ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Диета для души. Поститься стало модным?

04 апреля 2011

ЗА

Сергей Шаргунов, писатель:

– В целом мода не такая уж и плохая вещь. Если будет мода бросить пить, работать или заводить детей, то и слава богу. Не секрет, что и среди постящихся есть такие, кто делает это, потому что считает модным, потому что о посте говорят звезды и политики. А я против фальшивой набожности.

Подчеркну, что ничего такого уж страшного я в этом не вижу, потому что так или иначе это обращение к традиции. К тому же поститься полезно. Другое дело, что хотя я и не духовное лицо, чтобы проповеди читать, но знаю, пост, это в первую очередь не гастрономическая диета, а внутренние изменения человека, а христианство как раз и направлено против фарисейства и внешних правил. Смысл поста не в том, чтобы чего-то, не дай бог, не съесть, а в том, чтобы возлюбить ближнего своего, которым является каждый человек вокруг нас.

А вот человеколюбия и доброты, как мне кажется, как раз и не хватает всем нам, в том числе тем, кто постится ради моды. Это главная задача для нашего общества – смягчение нравов.

Так что во дни печальные Великого поста, уверен, прежде всего надо думать не о том, чтобы не оскоромиться. Надо не носиться по магазинам и не искать печенье, в котором нет молока и масла, а заботиться о ближних, видеть их рядом с собой. У нас стольно несчастных, неустроенных людей, столько бездомных и беспризорников! У нас общество в этом смысле предельно циничное. Но особенно плохо, когда цинизм сочетается с формальным соблюдением традиций. Так уже было накануне революции 1917 года.

Почему бы не попоститься изысканными блюдами из морепродуктов, устриц и креветок, спросите вы? Я знаю таких людей, для которых пост – это лишь повод с большим удовольствием подумать о еде, разнообразить свое обычное меню. Не теряются и элитные магазины, предлагая своим платежеспособным клиентам постный вариант деликатесов.

Пост становится своего рода развлечением, формой затейливого досуга. Как компьютерная игра, в которой нужно, не отказывая себе ни в чем, продолжая есть сладко, умудриться увернуться от кирпича, на котором написано "скоромное". Проходя мимо храмов, все больше людей сейчас крестятся. Это хорошо. Не важно, насколько сведущи они в том, что такое христианство и православие. Жест – это уже стремление. Попытки поститься даже в такой форме, о которой мы говорим, формируют общество – иногда ценности вырастают из формы. Но главное все же не в жесте, не в соблюдении гастрономических требований, а в стремлении меняться во время поста и видеть рядом с собой других людей. К сожалению, мы знаем показушно, неистово верующих бандитов. Их полно. Самое страшное, что может быть, это смешение Церкви с грязью, как будто бы она – такая же часть мира, как и все остальное, а значит, бандиты со свечками – обычное дело. Пост в такой ситуации не личное дело, а элемент большого шоу, в котором участвуют многие. Вчера ходили в красных галстуках, сегодня старательно постятся.

Если все сводить только к форме, общество превратится в колосса на глиняных ногах, который, стоит подуть ветерку, обрушится.

ПРОТИВ

Алексей Варламов, писатель:

– Первый раз я начал поститься достаточно давно, лет 20-25 назад. Моды на пост тогда не было, но среди моих друзей был один верующий, воцерковленный друг (он ныне профессор, завкафедрой церковной истории в Духовной академии в Троице – Сергиевой Лавре), который оказывал на всех нас сильное влияние и многих привел в церковь.

Он постился, и мы, глядя на него, делали первые робкие шаги в этом направлении. Никаких внутренних задач, мы, конечно, не ставили. Но помню, что было радостно от того, что мы все вместе от чего-то отказываемся. Было в этом что-то молодое, задорное и даже веселое.

Сейчас я не пощусь по самым строгим уставкам, мне, как правило, не удается отказаться от растительного масла, когда устав предписывает сухоядение. Иногда позволяю себе в Великий пост рыбу, но от мясного и молочного все-таки стараюсь отказаться.

Но сегодня вам любой священик скажет, что пост – это не столько отказ от скоромной пищи, сколько изменение всей духовной жизни. А отказ от пищи – только средство для этого. Для прихожан же в их повседневной жизни отказ от пищи – наиболее видимая часть и наиболее ощутимая перемена, которая происходит с ними во время Великого поста. Я думаю, что отказ от пищи – это все-таки личное дело каждого человека. И не испытываю ни малейшего осуждения и неприятия тех, кто не постится. Я не считаю, что постящиеся в пище люди чем-то лучше непостящихся и им это можно поставить в заслугу. В том, что касается сугубо телесной, пищевой стороны поста, я ни в чем не расхожусь с невоцерковленной частью общества. Тем более что знаю, пост кончится Пасхальной ночью, когда будет сказано Слово святого Иоанна Златоуста: "Радуйтеся постящиеся и не постящиеся", и для всех будет праздник Светлого Воскресения.

Великим постом у меня продолжается обычная жизнь – поездки, встречи, и когда вдруг на столе у людей, которые тебя принимают, нет ничего постного или малопостного, не всегда при всех твоих стараниях удается удержать пост, но проблему, мне кажется, из этого делать не надо.

Бытовая традиция поста опоэтизирована Иваном Шмелевым в "Богомолье" и "Лете Господнем". Но сегодня далеко не все описанное в литературе входит в массовое сознание.

Если статистика говорит, что у нас немного людей воцерковленных, то, наверное, и реально постящихся примерно столько же. Но я не уверен, что надо ставить задачу расширять число постящихся. А вот расширять число людей милосердных, не осуждающих друг друга, тех, кто не приемлет зло и насилие – вот это важно.

Агитация "давайте все поститься!" мне кажется излишней. А вот агитация "давайте друг друга не обижать и не осуждать", нам не помешала бы. Говорить же о внутренних задачах, которые человек ставит перед собой во время поста, тоже неловко, потому что тут должна быть достаточно глубока мера интимного, сокровенного.

Как делить зримое бытовое пространство между людьми разных религий, мне трудно сказать. В повседневности Москвы, несмотря на то что она многоконфессиональный город, я ощущаю себя жителем страны христианской.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама