Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы "слепо верим" всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – "Фома неверующий". Однако давайте посмотрим, действительно ли апостол Фома был таким отцом "критического реализма" и правда ли, что его вера была слабее, чем у других апостолов.
В эти дни Светлой седмицы мы много раз слышали рассказ четырех Евангелистов о событиях Воскресения Христова. И вот что говорит, например, апостол Марк:
Воскресший Христос уже явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам. "Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк 16:10-14).
Апостолы не могли поверить в это невероятное событие – воскресение из мертвых, хотя Христос многократно предсказывал им об этом. И теперь Он "упрекает их за неверие и жестокосердие".
А вот что пишет апостол Лука:
"Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.
Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними". (Лк 24:36-43)
Даже увидев Спасителя и коснувшись Его рук и ног, апостолы не могли до конца поверить. Христу пришлось есть рыбу и мед у них на глазах, чтобы убедить: да, это невероятное событие произошло!
А что же апостол Фома, который сказал, что "если не увижу на руках Его язв от гвоздей, и не вложу перста моего в язвы от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю"? Он, увидев Воскресшего Христа, как рассказывает апостол Иоанн, не стал ничего испытывать и сомневаться, он сказал сразу: "Господь мой и Бог мой!" (Ин 20:28). Сразу поверил.
И это неудивительно, потому что апостол Фома и раньше выказывал всецелую преданность Господу. Так, когда Христос говорил о своем намерении идти на опасную проповедь, Фома сказал другим апостолам: "Пойдем и мы умрем с Ним".
И впоследствии свою любовь к Богу он засвидетельствовал многими трудами проповеди и мученической смертью. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, апостол Фома преимущественно проповедовал "народам свирепым, диким и кровожадным". В основном, это были различные азиатские народы – например, персы. То есть у него была самая трудная и опасная миссия.
В частности, апостол Фома считается основателем Церкви в Индии. Здесь за обращение ко Христу жены и сына индийского царя он был пронзен копьями. Когда в 1500 году португальцы в первый раз приплыли к берегам Индии, то они нашли в Малипуре поселение христиан, которые говорили, что приняли веру от апостола Фомы. Еще в конце XVIII века этот город назывался городом апостола Фомы.
Таким образом, мы видим, что вера апостола Фомы была весьма сильной и даже больше, чем у многих других апостолов. Просто само событие Воскресение Христова настолько невероятно, настолько радостно, настолько преображает весь мир, что даже страшно было в него поверить, поверить, что неужели это правда, неужели такое счастье возможно в этом мире?
Мы помним, что когда апостол Павел проповедовал в Афинах, философы и все жители слушали его с интересом, но как только он дошел до воскресения мертвых, они сказали: "Об этом послушаем тебя в другой раз". То есть априори для них это была несбыточная мечта. Но те, кто почувствовал Бога, кто увидел Его не глазами, а увидел в своем сердце, – те поверили Ему.
В наше лукавое время пример апостола Фомы имеет для нас немалое значение – потому что не стоит быть легковерными и податливыми на любые чудесные явления. Ведь, как говорится в Евангелии, "восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мк 13:22). Не стоит думать, что вера – это слепое поклонение, что нужно отключать разум, не рассуждать, не сомневаться. Напротив, первая заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего... всем разумением твоим" (Мф 22:37). Не отключать нужно разум и не бояться вопросов, а честно искать истину. Как говорил Достоевский, "через горнило сомнений моя осанна прошла".
Нам не страшно ставить вопросы, не страшно критически смотреть на себя и окружающую действительность, нам не страшно жить. Не страшно, потому что мы знаем – знаем уже не из книг, не из рассказов других, а знаем из опыта своего сердца – знаем эту великую и всепобеждающую истину: Христос воскресе!
Источник: Православие и мир