ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Путем горчичного зерна

21 апреля 2011

"Очень маленькая вера" – так назывался репортаж Дмитрия Соколова-Митрича, который получил сильнейший резонанс как в церковных, так и в светских кругах. Причем среди тех, кто солидарен с автором, оказалось достаточно представителей духовенства и, наоборот, с критикой текста выступили в том числе и многие миряне и даже неверующие. Дьякон Андрей Белоус из города Ангарска – один из тех, кто не согласен с основными тезисами публикации. Другие значимые высказывания в рамках этой полемики – как "за", так и "против".

Cкажу сразу: очень со многим в статье Дмитрия Соколова-Митрича я не могу не согласиться. А о чем-то, например о "церковном феодализме", сам мог бы написать гораздо жестче. Ведь я нахожусь внутри этой системы и знаю, что это такое, когда в глазах начальства правота принадлежит тому, у кого выше должность. Скажем прямо: сегодня даже обязательные для всех решения Архиерейского собора в некоторых епархиях не всегда выполняются. И это тоже следствие феодализма.

Однако, увы, статья Соколова-Митрича, с одной стороны, бьет по этому феодализму, но с другой – его укрепляет. Ведь идейная основа обсуждаемого феодализма – в убеждении, что там, в Москве, все разговоры о миссии ведут бездуховные управленцы, которые ничего не понимают вне своих аппаратных интриг. Раз эти "москвичи" "России не знают", то и все их прожекты не имеют отношения к реальной жизни, и выполнять их мы не будем. Ведь тут народ другой, мы не русские, мы, например, сибиряки. Это настроение в статье поддерживается. А я поспорю.

Да, работа в любой бюрократической структуре накладывает свой отпечаток. Но, во-первых, веру человек при этом не теряет. А во-вторых, при чем тут Москва? Нашим провинциальным феодалам стоило бы посмотреться в зеркало, прежде чем ругать московских аппаратчиков. Многие из них в своих недостатках перегоняют столичных коллег. Они не будут заниматься никаким "вторым Крещением" – просто потому, что неплохо устроились в жизни и делать ничего не хотят. И таким людям обсуждаемая статья дает основания сказать: "Всю эту миссию придумали оторванные от жизни аппаратчики, она бесполезна, так что сиди на приходе и не высовывайся".

Кстати, странно слышать, что якобы из-за активного развития миссионерства у кого-то из духовенства, увы, ухудшилось отношение к церкви. Потому что никакого активного развития миссии пока нет. Наш приход не стал более миссионерским за два года. Даже здесь я не могу в одиночку что-то изменить, потому как я – простой дьякон и больше никто. Вполне себе "афонская" система. Только высокодуховных пастырей, Иоаннов Кронштадтских она почему-то не производит. Скорее, требоисполнителей без собственного мнения.

Если священник заявляет, что он не способен быть пастырем, почему он считает себя вправе оставаться священником? Ему нужно проситься в запрет по причине "профнепригодности", а не давать советы всей церкви

Благо для церкви – это выполнение Ею своего долга. А долг церкви – в словах Христа, обращенных к апостолам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20). Служим ли мы делу, которое Господь нам поручил? Даже если весь мир будет нас гнать, бросать на растерзание львам, сжигать, распинать, как первых христиан?

Автор статьи, может быть, просто не понимает очень важного принципа церковной проповеди – обличение греха, – что не нравится очень многим. Мы называем аборт убийством, и часть женщин каются, а часть начинают ненавидеть церковь. Мы развиваем миссионерство, и это не нравится очень многим: либералам, атеистам, сектантам, оккультистам. Конечно, мы можем пытаться говорить так, чтобы никто не мог "придраться", но "придирки" будут все равно. Евангелие обличает дела тьмы – блуд, воровство, убийства. Поэтому проповедь и неприятна Волочковой, снимающейся обнаженной для привлечения к себе внимания.

Соколов-Митрич говорит, что Патриархия не понимает собственных священников. Это так лишь отчасти. Все привыкли к тому, что в течение 20 лет православного возрождения нашим приоритетом было строить храмы. А теперь вдруг выясняется, что надо еще идти к людям с проповедью. Но уже целое поколение священников выросло с твердым убеждением, что их задача – просто строить церкви и окормлять тех, "кого Бог Сам приведет". Миссионерство для них в лучшем случае сводилось к оборонительной борьбе с сектами. Не стояло задачи обратить местных баптистов или пятидесятников, речь шла об удержании в православии тех, кто православным родился, но веры своей совсем не знает. На этом фоне выборы патриарха вдохнули надежды в тех, кто желал миссии, но озлобили тех, кто этой миссии противился. Многие просто успели забыть, что миссионерствовать церковь призвал Христос, а кто-то вообще решил, что всю работу за них сделает патриарх. В крайнем случае вместе с митрополитом Иларионом и дьяконом Андреем Кураевым.

Но никто ничего за нас не сделает. Предстоятель церкви даже помочь духовенствуне сможет, если не будет знать, как обстоят дела на местах. А информация в центр может поступать либо официально – из отчетов; либо неофициально – из доносов. И я бы посоветовал отцам, с которыми беседовал Соколов-Митрич, радоваться, что их просят писать отчеты, а не доносы на своих епископов. Иначе как патриарх защитит священника, на которого ополчился архиерей? По отчетам и будет видно, кто как справляется со своим служением, кому пойти на повышение, кому – на покой, кто самодур, а кто мудро управляет епархией или приходом. Но именно этого боятся – что появится объективный критерий оценки. А почему нет? Это единственная реальная альтернатива "феодализму".

Также и с неизбежным увеличением числа сотрудников епархиальных управлений.По определению не может эффективно работать миссионерский отдел с одним председателем и его замом в штате. Но большее число сотрудников требует управленческих технологий. Причем нет нужды привносить эти технологии извне: все люди (и православные священники отнюдь не исключение) испокон веку используют те или иные техники в общении, журналистике, аналитике, управлении. Просто обычно мы их не осознаем. И никуда нам не деться от использования шаблонов и алгоритмов. Вот если мы начнем ими пренебрегать, все будет выходить спонтанно и неорганизованно.

Не буду спорить, нужны ли нам духовные авторитеты. Конечно, нужны, но не надо видеть в них панацею. Святой Иоанн Кронштадтский не предотвратил революции. А если священник заявляет журналисту, что он не способен быть пастырем, вопрос лишь один: почему он считает себя вправе оставаться священником? Ему нужно проситься в запрет по причине "профнепригодности", а не давать советы всей церкви. Однако батюшка настаивает: раз я не могу быть миссионером – значит, миссия в принципе не нужна. Если ты любишь людей, то будешь заботиться о них, стремиться к проповеди, к спасению их душ.

Как сказал апостол Павел, "если я говорю языками человеческими и ангельскими,а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий" (1 Кор. 13:1-2).

Можно ворчать и критиковать, а нужно – действовать. Простите, но если в вашу семинарию не идет молодежь, если в монастырях вашей епархии нет монахов, виноват в этом не патриарх и не протоиерей Всеволод Чаплин, а вы сами. Именно вы не организовали миссию, завалили просвещение, никого ничему не научили. Вы требуете дел от других, а о своих делах говорите "нету". Это и в самом деле "очень маленькая вера" – ваша маленькая вера...

Источник: Русский репортер

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама