Протоиерей Всеволод Чаплин комментирует последние церковные события и свои заявления, вызвавшие бурный резонанс
Как три священника завели себя в тупик
Отец Всеволод, недавно три ижевских священника выступили с резким обращением о ситуации в Церкви, упреками в экуменизме, сближении с Ватиканом, властями, бизнесом и прочих грехах. Как вы оцениваете их позицию, ведь вы знакомы с ними лично?
Я действительно с юных лет знаю неформального лидера этой группы отца Сергия Кондакова. Этот человек немало сделал и у себя в приходе, и на ниве взаимоотношений с воинством. Может быть, захотелось большего. Захотелось участвовать в общецерковной дискуссии. Однако, на мой взгляд, отец Сергий не заметил, что сейчас для этой дискуссии есть вполне работоспособные формы то же Межсоборное присутствие. И те темы, которые он поднял, на площадке Межсоборного присутствия обсуждаются. В это обсуждение вполне можно было включиться. Многие вопросы, которые ставятся в обращении, давно получили ответ. Нет и не будет никакой унии с Ватиканом. Мы давно не участвуем в так называемых экуменических богослужениях. Церковными орденами награждаются не только бизнесмены и чиновники, но и многие простые труженики, как церковные, так, например, и творческие. В то же время известно, что цари и князья, даже не самые успешные и высоконравственные, строили храмы, и именно за это их сейчас помнят, не забывая и об их исторических грехах. Так было всегда, так будет и дальше. В обращении приводятся обвинения в некоторых грехах. Но никакого обвинения не может быть, если ты не называешь конкретное лицо и конкретный грех и не готов эти обвинения доказать. Иначе ты сам оказываешься под наказанием, положенным за обвинение, которое ты высказал. К сожалению, вместо участия в общецерковной дискуссии, для которой сегодня есть все возможности, три священника завели себя в духовный и жизненный тупик. Настоящая христианская жизнь возможна только в истинной Церкви, в которой есть разные люди, но при этом они способны сохранять единство. Нет настоящей жизни ни в псевдоправославных юрисдикциях, где люди борются друг с другом, как пауки в банке, ни в создании псевдокатакомб, где ты можешь окружить себя несколькими десятками сторонников и рассказывать им, что ты последний пастырь во вселенной. Это тупик, в котором оказались три священника. Очень хочется надеяться, что не окончательно.
Не надо ломать народ через колено
Ваши последние заявления, в том числе о необходимости дресс-кода в обществе, критикуют в прессе, а люди при голосовании в различных ток-шоу вас, как правило, поддерживают. Почему так?
Это показывает серьезное расхождение вплоть до полярности между настроениями большинства народа и настроениями некоторой части нашей элиты. Я сам не ожидал, что по достаточно смелому предложению об общественной регламентации внешнего вида людей меня поддержит около половины аудитории даже либеральных СМИ. И это несмотря на все отчаянные попытки некоторых публицистов карикатуризировать тему и много раз прокричать, что одежда это сугубо личное дело человека и никто никогда не должен больше в него вмешиваться. На самом деле это не так, и все это прекрасно понимают. Поэтому вопрос стоит достаточно остро. Элита должна научиться понимать народ, любить его и следовать его общественным установкам, а не пытаться все время ломать его через колено, радикально менять его сознание. Да по большому счету это все и невозможно. Вот почему попытки проведения реформ без народа в России неизменно терпели крах и всегда крах потерпят.
И флешмобы могут быть православными
Как же православному большинству страны о себе заявлять?
Надо переходить от пассивности и ожидания милости власти к активному гражданскому действию. И формы для этого всегда найдутся. Это и общественные объединения разного рода, и флешмобы, и мобилизация людей с помощью Интернет. Это все сегодня, как мы с вами знаем, прекрасно работает. Меня очень вдохновили два примера такого действия. Массовый отклик православных христиан на беду, пришедшую прошлым летом с жарой и пожарами. И участие наших мирян в слушаниях, посвященных строительству храмов в спальных районах Москвы. Группа антиклерикалов, направляемая несколькими фигурами в нашей и западной элите, пыталась запугать православных христиан своими протестами. Но они собирали в лучшем случае несколько десятков человек.
Источник: Крестовский мост