюрке, которую мне дали в Духовном управлении, сказано, что нельзя ехать в хадж, не раздав долги и не попросив прощения у всех, кого обидел.

Там еще сказано, что надо написать завещание.

Заметку дописала. Просьбами о прощении и завещаниями родителей пугать не стала - они и так волнуются больше меня.

Брошюрка называется «В гостях у Бога». Это так завораживает. Я не фанатично религиозный человек, но ведь каждому из нас есть что сказать Всевышнему?

Какое-то странное ощущение, что сегодня заканчивается одна моя жизнь, а завтра начинается другая.

23 января, 9.30 утра

Сбор отъезжающих паломников в Духовном управлении мусульман России.

Оглядываюсь по сторонам: религиозные паломники в XXI веке - кто они? И что заставляет их бросать все свои дела, налаженную жизнь, ехать в далекую пустыню, чтобы один в один повторить ритуалы, которые совершали древние люди еще 1400 лет назад?

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Ежегодно хадж совершают около 2 миллионов мусульман со всего мира, в том числе от 4 до 7 тысяч человек из России.

Вместе с дорогой паломничество длится 21 - 22 дня.

В этом году хадж-тур обошелся каждому российскому пилигриму в $1600. (Продолжение в следующем номере.) Румия Ахмирова. (Наш спец. корр.). Москва - Мекка - Медина.

"Комсомольская правда", 25 февраля 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама