ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ушел в интернет, буду завтра

14 апреля 2011

Мир компьютеров, интернета так прочно вошел в нашу жизнь, что сейчас пытаться скрыть его от ребенка бессмысленно. Если ребенок хочет общаться в сети, он найдет эту возможность: не дома, так в школе, не в компьютере, так в мобильном телефоне, не у себя, так у друга. Как сделать это общение безопасным для души и жизни, на что тут могут влиять родители и как распознать интернет-зависимость?

Что он там делает?

Ребенок приходит из школы и первым делом включает компьютер. Он проводит за ним несколько часов в день. Родители беспокоятся: вдруг это уже интернет-зависимость? Может быть, его уже пора лечить? Может быть, надо просто отнять у него этот компьютер, надо же как-то спасать ребенка?

Но, прежде всего, "сидеть за компьютером" или "сидеть в интернете" – – это очень неконкретно. Каждый занят своим делом: один собирает материалы к реферату, другой украшает свою страничку "ВКонтакте" и вывешивает фотографии, чтобы показать их друзьям, третий пишет бабушке, четвертый тестирует новый дизайн форума... Интернет – – это удобный способ размещения, хранения и поиска информации; вещь такая же нейтральная в смысле добра и зла, как и сам компьютер, как книга, как радиоприемник и злополучный телевизор.

Интернет – – целое окно в мир для инвалида, относительно безопасная возможность обзавестись друзьями для малообщительных, тревожных, страдающих социофобией людей. Это возможность быстрой помощи и поддержки ("Теперь у меня есть как минимум 20 человек, которые в любой момент придут мне на помощь", – – говорит знакомая о своих ЖЖ-френдах); возможность стремительной организации в нужный момент (опыт тушения пожаров прошлым летом); возможность быстро собрать средства (знаю множество случаев, когда онлайновые друзья месяцами оплачивают нуждающимся семьям няню, коррекционные занятия для ребенка или просто скидываются на повседневные нужды). Читая популярные страшилки о том, что виртуальный мир – – это только иллюзия общения, я вспоминаю своих онлайновых подруг, отношения с которыми давно и прочно перешли в реальный мир; виртуальное общение – – только удобная форма поддержания контакта. Да и родных, живущих за три тысячи километров, я чаще вижу по скайпу, чем лицом к лицу. Универсальная библиотека, возможность моментально получить любой совет, не терять старых друзей и находить новых, прямая связь с нужными людьми по всей Земле – – это замечательный инструмент, и без него жить было куда сложнее.

Но когда твой ребенок часами сидит, уткнувшись в монитор, и совершенно тебя не видит, и не делает уроки, и отмахивается от тебя, и ест у компьютера, даже не замечая, что он вообще ест, – – все эти соображения вылетают из головы.

Пойманные в сети

Первый вопрос – – как понять, что дело плохо? Где грань между зависимостью и нормой? Специалисты на этот вопрос отвечают по-разному, но сходятся в одном: количество часов, проводимых за компьютером, не показатель. А что показатель?

"Определяя, насколько близко к опасной грани подошло увлечение ребенка компьютером, стоит ориентироваться на мотивы, которые лежат в основе такого поведения, – – говорит патопсихолог Наталья Науменко. – – Традиционно специалисты выделяют два типа зависимого поведения: транзиторный (проходящий) и прогредиентный (развивающийся далее). В первом случае основной мотив – – характерное для подростков желание "быть как все", "быть не хуже других" и т. п. В этом случае главное для них – – общение, пусть даже в киберпространстве. И хотя формы такого общения отличаются от тех, которые были распространены в докомпьютерную эпоху, подростки удовлетворяют свою потребность в интимно-личностном общении, а это, по сути, нормально".

Младшие дети за компьютером в основном играют, подростки – – общаются, в полном соответствии с ведущими возрастными потребностями. Подросток учится жить среди людей, находится в поиске самоидентификации, сравнивает себя с другими. "Поэтому, – – говорит Науменко, – – если подросток проводит много времени в интернете ради того, чтобы обменяться мнениями, скачать музыку или доказать свою "крутость", пройдя на следующий уровень игры, скорее всего, мы имеем дело с первым вариантом".

Большинство подростков зависают в социальных сетях и попутно обмениваются мгновенными сообщениями. Эти занятия, как свидетельствуют австралийские ученые Уилсон и Форнасьер, характерны в основном для экстравертов. Австралийцы Кэмпбелл, Камминг и Хьюз из Сиднейского университета опубликовали весьма оптимистичное исследование, основанное на опросе подростков. Они утверждают: интернет – – это площадка, где подростки овладевают навыками создания социальных связей, заводят друзей, учатся общаться, получают поддержку. Те, кто заходит в сеть "пообщаться", считают, что интернет дает возможность застенчивым людям с плохими навыками общения все же заводить контакты в относительно безопасном окружении – – это потом очень помогает им в реальной жизни.

Одинокие и непонятые

В гораздо большей опасности находятся другие дети – – одинокие, непонятые, погруженные в себя. "Во втором случае ребенок с помощью компьютера удовлетворяет иные, более глубокие потребности, – – продолжает Наталья Науменко. – – И мотивы его поведения не столь очевидны. Кто входит в группу риска? Подростки с определенным личностным складом и те, кому не удается реализовать себя в общении со сверстниками. Люди, склонные к зависимостям вообще, и в частности к компьютерной, обычно плохо умеют планировать свои действия и придерживаться этих планов, они склонны к навязчивостям – – в мыслях, чувствах, действиях. Кроме того, к компьютерной зависимости может подталкивать тотальное ощущение одиночества, своей "непонятости", "непринятости" как в среде ровесников, так и в отношениях с близкими.

Важным и, пожалуй, самым тяжелым симптомом компьютерной зависимости является видимое различие в настроении и самочувствии человека – – радостное, даже эйфоричное состояние за компьютером и мрачное, раздражительное, депрессивное – – без него".

К критериям интернет-зависимости, помимо эйфории за компьютером и ощущения пустоты без него, принято относить: отсутствие самоконтроля – – невозможность остановиться, контролировать время, проводимое за компьютером; ущерб, наносимый человеческим связям в реальном мире; вранье другим людям о своих занятиях; проблемы, возникающие в работе и учебе.

От чего зависит зависимость

Специалисты по зависимостям делят их все на две большие группы: химические (алкоголь, табак, наркотики) и нехимические. В ряду нехимических рассматривают зависимости от отношений, еды, покупок, телевизора, работы, даже спортивных упражнений – – и, само собой, от компьютера и интернета. По словам профессора СПбГУ Алексея Егорова, автора книги о нехимических зависимостях, "любой человеческий поведенческий акт таит в себе угрозу возникновения зависимости к нему. Как ни парадоксально это звучит, но все многообразие нашей жизни – – это богатство потенциальных аддикций". Если в каком-то занятии есть что-то хорошее, приятное, приносящее какое-то удовольствие – – от него можно впасть в зависимость.

Проблема, по сути, не в компьютере, вообще не в объекте зависимости – – проблема в самом человеке, в его внутренней пустоте, жаждущей насыщения, в неумении решать проблемы, в душевной неразберихе.

Исследования, проводимые в разных странах мира, одинаково демонстрируют: интернет-зависимость – – только симптом более глубоких проблем личности.

Китайское исследование Департамента эпидемиологии и статистики показывает: у интернет-зависимых студентов выше уровень депрессии и, соответственно, чаще возникают мысли о самоубийстве. Корейские ученые Джи и Джен из Университета Милуоки, работавшие с младшими школьниками, показали, что уровень интернет-зависимости значительно выше у агрессивных детей. Джеон и Ким из Мичиганского университета выявили такую стойкую связь депрессии с интернет-зависимостью, что даже рекомендуют врачам задавать родителям вопросы о времени, проводимом в интернете, при диагностике депрессии и других расстройств настроения у детей. Моррисон и Гор из британского университета Лидс опросили более тысячи человек; почти все интернет-зависимые в их выборке страдали депрессией – – от средней до тяжелой; люди без зависимости не имели и депрессии. Кроме того, Моррисон и Гор выяснили, что зависимые люди чаще проводят время в чатах и на игровых сайтах, то есть явно предпочитают виртуальные суррогаты реальной жизни.

На первый взгляд кажется, что интернет втягивает в себя детей и доводит их до депрессии. Однако депрессия и тревожность не следствие, а причина избыточного сидения за компьютером. Дети прячутся в него от реальных проблем в семье и школе, от страхов, от своей неуспешности, неспособности справиться со своими бедами, от одиночества. Иногда они просто выгораживают для себя личное безопасное пространство: в школе давят учителя, дома давят родители – – ушел в виртуал, повернулся ко всем спиной... и, наконец, свободен, силен и счастлив.

Тайваньские специалисты Ко, Йен, Чен и их коллеги, работая с группой старшеклассников, выявили и другие предпосылки развития интернет-зависимости: это социофобия, дефицит внимания и гиперактивность (особенно у девочек) и враждебность (особенно у мальчиков). Мальчики, подчеркивают многие исследования, вообще гораздо более интернет-зависимы, чем девочки, интроверты – – больше, чем экстраверты.

Итальянцы Милани, Осуальделла и Ди Блазио из Миланского католического университета утверждают, что интернет-зависимость напрямую связана с неумением решать повседневные проблемы, плохими навыками общения, застенчивостью и отчужденностью от семьи, ровесников и школы.

Мама, не отворачивайся

Читая статьи об опасностях виртуального мира, родители часто отчаиваются: кажется, совсем нечего противопоставить этому страшному поглотителю детских душ, высокотехнологическому чудовищу. Однако исследования утверждают: от родителей зависит очень многое. Интернет-зависимость у детей напрямую связана с отношениями с родителями.

Специалисты из Аддиктологического центра Пекинской больницы попросили участников своего исследования вспомнить, какой стиль воспитания был принят в их семье. Интернет-зависимые молодые люди гораздо чаще контрольной группы не страдающих зависимостью отзывались о своих родителях как о людях эмоционально холодных, не отзывчивых. Родители слишком сильно вмешивались в дела детей или, наоборот, отвергали их; матери – – чаще наказывали. Кроме того, интернет-зависимость оказалась напрямую связана с пережитым тяжелым стрессом в отношениях с друзьями или в семейной жизни и с пассивной тактикой решения проблем. Упомянутые Джеон и Ким из Мичигана выяснили, что школьники тем реже страдают компьютерной зависимостью, чем чаще они куда-то ходят вместе с родителями и общаются с ними.

То есть чем более полной и счастливой жизнью живет ребенок, чем крепче он привязан к своим близким и своим друзьям, чем лучше умеет дружить и радоваться, чем здоровее его семья, чем богаче и ярче его реальные впечатления – – тем меньше вероятность, что он запутается во всемирной паутине.

Все это не значит, что если у вас общительный ребенок и счастливая семья, то вам не надо ничего делать – – переболеет, как ветрянкой. Надо. Прежде всего потому, что у самого ребенка еще не вполне развиты механизмы самоконтроля. Он еще не в состоянии следить за временем – – поэтому именно родители должны устанавливать границы. Ребенку все любопытно – – поэтому именно родители должны объяснять ему правила безопасности, а кое от чего и просто ограждать, пока не заработают внутренние фильтры.

Если ребенок все-таки явно проводит за компьютером слишком много времени, ест за ним, не спит и даже прогуливает школу, то специалисты советуют не устраивать конфронтации: не выбрасывать компьютер, не высмеивать, не бранить – – спокойно объяснить свою озабоченность, твердо установить границы и не торговаться из-за них. Границы должны быть реалистичными, а лишения – – разумными: глупо лишать компьютера в разгар работы над рефератом или проектом. Наталья Науменко советует, кроме того: "Во-первых, не выгораживать в тех ситуациях, когда из-за компьютерной зависимости у ребенка возникли неприятности: этим только подкрепляется зависимость.

Второе – – максимально наполнять жизнь подростка событиями: поездками, интересными занятиями. Иногда может понадобиться и более серьезное изменение образа жизни – – вплоть до перевода в другую школу, чтобы изменить круг общения". Это в основном касается одиноких детей, которых не принимают ровесники.

Источник: Нескучный сад

См. также
Интернет
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама