ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В.Р. Легойда: Религия и наука – это разные способы познания мира, которые не пересекаются и потому не могут противоречить друг другу

Легойда Владимир :: 14 апреля 2011

Противники строительства храма на территории комплекса МГУ на Воробьевых горах "находятся в плену старых советских мифов о вечной борьбе религиозности и учености", пишет председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в статье, опубликованной в газете "Известия" (выпуск от 14 апреля 2011 года).

Есть надежда, что у МГУ скоро появится еще один храм – на Воробьевых горах. И храм этот станет воплощением гражданской инициативы – студентов и преподавателей, попросивших Виктора Садовничего о строительстве церкви на университетской территории, вблизи учебных корпусов. Инициатива не осталась без внимания Патриарха Кирилла, который в письме ректору МГУ поддержал просьбу университетского сообщества.

Сегодня Церковь в лице ее Предстоятеля возвращает обществу забытые нормы университетской культуры, которая испокон века была тесным образом связана с традицией церковной учености. Ведь большинство старейших университетов мира начиналось с развития богословской науки и храмостроительства.

Казалось бы, в традициях сомневаться не приходится. Однако столичные атеисты оказались задеты за живое этой историей и пригрозили жалобами и даже митингами в случае, если начнется возведение церкви. Поражает, признаться, заявление адептов атеистической идеологии о том, что строительство храмов при университетах "отклоняет Россию от прогресса". На мой взгляд, развиваться нам мешают лень, нравственная деградация и интеллектуальная похоть, но никак не новые или старые храмы. Вообще, попытки заявить, что строительство храмов тормозит науку, – признак того, что их авторы находятся в плену старых советских мифов о вечной борьбе религиозности и учености. Мифы эти откровенно абсурдны.

Религия и наука – это разные способы познания мира, которые не пересекаются и потому не могут противоречить друг другу. Наука отвечает на вопросы причинности ("как" и "почему"), а религия – целеполагания ("для чего" и "зачем"). С помощью религии человек обретает твердые смысложизненные ориентиры, с помощью науки – изучает окружающую среду. Великий русский философ, академический ученый Алексей Федорович Лосев говорил, что в религии человек ищет самореализации в вечности. У научного поиска просто не может быть такой цели. Если мы убеждены в противоречиях религии и науки, мы просто не понимаем природы ни одной из них. Конфликт здесь может быть лишь тогда, когда религия или наука переходит границы, так сказать, своей компетенции.

Именно с этим связаны известные конфликты в истории: те же дела Коперника или Галилея. Сам Галилей эти пределы прекрасно понимал. Библия, по словам этого великого ученого, была написана для того, чтобы объяснить человеку, как взойти на небо, а не для того, чтобы описать, как это небо устроено. Увы, здравую позицию ученого о разграничении полномочий веры и науки (о разграничении, но не о конфликте!) не разделял его современник – папа Урбан VIII. Не потому, что был католиком (Галилей тоже таковым был и сознательно оставался до конца своих дней), но потому, что ему просто неясна была эта граница.

Поэтому говорить сегодня, что строительство храмов есть преграда для науки, – это все равно что пытаться с помощью микроскопа найти Бога, либо с помощью религии объяснить, как вертится Земля. И то, и другое противоречит интересам как религии, так и науки. И никакого конфликта между ними нет и быть не может – как не может быть, к примеру, конфликта науки и поэзии. А если кто-то считает иначе, то он должен поместить в один смысловой ряд христиан, мусульман, буддистов и... физиков. Надеюсь, до этого не дойдет.

Другое дело, что для целостного мировоззрения необходим ответ на вопросы о жизни и смерти. Он важен, так как определяет ценностные ориентиры жизни человека. Причем ответ этот у верующего и у атеиста будет разным. Но в любом случае не будет влиять на объективность научного поиска! Любой ученый знает, что эксперимент может считаться научным тогда, когда он совершается независимо от того, кто его проводит, в какой стране и т.д. И если ученый перед началом эксперимента зайдет в храм на богослужение, это не значит, что у него стрелка амперметра будет по-другому отклоняться. А вот что действительно является сегодня проблемой, о которой противники университетских храмов не говорят, так это то, что богатейшее наследие раннехристианской духовно-интеллектуальной традиции достоянием современной науки не стало. Или стало не в полной мере. Одна из причин в том, что, хотя язык современной науки и формировался в Европе и прежде всего верующими людьми, огромный корпус святоотеческой литературы на этот научный язык переведен не был.

Христианские аскеты сделали такие открытия о человеке, какие, с позволения сказать, и Фрейду не снились. Не научные, конечно, открытия по своей форме, но, например, вполне детальные описания многих психологических законов развития личности. Западная культура прошла мимо трудов отцов Церкви и христианских подвижников-аскетов, веками изучавших потаенные законы человеческой души. В итоге эти открытия о человеке, по словам современного философа С.С. Хоружего, наукой не были "опознаны и признаны". И не дело сейчас думать, чья в том вина. А вот изменить ситуацию можно и нужно.

Стрессы, страсти, нервное напряжение, тоска от одиночества – недуги современного человека, изучаемые психологами и исправляемые психотерапевтами, хорошо известны церковному пастырскому опыту. У христианства есть колоссальный опыт анализа движений сердца, наверняка необходимый современной науке. И есть ли в таком случае нам смысл воевать – или лучше говорить друг с другом в конструктивном тоне, а не с помощью митингов и писем в прокуратуру?

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама