ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Вечерняя Москва": Сергей Минаев. Школьные годы – чудесные? О святых в программе среднего образования

27 февраля 2004

Дискуссия о введении в школьную программу основ православной культуры (ОПК), которую рискнула начать на своих страницах «Вечерняя Москва», очень своевременна. Однако видно, что дискуссия ведется с непривычки причесанно.

Проблема введения нового предмета в школьную программу упирается вовсе не в то, как он будет называться и какие там будут учебники, а в то, кто будет учить. Не писать учебники и методички в удаленных от школы академических кабинетах (здесь таланты наверняка найдутся), а лично стоять у доски и время от времени вызывать к этому истязательному инструменту двоечников. Здесь есть два варианта, из которых нужно сделать однозначный выбор – либо это будет обычный светский (чуть не написал это слово с буквой «о») учитель, либо служитель церкви. Разберем оба варианта. Если церковное руководство и Министерство образования согласны с тем, что вести предмет может светский учитель, то они должны согласиться – нет никакой необходимости вводить отдельный предмет. История религии может (да, в общем-то, и должна) стать частью обычной истории, священные писания – частью литературы (кстати, здесь, кроме Библии, нелишне будет упомянуть и Коран), ну а если кому-то очень нравится учить класть поклоны (здесь я опять залезаю в область ислама), то для этого есть урок физкультуры. Скорее всего, наибольшие возражения могут возникнуть у физиков, которым предложат изложить еще одну версию образования Вселенной – за шесть дней, да у биологов – в вопросах об эволюции видов в Ноевом ковчеге. Они, видимо, будут спорить с необходимостью излагать на своих уроках точку зрения церкви. И я опасаюсь, что именно ради предотвращения этих споров инициаторы введения ОПК и носятся с идеей ввести отдельный курс. Но если не отспориться сейчас, то почва для спора никуда не исчезнет – она просто переместится из учительской в головы школьников, которым в разных кабинетах будут рассказывать диаметрально противоположные вещи. Хорошего в этом мало.

Еще меньше хорошего будет, если в школах появятся «люди в черном» или же «люди в белом», которые понесут Слово Божие безгрешным и прочим чадам. Будут ли они работать бесплатно? Если да, то рано или поздно мы столкнемся с разросшейся и дурно пахнущей проблемой ученических взяток – причем в наиболее лицемерной ее форме. Если нет, то откуда возьмутся деньги для оплаты их труда? Я утверждаю, что даже если сначала им будет платить церковь, рано или поздно окажется, что они будут существовать за счет остальных учителей. Боюсь оказаться правым, но такие вещи имеют склонность оказываться «последними каплями», переполняющими чашу терпения системы среднего образования.

Работа в этой системе – особенно не в Москве – очень далека от санаторно-курортного существования. Скорее, она диаметрально ему противоположна. Да, среди учителей есть самородки и подвижники от педагогики, но они в заметном меньшинстве. В большинстве – люди, для которых по каким-то причинам закрыты более денежные или интересные перспективы, и которые вынуждены коротать годы до пенсии в постоянных стычках со школьными хулиганами. Они уже предрасположены к смирению и упованию на высшие силы (либо озлоблены до крайности); в любом случае лучше уж церкви, ищущей возможность пробиться к детским душам, обратить свое внимание на этих учителей и сначала помочь им, чтобы потом помогать через них. Но делается ли это? Я знаю не так уж много работников системы образования, но по тем, кого я знаю, скажу – скорее нет, чем да.

Все это наводит меня на подозрения, если не сказать – уверенность: идея введения в систему среднего образования курса «Основы православной культуры» есть не что иное, как попытка Русской православной церкви какимто образом гарантировать свое привилегированное место в обществе и обеспечить стабильность своего существования. Цель сама по себе неплоха – она естественна для любого сообщества людей, что бы их ни объединяло. Плох метод ее достижения: внедряться в ослабленную систему, преследуя главным образом собственные цели, в живой природе называется словом «паразитизм».

Увы, это не оскорбление, это термин.

Сам я учился в школе, где было своего рода религиозное образование. Оно называлось пионерской организацией, Ленинианой и красными уголками. И если правду говорят, что в современной России какую бы партию ни создавали, все равно получается КПСС, то вряд ли введение курса основ православной культуры приведет к какому-то сильно отличному от «звездочек» и «линеек» результату. Стоит ли ради этого стараться? Сомневаюсь. Я бы с удовольствием прочитал учебник Наталии Трауберг по истории католицизма, на появление которого надеется в своем тексте Дмитрий Быков, но вряд ли штамп Министерства образования добавит этой книге ценности.

"Вечерняя Москва", 22 февраля 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама