ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Апостол Фома – отец критического реализма?

Иеромонах Симеон (Томачинский) :: 03 мая 2011

Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы "слепо верим" всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – "Фома неверующий". Однако давайте посмотрим, действительно ли апостол Фома был таким отцом "критического реализма" и правда ли, что его вера была слабее, чем у других апостолов.

В эти дни Светлой седмицы мы много раз слышали рассказ четырех Евангелистов о событиях Воскресения Христова. И вот что говорит, например, апостол Марк:

Воскресший Христос уже явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам. "Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк 16:10-14).

Апостолы не могли поверить в это невероятное событие – воскресение из мертвых, хотя Христос многократно предсказывал им об этом. И теперь Он "упрекает их за неверие и жестокосердие".

А вот что пишет апостол Лука:

"Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.

Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними". (Лк 24:36-43)

Даже увидев Спасителя и коснувшись Его рук и ног, апостолы не могли до конца поверить. Христу пришлось есть рыбу и мед у них на глазах, чтобы убедить: да, это невероятное событие произошло!

А что же апостол Фома, который сказал, что "если не увижу на руках Его язв от гвоздей, и не вложу перста моего в язвы от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю"? Он, увидев Воскресшего Христа, как рассказывает апостол Иоанн, не стал ничего испытывать и сомневаться, он сказал сразу: "Господь мой и Бог мой!" (Ин 20:28). Сразу поверил.

И это неудивительно, потому что апостол Фома и раньше выказывал всецелую преданность Господу. Так, когда Христос говорил о своем намерении идти на опасную проповедь, Фома сказал другим апостолам: "Пойдем и мы умрем с Ним".

И впоследствии свою любовь к Богу он засвидетельствовал многими трудами проповеди и мученической смертью. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, апостол Фома преимущественно проповедовал "народам свирепым, диким и кровожадным". В основном, это были различные азиатские народы – например, персы. То есть у него была самая трудная и опасная миссия.

В частности, апостол Фома считается основателем Церкви в Индии. Здесь за обращение ко Христу жены и сына индийского царя он был пронзен копьями. Когда в 1500 году португальцы в первый раз приплыли к берегам Индии, то они нашли в Малипуре поселение христиан, которые говорили, что приняли веру от апостола Фомы. Еще в конце XVIII века этот город назывался городом апостола Фомы.

Таким образом, мы видим, что вера апостола Фомы была весьма сильной и даже больше, чем у многих других апостолов. Просто само событие Воскресение Христова настолько невероятно, настолько радостно, настолько преображает весь мир, что даже страшно было в него поверить, поверить, что неужели это правда, неужели такое счастье возможно в этом мире?

Мы помним, что когда апостол Павел проповедовал в Афинах, философы и все жители слушали его с интересом, но как только он дошел до воскресения мертвых, они сказали: "Об этом послушаем тебя в другой раз". То есть априори для них это была несбыточная мечта. Но те, кто почувствовал Бога, кто увидел Его не глазами, а увидел в своем сердце, – те поверили Ему.

В наше лукавое время пример апостола Фомы имеет для нас немалое значение – потому что не стоит быть легковерными и податливыми на любые чудесные явления. Ведь, как говорится в Евангелии, "восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мк 13:22). Не стоит думать, что вера – это слепое поклонение, что нужно отключать разум, не рассуждать, не сомневаться. Напротив, первая заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего... всем разумением твоим" (Мф 22:37). Не отключать нужно разум и не бояться вопросов, а честно искать истину. Как говорил Достоевский, "через горнило сомнений моя осанна прошла".

Нам не страшно ставить вопросы, не страшно критически смотреть на себя и окружающую действительность, нам не страшно жить. Не страшно, потому что мы знаем – знаем уже не из книг, не из рассказов других, а знаем из опыта своего сердца – знаем эту великую и всепобеждающую истину: Христос воскресе!

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама