ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Опрос: Может ли критика быть на пользу Церкви?

13 апреля 2011

Нужна ли Церкви критика? Этот вопрос задается все чаще. Одни считают, что церковные проблемы и несовершенства – "внутреннее дело, в которое негоже лезть людям, далеким от веры". Другие говорят, что только путем честного и открытого обсуждения недугов современной Церкви можно заслужить доверие общества.

Портал "Православие и мир" начинает разговор на тему "Критика Церкви".

Протоиерей Александр Сорокин: Гонения и критика – принципиально разные вещи

Вопрос риторический. Потому что ответ здесь очевиден. Конечно, критика – далеко не всегда от лукавого. Критика – вещь полезная. Из этого следует, что не всякая критика является гонениями на Церковь.

В Евангелии сказано: "Блаженны вы, когда возненавидят вас". Христос говорил, что если нас хвалят и превозносят, то это показатель того, что с нами не все в порядке.

Но гонения и критика – это принципиально разные вещи. Церковь, как человеческое сообщество именно с человеческой точки зрения, это, конечно, собрание людей, которые совершают ошибки, и их нужно избегать. Но критика бывает внешняя – а бывает внутренняя. Внутри церковного общества должна быть критика негативных явлений. Это правильная и здоровая реакция.

А когда идет критика извне – здесь нужно разбираться, какими мотивами руководствуются люди. Почему они высказывают критику? Может, они хотят выразить свое негативное отношение вообще к Церкви? Здесь много нюансов, нужно понять, что осуждение – это плохо, а критика – это полезно. Критика бывает конструктивная, и поэтому очистительная и необходимая. А бывает клеветой и ложью.

О степени воцерковленности нашего народа у меня сложились противоречивые впечатления. Я бы не сказал, что люди становятся более или менее верующими. Религиозность, в принципе, присуща людям всегда в одной и той же какой-то степени. Другой вопрос, что эта религиозность принимает разные формы в разные времена, в различные эпохи. Поэтому я не склонен давать ни оптимистические, ни пессимистические оценки. Не думаю, что сегодня общество более религиозное, чем раньше, потому что здесь сказываются очень многие факторы.

Даже если брать во внимание эпоху советских времен – советское общество тоже было по-своему религиозным или псевдорелигиозным. Сегодня эта религиозность или псевдорелигиозность принимает другие формы. Иногда под маской православия скрываются те же советские псевдорелигиозные человеческие мироощущения. А по-настоящему верующие люди – это те, о которых Христос сказал: "Не бойся, малое стадо".

Священнослужители или другие люди в Церкви очень часто живут иллюзией, что церковный мир, в котором они находятся – богослужения, храмы, круг общения – это довольно широкий круг. Но достаточно выйти на любую улицу, и не уверен, что среди прохожих, которые встречаются, найдется очень много религиозных, воцерковленных людей. Поэтому мы живем во многом в мире иллюзий, думая, что нас очень много. У нас довольно фрагментарное представление.

Протоиерей Димитрий Смирнов: В основе критики должна быть любовь

К критике как внутрицерковной, так и внешней я отношусь положительно, поскольку это самое обычное и необходимое явление.

При этом я считаю, что критика должна исходить от любви, от участливого сочувствия.

Если же человек выискивает проблемы только для того, чтобы выплеснуть свою досаду, он, конечно, поступает некрасиво.

Протоиерей Всеволод Чаплин: Критика без ненависти

Дискуссии по многим вопросам церковной жизни, в том числе спорным, имели место всегда, вспомним хотя бы эпоху Вселенских Соборов или насыщенные дискуссии в русской церковной печати конца XIX – начала XX века. Безусловно, критические высказывания могут иметь место, прежде всего тогда, когда нужно обличить порок или заблуждение, добиться улучшения тех или иных сторон церковной жизни.

Впрочем, критерием оправданности того или иного высказывания мне лично видятся две вещи: любовь к твоим братьям и сестрам во Христе и забота о Церкви.

Когда критика произносится с ненавистью, с целью показать, какой я хороший и какие остальные плохие – это определенно греховное явление, которое так же, как и любой грех, нуждается в исправлении, а иногда и в обличении, если ни покаяния, ни исправления у человека не происходит.

Целью любой церковной дискуссии и любой критики должно быть улучшение, очищение, созидание церковной жизни. Если же человек стремится разрушить Церковь, потворствует расколу, сам уходит в раскол, либо рассуждает только о "переделе власти", забывая о главном – о проповеди слова Божия, об устроении христианских трудов, – то это тоже грех, в котором нужно каяться и который нужно обличать.

Протоиерей Владимир Вигилянский: Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе

Предстоятели Русской Православной Церкви всегда говорили, что у нас нет ни тем, которые мы не могли бы обсуждать, ни областей церковной жизни, которые мы не могли бы критиковать.

Однако в этом отношении существует несколько условий. Во-первых, критика должна основываться на реальных, проверенных фактах, а не на слухах и сплетнях, то есть не быть голословной.

И второе, за подобной критикой должна стоять искренняя любовь к Церкви, забота о том, чтобы эта критика не способствовала нарушению единства Церкви. А также, чтобы в ее основе не стояли побуждения, не связанные с любовью к ближнему, потому что любовь, конечно, превыше всего. Такую критику Церковь и священноначалие будет принимать с благодарностью.

Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе. В этом отношении следует руководствоваться евангельским принципом, заповеданным нам Самим Господом: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18, 15-17).

В Церкви существует множество механизмов, в которых возможно участие всех членов Церкви, стремящихся к улучшению положения Церкви. К ним относятся Поместные Соборы, Архиерейские Соборы, Синод, Святейший Патриарх, правящий архиерей, церковный суд, Межсоборное присутствие, синодальные отделы и т.д.

Надо сказать, что критика, связанная с улучшением механизмов работы церковных учреждений, происходит постоянно. И любой здравомыслящий человек, стоящий во главе указанных структур, будет с благодарностью принимать эту критику.

Игумен Спиридон (Баландин): Критикуют не Церковь, а поступки Ее членов

Во-первых, критикуют не Церковь, которая представляет собой Тело Бога, а конкретные поступки или даже целые программы действий несовершенных Её членов. Таким образом, критика вполне может быть объективной и не представлять собой "гонения", даже если она приходит извне.

Если источник критики внецерковный, то регулировать его представляется возможным исключительно при помощи Государства в том случае, если нарушаются законы. В русле закона наши оппоненты могут говорить о чем угодно – важно уметь адекватно реагировать. Что касается внутренней критики, то мы должны помнить, что не весь сор следует выносить "из избы", это естественно и понятно. Наши внутренние проблемы не должны становиться камнем преткновения и соблазном для внешних.

Священник Александр Пикалев: Когда благодарить критиков?

Сначала отвечу на второй вопрос. Честно говоря, я, в определенной степени испытываю благодарность к тем, кто критикует Церковь, потому что именно критические выпады в адрес Православия, вернее, анализ этих выпадов, и утвердили меня, в конечном счете, в Православной вере.

Священным Писанием и Христианством я начал интересоваться в 93-м году и, как и следовало ожидать, поначалу читал все подряд, что под руку попадется. Среди всего прочего была и атеистическая литература и сектантские книжки, и кое-какие публикации в СМИ.

Некоторые критические нападки, признаюсь, производили на меня тогда очень неслабое впечатление, и при проверке иногда оказывалось, что это правда, но чаще всего это была не совсем правда, или совсем неправда. И ощущение того, что слишком уж часто критики Церкви держат меня за дурака, пытаясь убедить в том, что это на самом деле это попы меня дурачат, и сыграло немалую роль в моем приобщении к Православной вере. Моя священническая жизнь с годами сложилась так, что разбор антицерковной критики со стороны СМИ и сект стал для меня почти профессией.

Какая критика может быть полезна Церковному обществу? Думаю, что на эту тему вполне достаточно сказал протоиерей Алексий Уминский в своей статье "Немолчащая Церковь". Одно лишь подчеркну, что полезной может быть только конструктивная критика, не в стиле "...нет и в Церкви все не так, все не так, ребята...", а та, которая, во-первых, конкретно обозначает проблему, а во-вторых, предлагает пути и способы ее решения.

Например, меня только радуют некоторые критические замечания по поводу современной литургической практики Церкви: критику нежелания оглашать перед Крещением, требования исполнения какие-то надуманных правил перед Причастием. Очень приветствую критику всевозможной эсхатологической истерии, которой что-то уж слишком стало много внутри самой Церкви. Это то, что мне особенно интересно.

Публично стоит говорить о тех проблемах, которые так или иначе непосредственно отражаются и на церковном народе и на светском обществе. Всегда лучше встретиться и обсудить, чем делать вид, что ничего не происходит, в то время, когда и "ежу ясно", что происходит.

Но чтобы публично реагировать на критику и обсуждать ее, думаю, и критик должен быть достойного уровня. Очень много, увы, критики на уровне трамвайного хамства, которую не заметить, с одной стороны, невозможно, а с другой – реагировать на нее было бы крайне унизительно.

Могу привести два примера такой "критики" в отношении лично себя. Я служу в Северной Осетии, регион не очень простой, и эта "непростота" усугубляется еще и тем, что в республике набирают силу всевозможные неоязыческие течения. И, как это обычно бывает, все "догматическое богословие" этих неоязычников строится на том, что вот нас заполонили православные, а нам надо хранить свои национальные традиции, поэтому надо вернуться к национальным корням, у нас своя религия, которой много тысяч лет, и ее надо придерживаться, отвергнув "веру в еврейского бога".

В ответ мне приходилось заявлять в СМИ, что в данном случае, оппоненты христианства сами не могут сформулировать, во что они верят, все заявления о многотысячелетней древности некой "исконно осетинской религии" висят в воздухе и никакими сведениями не подтверждаются, что претензии эти ни с исторической, ни с религиоведческой точки зрения несостоятельны, что на самом деле аланы, предки современных осетин приняли христианство еще раньше, чем Киевская Русь и т.п. В ответ я слышу, что такое мог написать только враг всего осетинского народа, и таких проповедников как я надо гнать из республики. Тут наши критики просто обрубают саму возможность какой-либо дискуссии.

Или вот еще пример: не повенчал я как-то одну пару в полном соответствии с церковными правилами: мужчина и женщина, сожительствующие в течение года, не собирались регистрировать свой брак в органах ЗАГСа. С моей стороны была только одна просьба: распишитесь, пожалуйста, тогда повенчаем. Результатом этого стал гнуснейший пасквиль в интернете, где меня, просто так, на голубом глазу обвинили в том, что я записываю исповеди прихожан на диктофон и эта жалоба легла на стол правящему архиерею.

От серьезного разбирательства меня спасла только клиническая злоба и глупость моих критиков, которые не позаботились придать выдуманной истории хотя бы минимальное правдоподобие.

Можно ли и нужно ли реагировать на критику такого уровня? Можно ли выступать в данном случае хоть с какими-то оправданиями себя и своих поступков? А ведь таких "критиков" большинство. Есть хулиганы, которые бьют витрины и справляют нужду в лифте, есть и те, кто позиционирует себя точно так же в отношении как Церкви, так и отдельных ее представителей. Честно сказать, я не знаю, как правильно реагировать на хулиганов, как уличных, так и околоцерковных. Но если в случае с первыми можно хоть милицию позвать, то вторые пока наслаждаются полной безнаказанностью.

О каких проблемах молчать? Думаю, что в Церкви должно быть как в семье. Я не буду рассказывать с амвона о том, на почве чего у меня вчера была ссора с женой, или как мне надоел старый шкаф в прихожей, у которого постоянно отваливается дверца. Эти проблемы я буду решать сам, у себя дома. Публично я о них буду молчать, более того – любой посторонний, кто посмеет публично обсуждать мою супругу, моих детей или мой шкаф, рискует получить от меня очень нетолерантный ответ. А вот там, где жизнь моей семьи соприкасается и взаимодействует с внешним миром – это пространство диалога.

Всегда ли критика Церкви представляет собой гонения со стороны мира? Конечно, нет. Думаю, что критика взимания обязательной платы за Таинство Крещения более чем уместна. Освящение всяких мест, которые не только освящать, но и посещать не стоило бы, тоже имеет место и тоже должно обсуждаться. Это очень часто является источником соблазна для весьма немалого числа людей, которые не укоренены в вере и о Церкви судят исключительно по поведению священнослужителей.

Всегда ли критика от лукавого? Лукавая критика от лукавого, а если критикующий здраво и конкретно обозначает существующую проблему, руководствуясь не желанием "попинать попов", а внести ясность в определенные вопросы, исправить объективные недостатки, то диалог не просто возможен, но и необходим.

У меня был один знакомый артист. Каждый раз после спектакля, уйдя со сцены за кулисы, он спрашивал у коллег: "Скажи, ну как я? Нормально?" А так как он артист весьма неплохой, практически всегда слышал в свой адрес: молодец, великолепно! Однажды он мне признался: я задаю этот вопрос в надежде на то, что меня однажды отругают за плохо сделанную работу, чтобы у меня был стимул сделать лучше.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама