ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

У церкви есть уникальный опыт

Епископ Пантелеимон (Шатов) :: 06 апреля 2011

Говоря о церковной благотворительности, необходимо понять, какими мотивами руководствуются люди, которые ей занимаются. Сострадание – общее для всех людей чувство, и для нас оно играет очень большую роль.

Говоря о церковной благотворительности, необходимо понять, какими мотивами руководствуются люди, которые ей занимаются. Сострадание – общее для всех людей чувство, и для нас оно играет очень большую роль. Но есть и другие мотивы, помогающие церковному человеку утвердиться на пути благотворительности.

Во-первых, христиане знают, что когда они будут судимы Богом, их не будут спрашивать о том, как они постились, как часто они ходили в Церковь, не будут задавать вопросов по катехизису или требовать прочитать наизусть молитвы. Их спросят о том, что они сделали голодному или больному, что они сделали для того, кто сидит в тюрьме, то есть для тех, кто нуждается в помощи (Мф. 25:31-46).

Во-вторых, очень важно не забывать, что мы все с вами обладаем грешной человеческой природой, и все мы хотели бы стать лучше. В христианской аскетике мы встречаем указание на то, что человек, ухаживающий за другим, больше делает для себя, чем для того, кому он помогает. Мы понимаем, что именно нуждающиеся могут научить нас любви и состраданию – тому, без чего мы не можем называться людьми.

В-третьих, важно помнить, что все, что мы делаем для других, мы делаем не только для себя и для нуждающихся, а для Христа. Человек, называющий себя христианином, любящий Христа, не просто знающий о Нем, а любящий Его всем сердцем, не может проходить мимо чужой беды, понимая, что все, что он делает для нуждающихся, он делает для Христа.

Наши приоритеты

Одним из основных направлений православной благотворительности сегодня является возрождение семьи. Если у нас будут крепкие, многодетные семьи, где будут хорошо относиться к детям, то нам не нужны будут детские дома, а если мы будем заботиться и уважать своих стариков, то у нас не будет домов престарелых. К сожалению, институт семьи в России был практически разрушен страшным атеистическим пленом. К слову, именно СССР был первой страной в мире, в которой были легализованы аборты. Сегодня нам необходимо возрождение многодетной полноценной семьи, где ребенка учат с детства уважать старших, помогать младшим, любить друг друга, уступать друг другу, делиться друг с другом.

К тому же, надо не забывать, что человеку, которому мы помогаем, нужны не только деньги. Люди очень часто ждут любви. Дети в детских домах накормлены, но там нет любви, старики в домах престарелых не нуждаются в пропитании, но там нет любви. И поэтому задача Русской православной церкви (РПЦ) – привлечь к этому деланию любви как можно больше людей, чтобы они приходили в такие социальные учреждения со своими любящими открытыми сердцами.

Сегодня в московской православной службе добровольцев "Милосердие" около 1000 человек, они постоянно помогают одиноким старикам, инвалидам, пациентам больниц, под непосредственной опекой добровольцев – 224 человека в разных округах Москвы. Однако эту деятельность нельзя ограничивать одной Москвой, она должна быть организована и в других регионах.

20 лет свободы

Уже 20 лет Церковь может беспрепятственно заниматься благотворительностью и помогать государству решать многочисленные социальные проблемы. Более того, часто церковный проект становится прототипом для создания подобных государственных служб. Ярким примером этого может служить городской проект помощи бездомным "Социальный патруль", созданный через несколько лет после того, как в 2003 г. появился церковный автобус "Милосердие". Сейчас успешно работают оба эти проекта. За один зимний сезон автобус "Милосердие" спасает жизни более 2000 бездомных, а за все время существования проекта помощь получили более 22000 человек.

В России 87 детских церковных учреждений. Из числа выпускников церковных детских домов только единицы уходят за решетку. Большинство из них получает среднее и высшее образование, создает семьи. Например, сегодня двадцать шесть девочек (от трех до двадцати лет) живут в Свято-Димитриевском детском доме в Москве. Этот детский дом был создан в 2001 г. Свято-Димитриевским сестричеством, при этом правительство Москвы выделило для него помещение и частично финансирует расходы на его содержание.

Церковь помогает людям в больницах. Например, в отделении неврологии пятидесятой московской больницы многие тяжелые больные умирают от пролежней. Уже около двадцати лет в этом отделении работает группа сестер милосердия, и смертность в нем в четыре раза ниже, чем во всех подобных отделениях Москвы, работающих без нашей помощи.

Значительная работа ведется в сфере реабилитации наркозависимых. В то время как в России всего три государственных реабилитационных центра, в 18 епархиях РПЦ их работает в три раза больше. В церковных и в целом религиозных реабилитационных центрах срок ремиссии намного выше, чем в государственных центрах. Это значит, что гораздо больше людей все-таки перестает принимать наркотики.

Социальное служение Церкви основано на оказании адресной помощи конкретному человеку. В этом наше принципиальное отличие от государственной социальной политики, которая во многом лишена гибкости и основана на жестких правилах. Поэтому во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный опыт, которым не располагают государственные учреждения.

Сейчас в России остро требуются детские хосписы. И здесь государство также может обратиться к опыту Церкви, ведь единственный в России детский хоспис создан в 2003 г. в Санкт-Петербурге священником РПЦ, который одновременно является директором хосписа.

Одна из важнейших задач, стоящих перед нами, – систематизировать и сделать прозрачной нашу деятельность. Тогда наши проекты станут привлекательными и понятными не только для церковных организаций. Например, когда мы собирали деньги для погорельцев во время летних пожаров 2010 г., а собрали мы 100 млн рублей, вся информация о поступающих средствах сразу же размещалась на сайте Синодального отдела по благотворительности (www.diaconia.ru). Кроме того, для наибольшей прозрачности мы принимали только денежные переводы через банк.

Опыт летних пожаров показал, что люди доверяют Церкви, поэтому вокруг наших инициатив могут успешно объединяться и люди нецерковные: из 8000 добровольцев, помогавших нам во время пожаров, большинство не часто ходит в Церковь.

Сегодня мы видим хорошие перспективы для взаимодействия с бизнесом, ведь многие масштабные проекты нуждаются в значительном финансировании. Нужно создавать центры поддержки семьи, нужны центры по усыновлению детей. Не хватает в России и центров для реабилитации бездомных, хосписов для неонкологических больных, детских хосписов. Все эти проекты требуют участия всех активных сил общества: Церкви, бизнеса, государства и частных лиц.

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский (Аркадий Шатов)

родился в 1950 г. в Москве. В 1979 г. рукоположен во пресвитера. В ноябре 1990 г. назначен настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. В 1992 г. было открыто Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, духовником училища стал о. Аркадий. В 2002 г. назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. В 2010 г. назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. 21 августа 2010 г. святейший патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Пантелеимона во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

Источник: Ведомости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама