ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Светлое Христово Воскресение

Денис Каменщиков :: 26 апреля 2011

"Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых: восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, – восходите и вы; Христос из гроба, – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть. Отлагается ветхий Адам, совершается новый: если кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17); обновляйтесь.

... Пасха, Господня Пасха!" – говорит в своем Слове на Святую Пасху святитель Григорий Богослов. После Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы грядет совершенно особая пора в жизни Церкви – время великой радости о Воскресшем Спасителе.

Праздников праздник

В ряду всех христианских праздников Пасха занимает центральное место. По словам святителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть воскресение и жизнь. Сокрушив державу смерти, Спаситель открыл путь к бессмертию, к вечной жизни. ... Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1, 18–20).

Как пишет литургист Г. Шиманский, "Христос воскрес и явился победителем смерти. Но и после Его воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает косить свою жатву, переплавляя сосуды нашей души (тела) для воссоздания в день воскресения в новом, обновленном виде. И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева <...> Наше тление в смерти есть путь к нетлению". Доказательством грядущего восстания из мертвых каждого человека и есть Славное Воскресение Христово. Вот почему такой восторг и ликование чувствует душа христианина в день Святой Пасхи!

Пасха страданий и Пасха Воскресения

Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольские времена. Древняя Церковь соединяла в нем два воспоминания – о страданиях и воскресении Спасителя, и, таким образом, празднование длилось две седмицы. Первая седмица называлась Пасха Крестная, или Пасха страданий, она предшествовала дню Светлого Христова Воскресения. Вторая именовалась: Пасха Воскресения, и следовала уже после него. Пасха страданий чествовалась постом, Пасха Воскресения – отмечалась с великою радостью. После Никейского Собора в употребление входят привычные нам названия: Страстная и Светлая седмица, а сам день Воскресения Христова называется Пасхой.

"Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех..."

С апостольских времен богослужение на Пасху совершается ночью. Темные облачения духовенства сменяютсябелыми, а затем красными. В храме возжигается все освящение, верующие стоят с зажженными свечами в знак великой радости. Богослужение на Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы совершается при открытых Царских, а также северных и южных вратах, символизируя то, что Господь Иисус Христос Своим Славным Воскресением открыл для человека Царствие Божие.

На пасхальной заутрене и утрене Светлой седмицы, как правило, не читают шестопсалмие, не совершается полиелей, не читается Евангелие и не поется великое славословие. Вместо псалмов во время богослужений на Пасху и всю Светлую седмицу поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христа и Его победу над адом и смертью. (Сохраняются только стихи из псалмов на "Господи, воззвах" и хвалитех.)

В знак особого молитвенного ликования Церковь совершает все богослужения почти не прекращающимся пением.

Перед началом пасхальной заутрени, за час или полтора, совершается полунощница. На 9-й песне канона Великой Субботы плащаницу, находящуюся на середине храма, уносят в алтарь и полагают на престол, где она остается до отдания Святой Пасхи в знак сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

Начало пасхальной заутрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма. Священнослужители облачаются во все священнические одежды. Настоятель вместе с диаконом кадит престол. После каждения духовенство в алтаре при закрытых Царских вратах поют трижды стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Когда стихира поется в третий раз, Царские врата отворяются, духовенство исходит на солею, а хор подхватывает: "И нас на земли сподоби...". Начинается крестный ход. Звучит трезвон. Крестный ход движется вокруг храма с пением стихиры: "Воскресение Твое, Христе Спасе..."

Крестный ход в Пасхальную ночь символизирует евангельские события, когда жены-мироносицы, узнав у Гроба Господня о Воскресении Христовом, поспешили в Иерусалим рассказать апостолам о случившемся.

А происходило это так. Женщины, которые присутствовали на Голгофе и при погребении Господа, по своей любви к Спасителю сожалели, что тело Христа не было помазано миром, как это полагалось по иудейскому обычаю. Поэтому они, проведя, по заповеди, субботний день в покое, на рассвете спешат ко Гробу, чтобы отдать последний долг любимому Учителю. Жены-мироносицы приходят ко Гробу и видят Ангела, сидящего на камне. ...Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег... Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых... (Мф. 28, 3–7)

Жены-мироносицы поспешили в Иерусалим возвестить эту благую весть.

Итак, крестный ход, обойдя храм, останавливается на паперти или в притворе перед затворенными церковными дверями. Трезвон прекращается. Настоятель, взяв кадило и стоя лицом на восток, трижды крестообразно знаменует кадилом церковные двери и возглашает начало пасхальной заутрени: "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице..."

На утрене поется Пасхальный канон – творение великого песнотворца преподобного Иоанна Дамаскина. Начало ирмосов каждой песни запевается в алтаре, а хор продолжает пение. После каждого тропаря поется припев "Христос воскресе из мертвых". Каждая песнь завершается повторением ирмоса. В заключение также поется тропарь "Христос воскресе из мертвых...".

Священник с диаконом на каждой песне канона совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих. В левой руке у священника – крест и пасхальный трисвечник. Кадя молящихся, он приветствует их словами: "Христос воскресе!". Верующие отвечают: "Воистину воскресе!".

После пения хвалитных стихир читается Слово огласительное на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

"...Все-все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: "Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих" (см.: Ис. 14, 9). Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?! (1Кор. 15, 55) ..."

На Литургии положено читать 1-е зачало Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог... Читается оно несколькими священнослужителями на разных языках в ознаменование того, что апостольская проповедь распространилась по земле среди многих народов.

В конце Литургии совершается Чин освящение артоса. Артосом (в переводе с греческого означает "хлеб") называется большая просфора с изображением на ней креста или Воскресения Христова. Во время совершаемых на Светлой седмице крестных ходов с хоругвями, Евангелием и иконами несут также и артос. Исторически употребление артоса возникло в подражание Апостолам, которые по Вознесении Христовом на небо во время трапезы отлагали для Него часть хлеба и так представляли Его будто присутствующим среди них.

Совершается также освящение куличей, пасхи и яиц. Священник читает молитву из Требника: "Во еже благословити брашна, мяса во святую и великую неделю Пасхи". Во время кропления святой водой поются песнопения Пасхального канона.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама